Библиографическое описание:

Емельянова Н. В. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Маша и медведь» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 78-80.



 

Цель образовательной деятельности: развитие элементарных математических представлений у детей.

Задачи образовательные:

                    учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой группы;

                    учить использовать в речи слова: «поровну», «столько-сколько», «больше», «меньше»;

                    учить сравнивать две полоски по длине, путем приложения.

Задачи развивающие:

                    активизировать память, внимание, мышление;

                    развивать коммуникативные навыки;

                    воспроизводить звуки в количестве равном воспринятому;

                    развивать двигательную активность детей.

Задачи воспитательные:

                    воспитывать интерес к занятию;

                    воспитывать умение слушать воспитателя;

                    воспитывать желание помочь попавшим в беду.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Демонстрационный материал: медведь, маска медведя, фланелеграф, по 5 штук плоскостных игрушек: девочек, ягод, елочек; две полоски равной ширины, разного цвета и разной длины.

Раздаточный материал: по 2 полоски разной длины и разного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.

Организация обстановки: дети сидят за столами. Перед ними фланелеграф. Подготовлено место для игры «У медведя во бору». Поставлено несколько елочек.

Ход занятия:

1 часть. Воспитатель ставит на фланелеграфе фигуру девочки, говорит, что это Машенька из сказки «Маша и медведь».

— Помните, в сказке Маша с подружками пошла в лес по грибы да по ягоды. А вот и подружки Машеньки. «воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд еще три девочки).

— Стали девочки собирать ягоды. Машенька нашла ягодку. Подружка нашла ягодку, и эта подружка нашла ягодку. (воспитатель выкладывает ягоды под каждой девочкой слева направо).

— Все девочки нашли ягоды? По сколько девочек и ягод? (Поровну). Сколько девочек? Девочек столько сколько ягод.

— Но вот подошла еще одна девочка. Чего больше — девочек или ягод? А чего меньше? (Ягод меньше чем девочек).

— Как сделать, чтобы девочек и ягод стало поровну? (Девочке найти одну ягоду).

— Нашла девочка ягоду. Что можно сказать про девочек и ягоды, по сколько их? (Поровну. Девочек столько, сколько ягод).

— Поели девочки ягоды и стали играть в прятки, друг от дружки за деревья прятаться. (Воспитатель накладывает на каждую девочку елочку). Все девочки спрятались? Сколько елочек? (Столько сколько девочек).

2 часть. –А сейчас поиграем в игру «У медведя во бору».

Вот здесь бор (лес). Там живет медведь. Будете собирать грибы и ягоды, а как появиться медведь — быстро убегайте, чтобы он не поймал вас. Начали: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь сидит и на нас ворчит». Воспитатель незаметное надевает маску, подражая повадкам медведя, делает вид, что ловит детей. Все убегают.

Игра повторяется 2–3 раза.

3 часть. Поиграли мы в игру «У медведя во бору», поиграли девочки в прятки. Вот Машенька кустик за кустик, деревце за деревце и ушла в самую глушь, самую чащу. Пришла Маша к домику медведя, обрадовался медведь и сказал: «Никуда не отпущу тебя. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить». Но Маша очень просила медведя отпустить ее к бабушке и дедушке.

«Давай поиграем, сказал медведь. — Если ты меня обыграешь, то я отпущу тебя». Медведь говорит, что он будет стучать, а Машенька должна хлопнуть в ладоши столько раз, сколько стукнет медведь. Воспитатель просит детей помочь Маше, стучит от одного до пяти раз. Дети хлопаю в ладоши столько же раз.

— Молодец, Маша! Обыграла меня, старика. Да и ребята тебе помогли.

4 часть. Медведь говорит: «Сейчас я проверю, умеют ли дети сравнивать полоски по длине». Предлагает Маше посмотреть.

— Какого цвета полоски лежат у вас на столе? (Красная и синяя).

— Какая из полосок длиннее, а какая — короче? (Синяя полоска длиннее красной, а красная короче синей). Как можно проверить, что синяя полоска длиннее красной? (Приложить одну полоску к другой).

Медведь предлагает сравнивать полоски.

Воспитатель показывает и объясняет, как надо сравнивать полоски по длине: нужно одну полоску положить под другой, приравнять их края слева, тогда будет видно, какая полоска длиннее, какая — короче.

Дети сравниваю свои полоски путем приложения. Медведь предлагает показать длинную полоску, короткую, спрашивает у Маши: «Правильно дети показывают полоски? Никто не ошибся?».

— Молодцы! Хорошо сравниваете полоски по длине, и меня, медведя, научили многому. Так и быть, отпущу Машу к дедушке и бабушке.

Маша благодарит детей за помощь. Занятие окончено.

 

Литература:

 

  1.                Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Конспекты занятий. — М.: — Мозаика — Синтез, 2010 год.
  2.                Ерофеева Т. И., Павлова Т. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М., 1992.
  3.                Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2012.
  4.                Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  5.                Помораева И. А, Позина В. А Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов