Конспект ролевой игры «Потребности: кто исполняет наши желания?» по познавательному развитию в подготовительной группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 02.02.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Клементьева, Е. Е. Конспект ролевой игры «Потребности: кто исполняет наши желания?» по познавательному развитию в подготовительной группе / Е. Е. Клементьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6948/ (дата обращения: 27.04.2024).



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи.

1) Развивать взаимосвязь экономического, нравственного, трудового воспитания дошкольников. («Познавательное развитие»)

2) Закреплять понятие: «потребности: природные и материальные». («Познавательное развитие»)

3) Развивать логическое мышление и пространственное воображение во время выполнения игрового упражнения «Научим одеваться братца». («Познавательное развитие»)

4) Закреплять умение на слух решать арифметические задачи при выполнении игрового упражнения «Покупка детского шампуня и мыла». («Познавательное развитие»)

5) Формировать устойчивое слуховое внимание, усидчивость; развивать способность к запоминанию и воспроизведению ряда последовательных действий. («Познавательное развитие»)

6) Продолжать развивать сенсорные эталоны, внимание, логическое мышление, закреплять умение ориентироваться на плоскости, умение обобщать, находить закономерности при помощи матрицы (закодированной таблицы) при выполнении игрового задания «Расшифруй потребность» («Познавательное развитие»)

7) Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику и координацию движений руки ребенка при выполнении игрового упражнения «Дорисуй машину зеркально» («Познавательное развитие»)

8) Закрепить умение контролировать собственную письменную деятельность при выполнении графического диктанта. («Познавательное развитие»)

9) Закреплять умение моделировать геометрические фигуры, составляя робота из фигур по собственному замыслу. Поощрять самостоятельную конструктивно-модельную творческую деятельность детей. («Познавательное развитие»)

10) Развивать связанную речь, закреплять умение грамматически правильно выстраивать предложения, четко отвечать на вопросы. («Речевое развитие»)

11) Совершенствовать умение работать в паре, группе, договариваться, приходить к общему выводу, выполняя общее задание. («Социально-коммуникативное развитие»)

12) Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками. Создавать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия каждого ребенка. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:

практические : и/у «Дорисуй зеркально машину», и/у «Подарок ко дню рождения», и/у «Первый раз, в первый класс»;

наглядные : и/у «Расшифруй потребность», и/у «Покупка детского шампуня и детского мыла»;

словесные : и/у «Научим одеваться братца»,вопросы, беседы, рассуждения.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал : карточки-картинки с изображением различных потребностей; картинки с изображением детей героев занятия; коврограф, вывеска «Магазин», «Касса», картинки с изображением товара.

Раздаточный материал : 8 листов формата А4, фломастеры для графического диктанта, задание на листе формата А 4 «Дорисуй зеркально машину», полоски с заданием с указанием цвета фишки, цифры и геометрической фигуры (заколдованная таблица), схемы последовательности одевания одежды на двоих детей по одной, наборы геометрических фигур на каждого ребенка, бумажные монеты.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

и/у «Дорисуй зеркально машину», и/у «Подарок ко дню рождения», и/у «Первый раз, в первый класс».

Коммуникативная

и/у «Расшифруй потребность», и/у «Покупка детского шампуня и детского мыла», и/у «Научим одеваться братца».

Вводная часть.

Ребята, у наших друзей близнецов Кати и Сережи из книги «Волшебный банкомат» произошло в семье замечательное событие. Родился братик.

— Подумайте, что сейчас необходимо такому маленькому человечку? В чем он сейчас нуждается? Какие у него возникают потребности? Что маленькому человеку необходимо в первую очередь? Правильно: чистый воздух, еда, вода, тепло, сон.

— Ребята, а как назвать все это одним словом? То есть, все — то, что, нам необходимо для жизни можно назвать потребностями.

—Потребностей всегда очень много. Среди всего разнообразия и множества потребностей есть те, без удовлетворения которых человек не может жить. Например, потребность в еде, во сне, в воздухе, в воде. Это природныепотребности. Воспитатель вывешивает на доску полоску с физиологическими, природными потребностями.

Задание № 1. И/у «Дорисуй зеркально машину».

Малыша с мамой выписали из больницы.

— Наши герои едут встречать маму с братиком из роддома.

— Задание. Дорисуйте зеркально машину, на которой семья отправится в больницу. Дети садятся за столы. Выполняют задание.

Задание № 2. И/у «Расшифруй потребность» (потребность в жилище) , с использованием коврографа.

Ребята, чтобы узнать одну из следующих потребностей, маленького мальчика, нужно раскодировать картинку, выложив ее на коврографе.

— Задание будем выполнять все вместе, но каждый по отдельности.

Задание поделено на каждого ребенка. Каждый ребенок получает свою часть задания в виде полоски с указанием цвета, геометрической фигуры и цифры.

Обратите внимание, каждый из вас получил полоску с заданием, на которой указан цвет, геометрическая фигура и цифра. Вам нужно на коврографе сверху найти свою геометрическую фигуру и совместить ее с указанной цифрой, находящейся слева на коврографе, на место соединения поместить фишку с указанным цветом.

— Ребята, в чем же нуждается маленький мальчик? Конечно, в своем доме, жилище. Ведь дом — наша крепость, защита.

— От чего же нас оберегает наш дом, наша квартира?

— Правильно, от холода, ветра, непогоды.

— Малыша привезли домой. Что ему еще потребуется? Одежда, посуда, обувь, погремушки, пеленки, памперсы.

Вывешивает на доску картинки с перечисленными потребностями.

—Молодцы!

Задание № 3. И/у «Покупка детского шампуня и детского мыла» решение арифметической задачи.

Ребята, чтобы здоровье малыша было в порядке, нужно быть всегда чистым и опрятным. Возникает потребность в гигиенических процедурах. Ведь только в здоровом теле — здоровый дух!

— Но вот беда, детский шампунь и мыло закончились. Мама посылает Катю и Сережу в магазин. Ребята, помогите брату и сестре совершить покупки.

—Разделимся на две команды. Мальчики будут помогать Сереже, покупать мыло. Девочки — Кате, покупать шампунь.

— Но сначала надо решить хватит ли детям денег совершить покупки.

— Родители дали детям 20 рублей. 10 рублей Сереже и 10 рублей Кате. Откройте кошельки, сосчитайте, сколько денег в каждом кошельке. Каждой команде выдается портмоне с деньгами. Дети подходят к вывеске «МАГАЗИН».

Детский шампунь стоит 9 рублей. Детское мыло 4 рубля. Сколько денег должно остаться у детей? Дети решают задачу. У мальчиков останется 1 рубль, у девочек 6 рублей.

Хватит ли их на покупку мочалки за 7 рублей? Что нужно сделать, чтобы узнать это?

В магазине самообслуживание. Оставляем деньги в кассе. Забираем товар. Уходим. Воспитатель с детьми подходит к доске с вывешенными потребностями.

— Теперь братик все будет чистым и здоровым. Вывешивается картинка с гигиеническими принадлежностями.

Задание № 4. И/у «Научим одеваться братца», работа в паре.

Ребята, братик подрастает, и с ним возрастают его потребности. Одна потребность сменяет другую. Если раньше ему нужна была бутылочка, из которой он кушал. Теперь он научился, есть самостоятельно, пользоваться горшком. Ему не нужны стали памперсы.

— Дальше больше; коляску поменял на трехколесный велосипед, пинетки на сандалики, ползунки на штанишки и носочки, распашонки на майки и рубашечки.

— Ребята, а велосипед ему пригодится зимой, а летняя одежда? Значит, в разное время года у мальчика будут возникать разные потребности? Летом велосипед, зимой коньки и санки. Значит, потребности зависят и от времени года. Вывешивает на доску картинки с перечисленными потребностями.

— Но вот беда, малыш все время путает последовательность одевания.

— Перед вами схемы последовательности одевания мальчика. Разделитесь на пары. Проверьте, верны ли они. Если нет, исправьте схемы так, чтобы они стали правильными, покажите стрелкой. Каждой паре выдаются по две схемы.

Объясните, расскажите последовательность одевания.

— Молодцы! Быстро справились с заданием!

Задание № 5. И/у «Подарок ко дню рождения», соберем робота из геометрических фигур.

В семье праздник — день рождения любимого братика! Ему исполнилось три годика. Сережа с Катей решили подарить ему необычного робота. Давайте им поможем сконструировать его с помощью геометрических фигур.

—Возникла потребность в развивающих игрушках. Вывешивает на доску картинки с потребностями.

Молодцы, именинник останется довольным!

Задание № 6. И/у «Первый раз, в первый класс», графический диктант.

Ребята, и вот уже братик идет в первый класс! Он уже не дошкольник. Он уже ученик. И опять его потребности меняются.

— Какие новые потребности у него возникают?

— Правильно на смену игрушкам приходят гаджеты, компьютер, ручки, тетрадки, учебники, портфель и школьные принадлежности. Вывешивает на доску картинки с перечисленными потребностями.

— Давайте создадим образ ребенка первоклассника с помощью графического диктанта.

— Молодцы! Все прекрасно выполнили задание.

Итог. Рефлексия.

Ребята, мы сегодня с вами закрепили такое экономическое понятие, как «потребности». Поняли ли вы, что такое потребности? Выслушиваются ответы детей.

— Что вы узнали сегодня о них нового? Какими они бывают? От чего зависят? Что же относится к материальным потребностям? Что к природным? А как вам кажется, какие из них самые важные?

— Да, у разных людей разные потребности. Они зависят от возраста человека, времени года, места жительства, его привычек, вкусов, пола.

— Скажите, кто исполняет все потребности, желания маленьких детей?

— Конечно их родители, бабушки и дедушки.

— А почему же дети не могут исполнять свои желания?

— Правильно, они еще маленькие и не могут зарабатывать деньги. Молодцы!

— А в следующий раз, ребята, мы с вами рассмотрим духовные потребности.

Литература:

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
  2. Струкова О. В., Петрова О. В. Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2018. — № 4. — С. 27–29.
  3. Попова Татьяна. Волшебный банкомат. Детям об экономике / Т. Попова; ил. А. Булавкиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 106 с.: ил.
  4. Жукова, Олеся Станиславовна. Графические диктанты / О. С. Жукова. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — 32 с.: ил. — (365 дней до школы).
Задать вопрос