«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Долгих, М. В. «Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста / М. В. Долгих, Л. И. Синельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6344/ (дата обращения: 14.05.2024).



Актуальность работы педагогов дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых обусловлена ФГОС дошкольного образования. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду. Задача педагогов — найти педагогические форматы освоения дошкольниками знаний и эмоционального принятия особенностей труда взрослых, показав общественную значимость труда, сущность трудовых действий, результаты труда и условия наиболее действенного влияния труда взрослых на жизнь других людей в новых, интересных для детей формах.

Дошкольная образовательная организация — первая ступень в формировании базовых знаний и представлений о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием существующих и «живущих» возле них профессий по ряду причин:

– дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий;

– родители воспитанников работают на разных предприятиях города (села), а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей. Возрастное желание подражать во всем любимым родителям отражается в стойком желании стать такими, как папы и мамы, в том числе быть похожими в выборе профессии, понять, чем их родители занимаются на работе.

Для решения поставленных задач (расширять знания детей о профессиях и взаимосвязи различных видов труда; знакомить детей с современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда; формировать умение переносить приобретенное знание детей о труде взрослых в игровую деятельность; воспитывать интерес и уважение к человеку труда; формировать желание трудиться на благо других) педагогический коллектив нашего детского сада разработал следующую логику взаимодействия с воспитанниками старшего дошкольного возраста:

  1. Составление плана по ознакомлению дошкольников с миром профессий в соответствии с темами недели. Выбор профессий для разработки методического комплекта.
  2. Теоретическая разработка методического комплекта по выбранным профессиям. Методический комплект состоит из педагогического проекта; педагогической профессиограммы; детской профессиограммы; сценария экскурсии; газеты для родителей; «банка» игр для детей.

Одним из нововведений образовательной работы с детьми по вопросам формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях является «Зеркальная»профессиограмма .

«Зеркальная» профессиограмма состоит из двух частей. Когнитивная подборка для воспитателей (педагогическая профессиограмма) и наглядно-образный материал или видеоматериал для воспитанников (детская профессиограмма). Оба методических продукта отражают содержание по одной профессии и разрабатываются воспитателями одновременно. Педагогическая профессиограмма выглядит как таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии.

  1. Практическая реализация методического комплекта: проведение проектной деятельности, экскурсии, игровой деятельности с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников по выбранной теме.

Остановимся подробнее на знакомстве читателей с педагогической профессиограммой. Педагогическая профессиограмма состоит из следующих компонентов: функционал профессионала, характер работы (режим рабочего времени профессионала), орудия труда профессионала (специальные средства), личные качества профессионала, активный словарь профессионала (терминологический словарь), социальная значимость профессии, смежные профессии, отношение ребенка к профессии.

Рассмотрим пример педагогической профессиограммы для изучения профессии «Модельер».

Таблица 1

Педагогическая профессиограмма для изучения профессии «Модельер» детьми старшего дошкольного возраста

п/п

Компонент профессиограммы

Показатели компонента профессиограммы

1

Функционал профессионала

– делает зарисовки и создает образы;

– знает все о текстуре тканей и принципах их сочетания (подбор тканей);

– занимается подбором элементов декора для придания наряду индивидуальности;

– разрабатывает выкройки (лекало) одежды;

– проводит примерки и обеспечивает хорошую «посадку» по фигуре клиента;

– иногда перешивает или заново украшает одежду.

2

Характер работы (режим рабочего времени профессионала)

– ненормированный рабочий день.

3

Орудия труда профессионала

(специальные средства)

– карандаш;

– мел;

– линейки;

– гибкая измерительная лента;

– выкройка (лекало) для шитья одежды;

– плотная бумага;

– швейная машинка;

– нитки, ножницы.

4

Личные качества профессионала

– способность к рисованию;

– способность к конструированию,

– внимательность;

– усидчивость;

– развитое чувство цвета;

– обладание чувством прекрасного.

5

Активный словарь профессионала

(терминологический словарь)

– эскиз, лекало, текстиль, манекен, гибкая измерительная лента, декор одежды.

6

Социальная значимость профессии

– модельеры — это профессионалы, которые создают красивую одежду. Они приносят в жизнь разнообразие, красоту нарядов и ярких образов, хорошее настроение.

7

Смежные профессии

– технолог швейного производства;

– швея;

– скорняк;

– обувщик;

– закройщик.

8

Отношение ребенка к профессии

– Рефлексия. Примерные вопросы педагога:

– Тебе нравится профессия модельера?

– Как думаешь, модельеры — какие люди?

– Хотел (а) бы ты стать модельером?

– Работа модельера тебе кажется интересной?

– Как жили бы люди без модельеров?

Содержание педагогической профессиограммы сопровождается профессиограммой для детей: наглядным материалом, картинками, презентациями, видеороликами для детей. Данный формат педагогического сопровождения обеспечивает подробное знакомство дошкольников с содержанием профессиональной деятельности, личностными и профессиональными качествами специалиста, способствует процессу осознания собственного отношения к той или иной профессии и глубокому изучению специфики деятельности профессионалов.

В 2017–2020 учебном году педагогический коллектив нашего детского сада реализовал подробное знакомство детей старшей и подготовительной к обучению в школе группах с профессиями: «Полицейский», «Строитель», «Врач», «Агроном», «Учитель», «Экономист», «Модельер», «Водитель», «Актер». Такая профессиональная деятельность позволяет делать выводы об актуальности подобранных методических и педагогических средств. Подтверждением тому являются результаты педагогический диагностики.

Для изучения уровней сформированности представлений дошкольников о профессиях использовался следующий инструментарий:

Диагноста проводилась в начале и конце учебного года.

Таблица 2

Показатели представлений дошкольников о профессиях и педагогический инструментарий

Показатели

Инструментарий

Знание профессий

Дидактическая игра «Угадай профессию»

(В. П. Кондрашов)

Осведомленность о труде взрослых

Опросник Л. В. Куцакова «Профессиональная деятельность взрослых»

Ранние профориентационные склонности

Опросник Е. А. Климова «Профориентационный опросник»

Игровая деятельность (игры профессионально-ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В. П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

Выявление уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях на основе дидактической игры «Угадай профессию» (В. П. Кондрашов) показало следующее: 82 % детей безошибочно определяют по картинкам профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности; безошибочно соотносят атрибуты (орудия) и результаты труда. Транслируют свое отношение к профессии и оценивают значимость профессии для жизни людей. Рассуждают о характере профессионалов и сложностях профессии.

18 % детей перечисляют названия профессий по картинкам, могут описать особенности труда профессионала, однако допускают ошибки и не выражают эмоционального отношения к профессии.

Результаты опроса детей по опроснику Л. В. Куцаковой следующие: высокий уровень знаний о трудовой деятельности взрослых у 87 % воспитанников; знания основных трудовых процессов на высоком уровне освоили 78 % детей; знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы профессионала на высоком уровне транслировали 64 % воспитанников; знания о взаимодействиях людей разных профессий освоили 56 % детей; бережное отношение к труду на высоком уровне транслируют 62 % детей.

Результаты опроса детей по профориентационному опроснику Е. А. Климова следующие: 41 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-техника»; 28 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-природа»; 21 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-человек»; 10 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-художественный образ».

Диагностика игровой деятельности реализовывалась посредством наблюдения. Высокий уровень игровой деятельности в играх профессионально-ориентированного характера диагностирован у 76 % детей, средний — у 20 % детей, низкий — у 4 % детей.

Таким образом, обобщая результаты работы, можно сделать вывод о том, что методичная и целенаправленная работа педагогов детского сада по направлению «формирование представлений детей о профессиях», результативна: большинство детей знают и перечисляют наименования профессий, могут объяснить специфику труда, понимают значение профессий для человека, положительно относятся к труду взрослых. Это означает, что выбранные нашим коллективом педагогические средства оказались верными.

Задать вопрос