Как сформировать у дошкольников любовь к книге в условиях дошкольного и семейного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Щукина, Е. П. Как сформировать у дошкольников любовь к книге в условиях дошкольного и семейного образования / Е. П. Щукина, М. А. Молодцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6309/ (дата обращения: 05.05.2024).



Как воспитать в детях интерес к книге, к чтению? В современных условиях эти вопросы встают перед педагогами все более и более серьезно. И это проблема не только России. В процессе социализации ребенка с каждым годом возрастает роль средств массовой информации, а вместе с этим меняется и домашняя среда, в которой растет и развивается ребенок, и к домашней библиотеке прибавляется фонотека, видеотека, компьютерная игротека. По всем признакам можно говорить о том, что в России и в мире идет процесс, названный «кризисом чтения».

Чтение относится (и вполне заслуженно) к общенациональным проблемам, ибо от его состояния напрямую зависит духовное здоровье и будущее народа.

Давно известно, что читательский опыт закладывается в детстве. Это возраст, в котором у человека наиболее ярко проявляется удивительная способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, интерес к прочитанному сам по себе не возникает. Он напрямую зависит от того, как часто, что именно и каким образом читают детям. Детская литература, как часть общей литературы является искусством слова, передающим национальный колорит, самобытность языка.

Значение процесса приобщения дошкольников к художественной литературе трудно переоценить.

Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети в последние годы стали меньше читать. Престиж чтения значительно снизился. Его заменили компьютерные игры, просмотр телепередач и прослушивание аудиокниг. Общение детей с печатной книгой уходит. Наблюдая за детьми в дошкольных группах, не редко с прискорбием отмечается, что значительная часть детей вообще не любит читать.

Формируя у дошкольников любовь к чтению, педагог решает сразу несколько важных задач:

— Расширять кругозор, углублять знания детей в различных областях;

— Способствовать формированию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения;

— Формировать познавательный интерес;

— Развивать словарь, связность, грамотность речи, делать ее более правильной, четкой, понятной, образной, красивой;

— Воспитывать стремление узнавать новое, уважение к труду взрослых;

— Формирование нравственного эталона поведения, базовой культуры личности;

— Развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Когда же лучше формировать в дошкольника любовь к книге, к чтению? Какой возраст лучше всего подойдет для этого? Ответ очевиден. Чем раньше — тем лучше.

Литература оказывает на ребенка скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослый должен понимать, что работа предстоит долгая, кропотливая, но в будущем она обязательно даст свои плоды. И то, какими они будут всецело зависит от того, какие усилия мы, взрослые приложим.

Главное в этой работе — научить ребенка получать удовольствие от общения с книгой.

На первом этапе работы детям следует читать большое количество произведений различных жанров: сказок, рассказов, стихотворений. Помимо обычной работы с литературным произведением, внимание детей стоит заострять на том, чем один жанр отличается от другого, что между ними общего. Основной задачей первого этапа является: сформировать у детей позитивные эмоции от самого процесса чтения, чтобы у них появилось желание слушать, когда им читают.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, стать как для взрослого, так и для ребенка своеобразным ритуалом жизни группы, войти в привычку.

Тут важно не навязывать ребенку процесс чтения, а предлагать ему почитать в тот момент, когда он готов слушать. Один из таких благоприятных моментов, для восприятия ребенком литературного произведения является время перед сном, когда дети уже легли отдыхать, но еще не уснули.

Произведение, прочитанное перед сном, прочно откладывается в сознании ребенка, захватывает его воображение, и, как это не странно, способствует лучшему засыпанию. Разумеется, тут важен выбор произведения для чтения и мастерство педагога. От того, как он читает, во многом будет зависеть, будет ли процесс восприятия произведения интересным. Монотонное, без эмоциональное прочтение способно отбить интерес даже к самому интересному литературному произведению. Задача педагога донести до ребенка содержание книги ярко, интересно, чтобы пробудить его воображение. В младших и средних группах это могут быть небольшие произведения «на одно прочтение». В старших группах возможно уже использование больших произведений, рассчитанных на несколько дней. Можно увидеть, с каким нетерпением дети будут ждать каждый раз, когда им продолжат читать; как быстро они, которые всегда старались оттянуть момент, когда придется ложиться отдыхать, торопятся поскорее лечь и услышать продолжение увлекательного повествования.

В современной практике педагоги часто используют такой прием, как чтение перед сном. Современные технические средства позволяют включить любое литературное произведение в хорошем исполнении. Многие известные артисты театра и кино читают и записывают для детей сказки и рассказы. В этом нет ничего плохого. Аудиокниги очень выручают при отсутствии времени или возможности прочитать произведение самому. Однако, никакое мастерское исполнение не заменят детям тепла живого голоса своего воспитателя (или мамы), живой интонации. Кроме того, сам процесс взаимодействия ребенка с книгой: переворачивание страниц, рассматривание иллюстраций крайне важен для дошкольника. Иногда можно наблюдать такую картину: ребенок берет в руки книгу, которая ему очень понравилась и которую взрослый читал ему много раз. Ребенок начинает «читать», проговаривая знакомый текст, и переворачивает страницы ровно на тех местах, где заканчивается напечатанный текст, вплоть до переноса слов. Таким образом уже в 3–4 года, не зная букв, ребенок начинает моделировать процесс чтения.

Уже на первом этапе можно заметить, что ребенок, прежде довольно равнодушный к чтению, нет-нет да подойдет к взрослому с вопросом «А мы сегодня почитаем?» Это уже показатель того, что началось формирование читательского интереса.

Настало время начать работу по углублению и закреплению этого интереса, перевода его в насущную потребность.

Второй этап работы по формированию у дошкольников любви к книге и читательского интереса помимо продолжения развития интереса и любви к процессу чтения, следует начинать формирование знаний о том, что любая книга является продуктом человеческой деятельности, что книги делают люди, что они затрачивают очень много труда, чтобы книги были интересными, красивыми, познавательными.

На этом этапе работы любовь к книге формируется уже через воспитание в дошкольниках уважения к труду взрослых, трудившихся над ее созданием.

Помимо чтения, педагог может предложить детям примерить на себя профессии: писателя, художника-иллюстратора и придумать свои рассказы и сказки, сделать свою книгу. В процессе такой работы дошкольники на собственном опыте понимают, как это непросто — придумать такую сказку или рассказ, чтобы они были интересны другим, чтобы их захотели послушать другие.

На этом этапе работы детям следует уже не просто читать литературные произведения, но настало время для разнообразной работы с ними. Это не только обсуждение и анализ прочитанного, но и своеобразная «игра» с произведение.

Одним из приемов такой игры может быть изменение детьми концовки известной сказки, ее начала, добавление в произведение новых персонажей.

Еще одним видом из видов работы по приобщению дошкольников к художественной литературе может служить организация дидактических игр: «Расскажи сказку», «Придумай рассказ по опорным картинкам», «Расскажи историю» и других.

Нельзя оставить без внимания и такой вид деятельности дошкольников, как работа в книжном уголке. Дети учатся не только тому, как правильно обращаться с книгой, чтобы она дольше радовала тех, кто будет ее читать и рассматривать иллюстрации, но и навыки ремонта. Результаты работы таковы: ребята с огромным удовольствием слушают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, могут осуществлять простейший ремонт. У ребят появился стимул для скорейшего овладения навыками самостоятельного чтения.

В качестве еще одного действенного приема формирования у дошкольников интереса к чтению может служить предложение детям принести в группу детского сада своей любимой книги и рассказать о ней остальным. Нужно видеть, как старательно ребята рассказывают о своих любимых книгах, как стараются заинтересовать ими товарищей. Нет нужды говорить, что после рассказа ребят нужно постараться найти возможность прочитать и рассмотреть эти книги в группе.

Разумеется, это работа не одного месяца. Подобная работа должна вестись не прерывно. Лишь в этом случае возможно достичь результата, который станет основой для последующего успешного обучения в школе, формирования грамотно всесторонне образованной личности. Можно проследить взаимосвязь между чтением и более активным протеканием процессов развитие фантазии, воображения, памяти. Любящие читать дети обладают богатым активным словарем, речь их более гладкая, связанная, фразы и предложения логически лучше выстроены. Такие дети более успешны, как в процессе учебы, так и во вне учебной жизни, ибо читающий человек обладает широким кругозором, он интересен окружающим. С ними можно говорить на самые разные темы.

Нельзя не упомянуть об огромной роли родителей в такой работе. Она велика, ибо позволяет расширить, углубить интерес детей, способствует формированию стойкой любви к книге и к процессу чтения.

Вовлеченность родителей в процесс формирования читательского интереса, их заинтересованность в результате — залог успешной работы, чего бы это не касалось, и формирования интереса к чтению, в том числе.

К сожалению, в семье в силу ряда объективных причин, главной из которых является высокая занятость родителей, и как следствие, отсутствие времени, проблеме детского чтения уделяется мало времени. Но, мы убеждены, что 15–20 минут времени в череде забот и хлопот, всегда можно найти.

Решение задач воспитания интереса к книге во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослый любит читать, делает это с удовольствием, увлеченно, умеет ребенку привлекательные стороны чтения, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. Нужно помнить: одно неосторожное слово или действие со стороны взрослого может разрушить многое. Сложно внушить ребенку, что ему нужно, когда родители этого не делают. Поэтому взрослому стоит всерьез задуматься над собственным отношением к процессу чтения, к книге.

Вовлеченность родителей в процесс чтения, их заинтересованность в результате — залог успешной работы. Все, что взрослым удастся дать ребенку, вложить в него сегодня, обогатит, облегчит его жизнь в будущем, а все, что мы не сумеем ему дать — станет невосполнимой потерей для него.

Литература:

  1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателя ДОУ. — Издательство ТЦ «Учитель», Воронеж.: 2008 г.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. –М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с.
  3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка-Пресс, 2003 г. — 176 с.
  4. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие / Н. В. Микляева, Т. С. Мишина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 80 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  5. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание № 8 –М.: 2001 г. с. 34–41.
  6. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание № 9 –М.: 2001 г. с. 23–32.
  7. Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты для детей. -М.: Издат-школа, 1998.- 144 с.: 30 ил.
Задать вопрос