Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Кулишенко, М. Г. Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло» / М. Г. Кулишенко, Т. В. Хвощан. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5873/ (дата обращения: 06.05.2024).



Технологии:

  1. Игровая технология
  2. Технология интегрированной образовательной деятельности
  3. Здоровьесберегающая технология
  4. Технология исследовательской деятельности
  5. Технология проблемного обучения
  6. Технология сотрудничества

Цель: создать условия для ознакомления со свойствами мыла, его разновидностями (хозяйственное, жидкое, туалетное), через опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Формировать познавательный интерес в различных видах деятельности через экспериментирование
  2. Закрепить знания о некоторых свойствах воды (смешивание холодной и горячей воды, для получения теплой воды)
  3. Способствовать накоплению представлений о свойствах мыла и мыльной пены

(пенится, смывает грязь, держит на поверхности легкие предметы)

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  2. Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь (хозяйственное, туалетное мыло, шероховатое- гладкое, пенится и т. д.)
  3. Формировать умение соотносить движение и речь, развивать координацию движений.
  4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику, снимать напряжение и усталость способом аквагимнастики для пальчиков.
  5. Развивать умение на основе опытов анализировать и делать вывод.
  6. Продолжать развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывающие задачи.

  1. Воспитывать культурно- гигиенические навыки
  2. Формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему, побуждать к добрым поступкам, проявлять взаимопомощь.
  3. Воспитывать аккуратность во время работы с водой и мылом, соблюдать правила техники безопасности.

Материал:

– игрушки гусёнок и утёнок

– 2–4 таза

– 2 кувшина с горячей и холодной водой

– значки «солнышко» и «снежинка» для кувшинов

– 6–8 кусков мыла (разной формы, цвета, назначения)

– 1 флакон жидкого мыла

– 1 кусок хозяйственного мыла

– бумажные полотенца

– 6–8 стаканчиков с трубочками

– 2 пипетки

– поднос

Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Ход НОД

Вводная часть

Дети входят в зал, здороваются.

Ребята, случилась неприятность. Утёнок и гусёнок подрались, в пыли извалялись. Ах, какие грязные! Что же делать? (Надо их помыть).

Основная часть

Правильно. Вот у нас водичка в двух кувшинах. Посмотрите, на них какие-то знаки! (на одном солнышко, на втором — снежинка). Что бы это значило? (Холодная и горячая вода).

—Как можно это проверить? (Дотронуться до стеночки кувшина ладошкой или пальчиком)

—Проверьте, правильно ли вы догадались. (Да)

А ещё можно капнуть на ладошку маленькую капельку.

Игра «Капельки» ( Воспитатель капает из пипетки на руку холодную и горячую капельку, сначала себе, затем детям )

—Какая вода приятнее, горячая или холодная? (Лучше всего тёплая)

—Как же нам сделать воду тёплой, если у нас есть только холодная и горячая вода? (Подождать, когда горячая вода остынет, подогреть холодную воду, смешать горячую и холодную воду)

—Правильно. Давайте смешаем горячую воду с холодной. ( Дети смешивают воду в двух тазах. Воспитатель проверяет ощущение )

—Опустите ручки в водичку. Так и хочется поиграть!

Аквагимнастика для пальчиков.

Гуси по двору гуляли, ( стучат пальчиками по дну тазика )

Утки крошки собирали: ( легкие щипки пальцами )

«Га-га-га-га-га-га-га»

Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря»

За жуком бежали: («перебегать» пальцами по дну тазика )

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, ( стучать кулачками по дну тазика )

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

В лужицу упали — шлеп! ( легкий шлепок по поверхности воды )

Встали, отряхнулись, ( легко трясут руками над тазиком )

К солнцу потянулись… ( машем легко кистями над тазиком )

И пошли опять

По двору гулять! ( быстрое сгибание разгибание пальцев над тазиком )

—Водичка приятная? (Да)

—Чтобы умыть утёнка и гусёнка нам не достаточно только воды.

—Послушайте загадку и отгадайте, что нам ещё нужно.

В нарядных обёртках

Лежат шоколадки,

Они несъедобны

И вовсе не сладки.

Горьки, и пахучи,

И грязь им не мила

Да это же, братцы,

Обычное….. (Мыло)

—А для чего нужно мыло? ( Чтобы быть чистыми, бороться с микробами, отмывать грязь)

Воспитатель достаёт кусочек твёрдого и флакон жидкого мыла .

