Библиографическое описание:

Шевырёва М. И. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 103-106.

 

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду.

Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.

Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

«Мозговой штурм» это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:

          собрать информацию по теме обсуждения;

          разработать цепочку вопросов к детям;

          подобрать картинки;

          продумать варианты организации продуктивной деятельности;

          иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;

          быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.

А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельностного этапа составить с детьми алгоритм технологии.

Алгоритм технологии «Мозговой штурм»

          выслушать проблему;

          подумать над её решением;

          разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»

          рассказать свою идею;

          выслушать и обсудить идеи;

          выбрать идею

При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

Выбрать идею

 

Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом.

Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы.

Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

Рассмотрим этапы технологии:

  1.      Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.
  2.      Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».
  3.      Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические.

Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют.

Примерные вопросы к детям при обсуждении:

Какая идея наиболее подходит?

Подходит ли эта идея? Почему?

Давайте подумаем вместе?

А как сделать, чтобы?

Как вы думаете, если…?

Какие условия отбора?

  1. В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.

На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней.

Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы.

«Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей.

Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Технология «Мозговой штурм»,позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

 

Литература:

 

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Изд. 3-е, дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — 240 с.
  2. Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002.
  3. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981.
  4. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А. В. Петровского. М., 1981.
  5. Громцева С. Н. Поиск новых путей. — М.: «Просвещение», 1990.
  6. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: «Просвещение», 1986.
  7. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
  8. Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982.
  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
  10. httl: // /…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю. Г. Тренинг мозгового штурма.
  11. httl: // /brainstorming.html. Метод мозгового штурма

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов