Библиографическое описание:

Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 36-38.



 

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие.

 

В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.

Слово «мультфильм» имеет неоднозначные лексические значения, основанные на различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначально понятие «мультфильм» в изобразительном искусстве означало подготовительный рисунок при создании картин, а современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах.

Кроме того термин «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также юмористических рисунков художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах [1].

Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в психическое развитие ребенка, так как за эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его личность и последующее психическое развитие [2]. В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие.

Несомненно, данный вопрос очень актуален, т. к. мы имеем дело с величайшим изобретением нашего времени — технологией обработки массового сознания. На современном этапе, телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками» и даже «заложниками».

Не все мультфильмы являются поучительными, несущими в себе глубокий нравственный смысл и могут служить для детей примером для подражания. В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом, он не понимает, что мультфильм — это не настоящий мир и какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов [3].

Для психического развития ребенку необходимо получать впечатления из окружающего мира и очень важно эти впечатления перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми. При этом, чем конкретнее, точнее эти впечатления будут переработаны, тем больше установленных связей и пользы ребенок извлечет, тем выше будет его интеллектуально — познавательная деятельность.

Психологи и педагоги дошкольных образовательных организаций считают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики дошкольника: он либо разрушает ее, либо влияет положительно.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более [1].

В современных мультфильмах неправильное, а иногда даже безнравственное, поведение героев никем не наказывается (например, «Том и Джерри»; «Губка Боб») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В итоге, в детском сознании закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения в реальной жизни (дети бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т.д.), так как ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни

Конечно, мы не можем утверждать, что абсолютно все зарубежные мультфильмы пропагандируют зло, жестокость, насилие, обман и т.д., также как не можем утверждать, что в отечественной мультипликации присутствует только добро и уважение друг к другу. Очень часто дети смотрят некачественную мультипликационную продукцию о вампирах, монстрах, приведениях, роботах, где присутствует конфликтное взаимодействие персонажей, жестокость, насилие, убийство, одним словом элементы агрессии, перенимая неуместные способы поведения и грубое выражение собственных чувств посредством подражания героям экрана.

Очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультфильм, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора [4].

Психологи [2] утверждают, что далеко не все мультики полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на социальное развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. Исходя из этого факта, взрослым следует контролировать время, которое ребенок проводит перед телевизором и более тщательно отбирать мультипликационный материал для просмотра.

Следует отметить, что в возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов, так как в силу своих возрастных особенностей и отсутствием в произвольности поведения, дети не могут одновременно сидеть, слушать и смотреть мультфильм. При этом, дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на яркие моменты мультфильма. В будущем у таких детей возможны проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. Кроме того, в своем социальном развитии такие дети могут значительно отставать от сверстников.

Последствия систематических телевизионных просмотров современного мультипликационного кино, не соответствующего требованиям процессов развития и воспитания детей дошкольного возраста в плане формы, содержания и качества, общеизвестны:

        снижение зрения, развивающиеся неврологические заболевания;

        отставание в психическом и физическом развитии;

        различные соматические заболевания;

        плаксивость, раздражительность;

        нарушение сна, повышенная возбудимость и тревожность.

Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. На наш взгляд, такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными [4].

Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир («Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др.). Но имеются и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных ценностях, о жизни, о друзьях и родителях.

Кроме того, дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В современных мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д.

Иногда в современных мультфильмах плохие поступки персонажей супругов часто остаются безнаказанными, часто демонстрируют неправильный образ материнства, мужских персонажей наделяют женскими чертами и наоборот, что отображается в одежде и поведении персонажей. Все это, в свою очередь ведет к формированию неправильных гендерных установок и неверному представлению о гендерных ролях.

Очень часто на экране можно увидеть неуважительное отношение героев к животным и растениям, пожилым людям и родителям. При этом, негативное влияние мультфильмов на детей нужно ослабить или искоренить вообще, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стихи, ходить в зоопарк, музеи, разрешать играть во дворе со сверстниками и не делать из него индивида, который способен воспринимать только виртуальный мультипликационный мир [1].

Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.

В заключение всему сказанному, хочется отметить, что задача родителей и воспитателей системы дошкольного образования состоит в том, чтобы помочь дошкольнику научиться правильно осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей дошкольного возраста, формировании у них медиаграмотности, как необходимого условия дальнейшего становления их личности.

 

Литература:

 

  1. Куниченко О.В. критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. -Т. 3. -№ 5. -С. 133-137.
  2. Ермизина Е.В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. -№ 1. -С. 51-58.
  3. Карповская Е.Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама: традиции и инновации. 2011. — № 6-2.- С. 98-99.
  4. Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007.-№ 3. -С. 24-25.
Основные термины: детей дошкольного возраста, развитие детей дошкольного, социальное развитие, современных мультфильмов, Похожая статья, современных мультфильмах, дошкольных образовательных организаций, социальное развитие детей, ребенка дошкольного возраста, воспитания детей, ребенок дошкольного возраста, воспитания детей дошкольного, гармоничное развитие детей, медиаобразования детей дошкольного, советские мультфильмы, Влияние современных мультфильмов, психическое развитие, психологическое развитие детей, психическое развитие ребенка, содержания современных мультфильмов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов