Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «На помощь бабушке Федоре» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Вяткина, Н. И. Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «На помощь бабушке Федоре» / Н. И. Вяткина, М. И. Кравченко, В. В. Миллер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6920/ (дата обращения: 28.04.2024).



Программное содержание:

  1. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  2. Обогащать активный словарь;
  3. Формирование звуковой аналитико-синтетической ак-ти, как предпосылки обучения грамоте;
  4. Развитие грамматического строя речи;
  5. Развивать связанную речь.

Ход занятия:

(Ритуал начала занятия):

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Вы готовы заниматься?

Встречу можно начинать!

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко заждалось нас и очень хочет поздороваться и согреть всех нас своим теплом.

(Ритуал приветствия «Солнышко» с использованием пособия «Доброе солнышко»)

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками вверх)

Яркие лучики нам протяни

(вытягивают руки касаясь, ладошками ладошек на солнце)

Ручки мы вложим в ладошки твои

(разбиваются на пары, протягивая друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли (кружатся)

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет

А со светом к нам приходит

Дружба- Всем доброго утра и привет!

  1. Мотивация: (Влетает сорока и «стрекочет»).

Сорока: Ой, вы слышали, слышали! Такая новость! Такая новость!

Дети и вос-ль: Здравствуйте! Кто вы? Как вас зовут?

Сорока: Я сорока — белобока! Я, вам, ребята, такую новость принесла! Ой, что случилось! Что случилось!

Воспитатель: Что же произошло сорока — белобока?

Сорока: Слушайте, сейчас расскажу! Снова горе у Федоры, не пошел ей впрок урок. Чистоты порядка нет и опять переполох!

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок,сковородок и кастрюлей тоже нет

Не сварить никак обед

Видно где-то заблудились

Иль с пути –дороги сбились

Ребята, пожалуйста, помогите

Посуду Федоре найдите

Воспитатель: Что же делать, ребята? (помочь)

Сорока: А укажет вам путь этот волшебный клубочек. Желаю удачи! (убегает)

2. Основная часть:

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся на поиски посуды? (бросает клубок):

«Раз, два, тринайти посуду помоги!»

(Клубочек катится на болото).

Воспитатель: Где же здесь посуда? Она наверно спряталась, услышав нас. Закройте глазки, затаитесь и прислушайтесь, а если услышите звук посуды быстро глазки открывайте.

(слышаться звуки: кваканье лягушки, шум ветра, гудок автомобиля, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю)

Воспитатель: Дети смотрите внимательно, посуда где-то здесь, мы же ее услышали.

(дети по очереди называют предметы посуды и берут ее в руки)

Воспитатель: Так вот где заблудилась посуда Федоры. Она попала в болото и никогда бы не смогла выбраться без вашей помощи. Вы отлично справились! А сейчас я предлагаю отправиться в гости к бабушке Федоры. Хотите? А укажет к ней путь наш волшебный клубочек (бросает клубок):

«Раз, два, три, путь к Федоре покажи!»

воспитатель и дети идут к домику со словами:

Мы шли, шли, шли

До забора мы дошли

За забором домик

Бабушки Федоры

Воспитатель: Бабушка Федора домой еще не вернулась. Давайте расставим посуду по местам. Только вот где какая посуда стоит? Посмотрите, ребята, здесь есть подсказки. Как вы думаете, что это?

Дети: Буквы, потому что мы их видим.

Воспитатель: Какие они имеют звуки?

Дети: ч, л. Т

Воспитатель: Дети, я, кажется, догадалась, где какая посуда должна стоять. Слушайте внимательно: предметы посуды, в названиях которых встречается звук Ч поставьте на стол, с Л на полочку в шкаф, с Т на плиту.

(дети расставляют посуду)

Воспитатель: Молодцы, славно потрудились! Объясните, пожалуйста, на столе какая посуда по назначению, на полке, на плите.

Дети: чайная, столовая, кухонная.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Далеко-близко»

Чтобы бабушка Федора побыстрее вернулась домой, нужно ей рассказать, что мы решили ее проблему, но она далеко от нас и что бы она нас услышала, как нужно говорить?

Дети: Громко!

Воспитатель: Вы мне помогайте

И за мною повторяйте.

(дети с воспитателем произносят чистоговорки)

Уды-уды-уды было много грязной посуды

Ыли-ыли-ыли мы посуду перемыли

Али-али-али мы посуду вытирили

Аем-аем-аем Бабушке Федоре помогаем

слышется голос из-за двери

Федора: Это что там у меня за шум? Это что за помощники ко мне пожаловали?

Воспитатель: Федора совсем близко, как нужно говорить?

Дети: Тихо

Воспитатель продолжает:

Уда-уда-уда разноцветная посуда

Ша-ша-шаох посуда хороша!

(входит Федора)

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь? А я ходила искать сбежавшую посуду, но так и не нашла.

Воспитатель: Здравствуй, Федора! А мы ее нашли и ребята уже по местам расставили. А ты наверно устала? Присаживайся, к столу ребята тебя чаем угостят.

Федора: Чтобы чаю нам попить

Надо воду вскипятить.

Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит» вместе с Федорой.

Федора: Подойдите к столу. Возьмите стаканчики. Сделайте глубокий вдох носом. А затем подуйте в трубочку, не раздувая щек. Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь пора порадовать бабушку Федору ароматным чайком. Прошу по очереди выходите, бабулю вкусным чаем угостите.

Игра «Какой чай» (образование относительных прилагательных).

Федора: Такого ароматного чая я еще никогда не пробовала. Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: Федора, ты теперь знаешь, как без посуды приходится худо.

Всегда всю посуду в порядке держи

И в нее продукты ты правильно клади.

А ребята тебе сейчас напомнят

Д. игра «Что куда кладут?» (дети выбирают картинки и рассказывают Федоре)

Федора: уж не буду, уж не буду я посуду обижать

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

Воспитатель: Ребята, вы Федоре помогали и, наверное, устали

Предлагаю прогуляться на карусели покататься.

Дружно, весело шагай

От меня не отставай

По дорожке мы пойдем

Во двор к Федоре попадем

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Наши ножки побежали, побежали, побежали

К карусели прибежали

Покрутились, повертелись

И на лавочки уселись.

Воспитатель: Ребята, это не простая карусель, а волшебная. Она поможет нам изобрести чудесную кастрюля в подарок для бабушки Федоры.

( воспитатель выбирает 6 детей по особенностям во внешнем виде, одежде, дети под песенку «Карусель» бегут по кругу, потом останавливаются каждый в своем секторе карточку и рассказывают о форме, цвете, материале, способе передвижения, действии, выкладывая карточки на мольберте)

Воспитатель: А теперь расскажите с самого начала, какая у нас получилась чудесная кастрюля

(выбранный ребенок, опираясь на карточки рассказывает)

Федора: Спасибо! Спасибо! Мои дорогие!

3. Рефлексия:

Федора: Ребята, если вам понравилось помогать Федоре, и у вас все получилось конфетой в красном фантике, если было интересно, но не со всеми заданиями справился самостоятельно-в желтом фантике, а если было скучно и не интересно –в зеленом.

Воспитатель: Ну что ж, милые друзья!

Рада, что не подвели меня.

Каждый просто молодец,

А путешествию конец.

Игра «Встретимся опять»

(все дети встают в круг, протягивают руки, получается пирамида ладошек, и говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять-скоро встретимся опять!»)

Задать вопрос