Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Л. А. Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста / Л. А. Михайлова, И. Ю. Кузнецова, О. Ю. Пафнучева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6937/ (дата обращения: 03.05.2024).



Сегодняшняя ситуация, которая складывается не только в нашей стране, но и в мире в целом, говорит нам о том, что частота рождаемости здорового человека с каждым годом становится все ниже и ниже. Здесь можно рассуждать и об ухудшении экологии, изменении уровня жизни и его ведении, геномных носителях и многом другом, но самым проблемным остается ребенок с целым комплексом отклонений от нормы развития, который требует к себе особого подхода.

Нервная система человека является координатором деятельности клеток, тканей и органов нашего тела. Она регулирует функции организма и его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивает возможности реализации всех психических процессов, которые контролируют механизмы языка и мышления, запоминания и обучения.

Сосредоточением всей нервной системы, конечно, является мозг. Все это представляет собой сложный комплекс высокоспециализированных клеток, передающих импульсы от одной части тела к другой, в результате организм получает возможность реагировать как единое целое на изменения факторов внешней или внутренней среды. Эта реакция организма выражается в деятельности человека или способности к совершению какой-либо деятельности.

Способности — это психические возможности, позволяющие освоить ту или иную деятельность. Поэтому на разных этапах развития дети и с учетом различных факторов имеют разные способности. Таким образом, мозг человека способен действовать не только по определенному алгоритму, но и осваивать новые порядки к действию. С нейрофизиологической точки зрения, многие когнитивные процессы у ребенка могут страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Именно поэтому необходимо воздействовать на нейроны для их активизации.

Другим важным аспектом является сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно быть на хорошем уровне уже к 5–7 годам. Если у ребенка имеются проблемы в этом направлении, необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции. Для решения данной проблемы многие специалисты и педагоги выбирают нейропсихологический подход в своей работе, который зарекомендовал себя как действенный способ воздействия.

Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.

Самая адаптированная форма для занятий с детьми — это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с самого рождения, когда появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. Именно в игре мы видим и наблюдаем их характер, эмоциональные переживания, умение действовать по правилам.

Игровая деятельность повышает эффективность овладения материалом, и при этом дети получает удовольствие. Нейропсихологические упражнения, которые имеют форму игровых — это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

Они помогают развивать у детей способность к произвольному планированию своих действий, их регулировке и самоконтролю. Также при их использовании наблюдается повышение концентрации внимания, ребенок осваивает навык по его распределению, учиться управлять и контролировать своими психическими процессами.

Используется несколько видов упражнений по развитию психомоторных координаций: дыхательные упражнения, на развитие познавательных навыков, двигательные упражнения и растяжки, а также артикуляционные упражнения.

Игровые упражнения повышают интерес и мотивацию ребенка, помогают не бояться ошибок, развивают общую коммуникацию. Игра — это потребность любого ребенка, естественная деятельность. Нейроигра или нейропсихологическое упражнение — это эффективнейшая методика, которая позволяет без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.

Их особенность заключается в игровой форме обучения; эмоциональной привлекательности; многофункциональности; речевой активности в сочетании с двигательной; формировании мотивации и произвольных познавательных интересов; формировании взаимодействия между ребенком и педагогом.

У любой игры есть свои правила, цели и она несет в себе заложенную развивающую функцию. У нейропсихологической игры обязательно в правилах должно быть указано для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Одним из основных правил, которому необходимо следовать — это начинать работать с самых простых упражнений и при систематическом непрерывном повторении переходить к более сложным вариациям игры.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.

Регулярные занятия помогут улучшить физические навыки: выполнение симметричных и асимметричных движений; соблюдение равновесия, ловкость рук и кистей.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее восприимчивым к стрессу и более коммуникабельным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры. Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Подборка упражнений разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической взаимосвязи и наиболее эффективных подходов.

При любой сложности эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением реагировать спокойно на динамику происходящего.

Следует отметить, что регулярное использование нейропсихологического подхода в работе специалистов оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников.

Литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014.
  2. Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИСпресс»,2017
  3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2010.
Задать вопрос