Библиографическое описание:

Банникова Е. Г., Гильманова Л. В., Кибец К. Л., Тарасова Л. С. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 20-23.



 

В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, коммуникация, взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью.

 

Радикальные преобразования, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Принципами и задачами Федерального образовательного стандарта дошкольного образования [5] является приобщение детей к социокультурным нормам; формирования общей культуры личности детей; сотрудничество Организации с семьей, а как следствие Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми взрослым необходимо поддерживать ребенка, формировать коммуникативные навыки, учить устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникация в словаре С. И. Ожегова рассматривается, как путь сообщения [4].

Об этом писали такие педагоги как Г. А. Урунтаева, выделяла способы формирования взаимоотношений между людьми: желание вступать в контакт, умение понять его состояние и в зависимости от этого выстроить свою модель поведения. В свою очередь, Н. В. Котикова [3] выделяет в способность к общению: «Я хочу» — желание вступить в контакт; «Я умею» — умение слушать собеседника, переживать; «Я знаю» — знание норм и правил, необходимых при выстраивании общения. Продолжая данную мысль, А. А. Рояк и Т. А. Репина выделяют трудности, возникающие при неправильном формировании мотивов общения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к неуверенности в себе (Е. А. Аркин, Е. И. Кульчицкая, П. М. Якобсон, Л. И. Божович) [6]. Исходя из этого коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — Детский сад № 83 «Фея» города Набережные Челны РТ, разработал и апробировал программу «Мы вместе». Целью, которой являлось формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Были поставлены следующие задачи:

  1.                Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников.
  2.                Мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
  3.                Психолого-педагогическое просвещение родителей в данном вопросе.

Работа проходила в три этапа:

I этап (сентябрь) — предусматривал диагностику коммуникативных способностей дошкольников и анкетирование родителей, с целью осведомленности в данном вопросе.

II этап (октябрь — апрель) — включал семь совместных с родителями встреч, которые проходили в форме деловых игр, мастер-классов, тренингов.

III этап (май) — повторная диагностика.

План программы «Мы вместе»

Месяц

Цель

Содержание занятий

Сентябрь

Выявление уровня сформированности коммуникативных способностей дошкольников и осведомленности родителей

Диагностика детей, анкетирование родителей.

Октябрь

Знакомство родителей с играми, которые способствуют формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

  1.                Игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы:

                    «Давайте познакомимся»;

                    Игра «Мои хорошие черты, мои сильные стороны».

  1.                Знакомство и проигрывание игр:

                    «Мак-мак, василек…»;

                    «Камень-ножницы-бумага…»;

                    «Мои добрые дела».

  1.                Динамическая пауза: «Калейдоскоп сказочных образов».
  2.                Релаксация «Цветок добра».
  3.                Чаепитие.

Ноябрь

Психолого-педагогическое просвещение родителей, мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

  1.                Приветствие. Разминка.
  2.                Мини-лекция «Как научить ребенка играть».
  3.                Игры и упражнения которые помогают укрепить дружеские отношения:

                    «Солнышко дружбу освещает»;

                    «Ласковое имя»;

                    «Угадай животное».

  1.                Ритмическая гимнастика «Чебурашка».
  2.                Притча о двух ангелах.

Декабрь

Повышение педагогической грамотности родителей; работать над совершенствованием произносительной стороны речи; развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

  1. Парные упражнения:

                    «Приветствие»;

                    «Насос или надувная кукла».

2. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

                    «Улыбка»;

                    «Комплимент».

3. Педагогические ситуации: «Примите меня в игру».

4. Ситуации для установления общения:

                    «Мы нашли голодного котенка, что делать?»;

                    «Как успокоить малыша».

5.Чаепитие.

Январь

Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников посредством взаимодействия с семьей. Формирование у детей желания вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

  1. Парные упражнения:

                    «Упражнение на доверие»;

                    «Ладонь в ладонь».

2. Упражнения:

                    «Угадай, что делаем?»;

                    «Кто, как ходит?»;

                    «Расскажем сказку молча».

3.Групповые упражнения:

                    «Давайте поздороваемся»;

                    «Бездомный заяц».

4. Мастерская «Ложки в одежках».

5. Чаепитие.

Февраль

Развивать у дошкольников умение начинать общение, вступать в диалог, слушать собеседника, сопереживать, умение находить выход из конфликтной ситуации («Я умею!»).

 

  1.                Игра-приветствие: «Утренние приветствия».

2. Игры для выразительности речи:

                    «Изобрази, как бушует море»;

                    «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».

3.Групповые упражнения:

                    «Комплимент»;

                    «Фотография»;

                    «Чаша доброты».

4. Мастерская «Как изготовить куклу марионетку».

5. Чаепитие.

Март

Развивать уважение в ходе общения, формировать привычку пользоваться вежливыми словами; анализировать различные ситуации. Закреплять знания о нормах и правилах поведения в ходе формирования коммуникативных навыков («Я знаю!»).

  1.                Игра-приветствие: «Ходит солнышко по кругу».

2. Игры для формирования умений находить выход из конфликтной ситуации:

                    «Попроси прощения у друга»;

                    «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»;

                    «Как помирить друзей?».

3. Мастерская «Рисуем ножницами».

4. Чаепитие.

Апрель

Формировать умения вступать в разговор, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, эмоционально и выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

1.                  Игра-приветствие: «Родители».

2. Игры для развития эмпатии:

                    «Подарок для друга»;

                    «Рассмеши Царевну Несмеяну».

4. Игры на развитие мимики, пантомимики:

                    «Маски»;

                    «Свет мой зеркальце — скажи…»;

                    «Немое кино».

4. Мастерская «Пластелиновая живопись».

5. Чаепитие.

Май

Выявление как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа.

Диагностика детей, анкетирование родителей.

 

Литература:

 

  1.                Баринова, Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб / Н. М. Баринов. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 92 с.
  2.                Касаткина, Ю. В. Учим детей общению / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. Ярославль, 1999.
  3.                Котикова, Н. В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Котикова // Дошкольная педагогика, 2012. — № 1. — С. 43–47.
  4.                Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: ок. 57000 слов / под ред. докт. филолог. наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1983. — 816 с.
  5.           Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. от 25 ноября. — № 6241. — С. 2–9.
  6.                Сизова, С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не принятых в коллективе сверстников / С. И. Сизова // Дошкольная педагогика, 2012. — № 3. — С. 56–62.
  7.                Федосеева, Е. В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Е. В. Федосеева. — М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов