Библиографическое описание:

Бикмуллина О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 20-23.

 

В современном образовании значительную роль играют интеграционные процессы. В настоящее время интеграция в педагогике — это критерий «целостности и организованной регуляции образования». [7.] Наиболее активно интеграционные процессы происходят в художественной педагогике, поскольку единая художественная природа всех искусств созвучна полихудожественной природе самого ребенка.

Идею поли художественного подхода, впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б. Юсов определяя его как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».

В настоящее время создаются, полихудожественные программы для дошкольников, основанные на возрастных закономерностях их развития, «и на принципе единства, целостности, когда в центре внимания находится не предмет изучения (музыка, литература, изобразительное искусство), а ребенок, как целостный, единственный в своем роде мир, вмещающий все виды искусства…» [9.]

Подобная организация педагогического процесса в детском саду способствует развитию образного мышления детей, воображения и творчества, которые в данном случае формируются естественно, когда ребята выступают с позиции творцов, и, пользуясь доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.

Работая по программе Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», я осуществляю взаимодействие искусств на интегрированных занятиях, включающих в себя виды искусства и художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка, слушание стихотворений и художественной прозы, к которым добавила слушание музыкальных классических произведений, просмотр слайдовых программ, видео. Среди методов анализа художественного произведения использую такие, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени в изобразительном искусстве раскрывается в различных жанрах живописи. В пейзаже (И. И. Левитан «Золотая осень», В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Шишкин «Золотая осень», А. Жуков «Пруд в старом парке», И. Грабарь «Рябинка») и натюрморте (Г. Герасимова «Осенний натюрморт», П. П. Кончаловский «Клубника»). В музыке раскрывается через звуки природы, песни, музыкальные произведения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В литературе — через художественные средства выразительности (А. Толстой «Осень», Е. Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки…»): эпитеты, глаголы, прилагательные, интонация. Что позволяет показать, чем отличаются одни произведения от других, расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей.

Работая с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что они видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, видят и понимают на своем уровне, иногда поражая меня своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и меня.

Возможности мировой художественной культуры огромны. Необходимо лишь понять и отобрать те произведения искусства, которые являются для ребенка наиболее эмоционально значимыми. Главное условие: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов детей.

При этом ограниченный опыт и возможности дошкольника не позволяют ему самостоятельно постигнуть сложный мир человеческой души, отраженный в произведениях живописи. Здесь ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях искусства, и приобщит к способам его постижения. [2.] Музыка и поэзия «оживляют», дополняют картины. Так, изображая с детьми «Зимние мотивы», сами собой звучат стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес, стоит …», И. Бунина «На окне, серебряном от инея», В. Шикунова «Зимний сон». Передать колорит пейзажа помогают художественные средства — красочные эпитеты: серебряное окно, небо ярко-синее, синий мост из хрусталя. Рассматриваем картины: А. Васнецова «Зимний сон», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». После обмена впечатлениями дети имеют возможность создать образы не только в воображении.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать изобразительную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс. Рисование по произведениям, «по мотивам» прослушиваемых музыкальных композиций — возможность создать свой оригинальный рисунок, поделку.

Произведения художественной литературы, используемые на интегрированных занятиях, отвечают критериям высокой художественности и доступности. Кроме чтения художественной литературы, я использую проблемные вопросы, разнообразные речевые и дидактические игры, что позволяет воспитывать чуткость к художественному слову, приобщать к словесному искусству.

Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. Так, разучивание стихотворений о маме уже подготавливает ребенка к рисованию ее портрета. Кроме того, мы рассматриваем репродукции женских портретов, выполненных разными художниками (А. Дюрером, К. Петровым-Водкиным, В. Серовым и др.), а затем дети создают близкий сердцу женский образ, тщательно прорисовывая детали лица.

Для того чтобы углубить понимание искусства ребят, мы с коллегами оформляем постоянно действующие вернисажи произведений живописи (пейзажной, портретной, натюрморты) в ДОУ. Как сказал великий французский скульптор О. Роден: «Смотрите, смотрите долго, еще смотрите!», чтобы понять, проникнуть в суть художественного произведения.

Сущность нашей работы основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности художественного материала, на создании в группе условий, которые будут способствовать поли художественному развитию ребенка.

В группе оборудован центр изобразительной деятельности, где детям предоставляются различные материалы для рисования (гуашь, акварельные краски, восковые мелки, уголь, пастель, цветные карандаши, фломастеры), книжки-раскраски. Образцы декоративно-прикладного искусства. Музыкальный уголок с набором музыкальных инструментов, дидактических игр. Книжный мир во всем своем многообразии представлен в литературном центре. Известно, что иллюстрации в книгах являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. [2.] К тому же репродукцию, о которой говорили, размещаем в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей на несколько дней.

Все это способствует развитию самостоятельной детской деятельности, коммуникативных способностей, умению импровизировать.

Анализ детских рисунков показывает, что у детей сформированы технические навыки и умения в соответствии с возрастом, разнообразие цветовой гаммы изображения. Ребята регулируют силу нажима, раскрашивают изображение в пределах контура.

Театрализованная деятельность детей также одна из форм интеграции. Театрализация — сложный вид деятельности, уникальный по своим развивающим возможностям, интегрирующий в себе музыку и художественное слово, пластику и актерское мастерство, декорации и костюмы. Интегрированный характер театрализованной деятельности позволяет во взаимодействии решать образовательные задачи развития: эстетического, социального, ознакомления с окружающим, развития речи и др. [3.]

В работе я учитываю, что театрализованная музыкальная игра подразумевает импровизацию, свободу самовыражения и творчества. Используя современные методические пособия [1.], я значительно обогатила содержание музыкально-театрализованной деятельности с воспитанниками — музыкально-двигательными разминками, музыкальными играми и инсценировками, танцевальными движениями. Проведение музыкальных аутотренингов помогает мне посильно скорректировать различные сферы психики ребенка: при выполнении логоритмических упражнений у детей совершенствуется общая и мелкая моторика, развивается фонематическое восприятие и фонематический слух.

Уже с младшей группы дети раскрывают свои творческие и музыкально-исполнительские способности, инсценируя потешки, песенки. Учимся эмоционально проговаривать звуки, фразы. На следующем этапе работы читаю ребятам сказки, рассматриваем иллюстрации Юрия Васнецова, Евгения Чарушина. Затем показываю малышам спектакль в своем исполнении: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка», «Теремок». При этом старюсь сыграть так, чтобы ребенку захотелось принять участие в спектакле вместе со мной. Обучая малышей театрализованной деятельности, я делаю все, чтобы ребенок воспринимал обучение, как интересную игру. Далее работаю над этюдами, когда к выразительной речи добавляются пантомимические навыки: жесты, мимика и т. д. «Веселый человек — грустный человек, добрый жук — злой жук и др».. Также, с большим удовольствием дети осваивают способы управления куклами в театрализованных играх: «Колобок», «Волк и козлята».

Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею. Практика показала, что некоторые дети, которые в старшем дошкольном возрасте категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность самостоятельно создать себе роль. Искусство педагога и состоит в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их фантазии в целостный сюжет. Приобретая опыт участия в театрализованной деятельности, дети порой могут вносить весьма оригинальные предложения. Поэтому мы как можно чаще и подробнее обсуждаем с детьми будущие сценарии.

Традицией нашего ДОУ стало проведение таких праздников и развлечений, как «День смеха», «Моя семья», «Масленица», «Праздники по ПДД», «Этих дней не смолкнет слава…» (ко Дню Победы), кукольных спектаклей для детей и родителей.

 

В группе также оборудован центр театрализованной деятельности, в котором имеются декорации, наборы кукольного театра, атрибуты различных сказочных персонажей.

Результатом работы по изобразительной деятельности являются детские рисунки и успешная подготовка руки ребенка к письму, а результатом музыкально-театрализованной деятельности — музыкально-исполнительские способности наших воспитанников и умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Опыт работы по использованию поли художественного подхода, позволяет сделать вывод о том, что, синтез видов искусств — музыки, живописи и художественного слова, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.

Обогащающее воздействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизирует отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.

 

Литература:

 

  1.                Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер»: для детей 5–7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
  2.                Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2003.
  3.                Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  4.                Курочкина Н. К. «О портретной живописи — детям» Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2008.
  5.                Левченко В. В. Интегрированный подход к психолого-педагогической подготовке специалистов: монография / В. В. Левченко. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 287с.
  6.                Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 208 с.
  7.                Пузанков Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество.- 2009. -№ 1. –С.9–13.
  8.                Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. Программа и методические рекомендации. — Новосибирск НИПКиПРО, 2007.
  9.                Юсов Б. П. Педагогика искусства: в творческом поиске: материалы Всероссийского совещания-семинара, 3–6 декабря 1996 г. Самара. — М. Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. — С. 28

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов