Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.10.2022

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Каримова, Н. В. Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7693/ (дата обращения: 03.05.2024).



Все в нашем организме подчинено головному мозгу: работа органов, сон, дыхание, способность говорить, и даже чувствовать. От качественного и продуктивного функционирования мозга зависят наши реакции, умения, навыки, возможность переключаться между разными видами деятельности и многое другое. В последнее время встречается все больше и больше сложных детей. Часто в одной группе оказываются дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, обвести предмет по контору, так как здесь необходимо включить зрительный контроль. У них имеются трудности на музыкальных занятиях: такие дети не слышат ритм, сильную долю, мелодию, им трудно делать подскоки в такт мелодии. Поэтому возникла необходимость включать в свою работу техники и приемы, которые направлены на формирование межполушарных связей и развитие чувства ритма. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Сегодня большую популярность приобрели нейротехники, как способы целенаправленного воздействия на головной мозг, с целью активации обоих полушарий. Что же такое нейротехники и как они работают? По своей сути нейротехники — это простые упражнения, с очень широким спектром применения. Нейротехники могут использоваться как для взрослых, так и для детей, особенно они полезны для детей с ОВЗ, а именно: ЗПР, ЗРР, ТНР, СДВГ, аутизм и др. В результате использования нейропсихологических приемов коррекционные задачи решаются намного эффективней, а главное — дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении. Отдельные нейропсихологические игры и упражнения учитель-логопед может применять на своих коррекционных занятиях.

Кинезиологические упражнения. Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные связи и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития. Хочется отметить, что в прогрессивных дошкольных учреждениях и школах всего мира в расписании есть ежедневный урок — кинезиология.

Основные правила по применению кинезиологических упражнений:

  1. Четкое выполнение движений. Сначала сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать детям.
  2. Заниматься в системе. Эти упражнения разучивают не только учитель-логопед на своих занятиях, но и воспитатели, и родители дома.
  3. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  4. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  5. Внутри комплекса упражнения можно менять местами.
  6. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

На этапе разучивания кинезиологических упражнений мы используем интерактивных героев. Выполняя веселую нейрозарядку, используем музыкальное сопровождение.

На этапе постановки и автоматизации звуков мы используем «рисование» двумя руками. Принцип работы заключается в том, чтобы обрисовать фигуру, дорожку двумя руками и одновременно произносить отрабатываемый звук. Все движения должны выполняться синхронно.

На этапе автоматизации или дифференциации звуков мы можем проговаривать слова, одновременно выполняя кинезиологические упражнения. При выполнении упражнений у ребенка имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений.

Игра «Веселые пальчики» позволяет нам решать несколько задач одновременно:

—закреплять правильное произношение звуков в словах

—развивать внимание, концентрацию

—развивать мелкую моторику

—развивать межполушарное взаимодействие

Цвет на пальчиках совпадает с цветом кружочков на карточке. Необходимо положить свои ладошки на нарисованные и назвать предметы на карточке, поднимая нужный пальчик.

Еще один вариант игры на развитие межполушарных связей- упражнение «Найди, назови, обведи». Ребенку необходимо найти два одинаковых предмета, назвать их и обвести двумя руками одновременно. В этой игре мы не только автоматизируем определенный звук, но и развиваем межполушарные связи, внимание и мелкую моторику.

Все знают, что ритм-это основа речи. Способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок является важной составляющей в развитии речи. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ. Неврологи подтверждают положительную роль развития чувства ритма даже при таких заболеваниях, как аутизм. Поэтому на своих занятиях мы обязательно проводим работу на развитие ритма, слухового восприятия.

Эту работу можно проводить весело под музыку, используя кинезиологические упражнения.

Применение упражнений на координацию речи с движением позволяют приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные). Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с ОВЗ является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Применение таких упражнений направлено на решение следующих задач:

– развитие навыков восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

– активизация речевых процессов;

– развитие координации общих движений и тонких движений пальцев;

– формирование умения ориентировки в пространстве и в собственном теле.

Выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определённого ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость, координируют работу обоих полушарий мозга. Сначала мы их выполняем без речевого сопровождения, а затем подключаем проговаривание чистоговорок, потешек, стихов.

При регулярном использовании нейропсихологических упражнений можно отметить следующие положительные эффекты:

– улучшение памяти, внимания и восприятия;

– синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;

– улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;

– развитие речи;

– повышение способности к обучению и восприятию новой информации;

– развитие саморегуляции и самоконтроля.

Задать вопрос