—Как вы думаете, какое мыло нам лучше использовать, чтобы искупать утёнка и гусёнка в пене? ( Жидкое )

—Давайте проверим! Старайтесь воду не расплескать, когда будете её перемешивать и мыть маленьких драчунов. ( В один таз дети опускают кусочек твёрдого мыла, а во второй — наливают жидкое мыло и взбалтывают воду, добиваясь получение пены. Опытным путём дети выясняют, что легче получить пену из жидкого мыла, моют в пене гусёнка и утёнка).

Вот и хорошо! Какие птенчики теперь чистенькие и опрятные! Спасибо, ребята. Вытирайте ручки. (Дети вытирают руки бумажными салфетками ).

—Давайте поиграем. Превратимся в гусей.

Логоритмическое упражнение «Смелые гуси».

Шли на речку важно гуси, ( дети тесно смыкают 4 пальца одной руки и

ритмично соединяют их с большим пальцам — (клюв))

Говорили: «Га-га-га!

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда!

Ш-Ш-Ш, — шипим мы грозно, — ( ритмично вытягивают шею)

Больно щиплемся. Беги! ( ритмично прищипывают пальцами

одной руки каждый палец другой )

Крыльями захлопать можем. ( ритмично похлопывают руками по бокам )

Мимо нас ты не ходи!»( ритмично потопывают )

—Хорошо поиграли! Какие сердитые да важные гуси! А мы не боимся таких хвастунишек! Правда, ребята?

Воспитатель вносит поднос с мылом различной формы, разного цвета, туалетное, хозяйственное .

—Посмотрите, ребята, что я для вас приготовила! Какие разные кусочки мыла! Возьмите и рассмотрите, чем они отличаются? ( Дети разбирают кусочки мыла )

—Какого цвета, какой формы мыло? Потрогайте, гладкое или шероховатое? Все ли кусочки пахнут одинаково приятно? Что вы чувствуете? ( дети исследуют мыло, делятся своими ощущениями )

—Да, мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, иметь разный запах. А этот большой кусок мыла светло-коричневого цвета используется в хозяйстве для стирки, мытья разных предметов и поэтому называется хозяйственным. Оно не такое ароматное, но очень хорошо борется с грязью.

—Давайте поиграем!

Игра «Чего не стало?» (дети закрывают глаза, воспитатель убирает один кусочек, дети определяют какое мыло исчезло, описывают его — цвет, форму, запах, назначение)

Вот, оказывается, какое интересное мыло бывает: и выглядит по-разному, и аромат разный, и с микробами борется, и поиграть с ним можно! Вы взбили хорошую пену в тазике, когда мыли птенцов. А ещё мыльная пена может быть подушкой. Не верите? Давайте проверим! Садитесь за столы, разбирайте стаканчики с водой. Напоминаю, что с водой нужно обращаться аккуратно, чтобы не расплескать и не облиться!

—Что в стаканчиках? ( Вода )

Мы уже знаем, что если в воду добавить жидкое мыло и после этого взбить водичку, то что у нас получится? ( Пена )

Воспитатель капает в стаканчики жидкое мыло .

—А мыльную пену можно получить ещё по — другому. Возьмите трубочку, и подуйте через неё в воду в своём стаканчике. Что случилось с мылом в воде? ( Растворилось )

—Откуда взялись пузыри? ( Выдули их из мыльной воды )

—Правильно! Любое мыло растворяется в воде, пенится образует много пузырьков.

—У всех получилась хорошая пена? Похожа она на подушечку? ( Да )

—Давайте проверим! Положим сначала на пену перо ( Оно держится )

—Теперь давайте положим камешек ( Он провалился )

—Почему? ( Перо лёгкое, а камешек тяжёлый )

—Предметы из каких материалов могут лежать на поверхности пены? ( Предметы, которые легче пены ).

—Правильно! Мыльная пена может быть очень высокой и прочной, она держит лёгкие предметы.

Заключительная часть

Вот мы, ребята, с вами утёнка с гусёнком искупали, о мыле и мыльной пене много узнали!

—Осталось нам птенчиков помирить…. Ведь без друзей не прожить! Давайте вместе расскажем мирилку!

Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому — давай дружить!

—Молодцы, ребята! Вы дружные, умелые и многое сегодня узнали!

Задать вопрос