Библиографическое описание:

Барабанова М. С. Как научить дошкольников заботиться о своём здоровье // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 23-24.



 

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из главных задач дошкольного образования- сохранение и укрепление здоровья детей. Все мы знаем, насколько повышен процент заболеваемости у детей в наше время. Неправильное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, отсутствие прочных знаний о формировании собственного здоровья приводят к огромному количеству заболеваний уже в детском возрасте. Конечно, вина взрослых в том, что наши дети не имеют, подчас, представлений о том, что приносит пользу организму, а что вред. Даже вкусные лакомства могут быть очень опасны для здоровья. Мы, взрослые, часто собственным примером приобщаем ребёнка к нездоровым привычкам.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Именно для этих целей мы разрабатываем здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в образовании — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

Работая в дошкольном учреждении много лет, я задалась целью исследовать представления дошкольников о собственном здоровье. Не проводя тематических занятий, я провела первичную диагностику знаний детей. В подготовительной группе детского сада я предложила детям нарисовать рисунок по теме: «Что делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» На основании рисунков детей, я составила таблицу, в которой была отражена тематика детских рисунков. Хочу подчеркнуть. Что в процессе рисования я не подсказывала детям готовых сюжетов рисунков. «Нарисуй, как ты думаешь»,- чаще всего я использовала такую формулировку. Из моих наблюдений, многие дети испытывали трудности с началом рисования, некоторые пытались посмотреть, что рисуют сверстники. Только несколько детей уверенно приступили к выполнению данного задания.

Имя ребёнка

Содержание рисунка

1

Лиана

Больница, лекарства, медсестра

2

Саша С.

Больница, скорая помощь

3

Даша

Больница, прививки, лекарства

4

Саша Р.

Больница и врач

5

Даша Р.

Врач и больной

6

Гоша

Гантели и штанга

7

Яна

Врачи

8

Никита

Шприцы, больница

9

Арина

Больница, врач, таблетки

10

Витя

Больница

 

Как видно из таблицы, лишь один ребёнок изобразил на своём рисунке спортивный инвентарь (гантели, штанга), помогающий поддерживать у человека хорошую физическую форму. Данная диагностика показала отсутствие у детей представлений о сохранении и поддержании здоровья. Низкий уровень валеологической культуры, основ здорового образа жизни.

В данной группе мною был проведён цикл занятий по следующим темам:

«Полезные и не полезные продукты»

«Спорт. Для чего он нужен?»

«Сон. Зачем нужно спать?»

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

«Что нужно делать, чтобы не болеть»

После этих занятий я провела повторную диагностику на ту же тематику. Ребятам предлагалось нарисовать рисунок на тему «Что надо делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» результаты повторной диагностики занесены в таблицу. Хочу заметить, что в данном случае дети не испытывали трудностей с выбором темы рисования. Многие сразу же приступили к рисованию. Если в первом случае, многие дети задавали мне вопросы «Что рисовать?», «А можно я нарисую…?», «А я не знаю, что надо рисовать», то на данном занятии дети уверенно выполняли задание. Звучали комментарии: «Я знаю, что рисовать», «А я уже придумал, что я нарисую…» и т. д. Уверенность детей в тематике рисования позволила мне сделать вывод о важности и полезности проведённой работы. Итак, какова же была тематика рисунков в данной случае?

Имя ребёнка

Содержание рисунка

1

Лиана

Спорт

2

Саша С.

Спорт

3

Даша

Зарядка, фрукты, овощи

4

Саша Р.

Больница и врачи

5

Даша Р.

Мытьё рук

6

Гоша

Штанга, гантели, фрукты

7

Яна

Болезнь, врачи

8

Никита

Больница

9

Арина

Обливание холодной водой

10

Витя

Витаминный чай

 

Как мы видим, при сравнении двух таблиц наблюдаются перемены в тематике работ. Большинство детей отразили в своих работах ту тематику, которая выражает именно формирование здорового образа жизни и здоровых привычек человека. Именно профилактические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование грамотного, правильного подхода к своему здоровью, нашли своё отражение в рисунках многих детей.

Данная работа, беседы с детьми, грамотно подобранная литература для чтения, личный пример взрослых — всё это должно проводиться регулярно. Тема здорового образа жизни актуальна в наши дни, так как мы воспитываем поколение потомков, здоровье которых — здоровье нашей нации в будущем. Прививая детям правильное отношение к себе и своему организму, важности поддержания его здоровья, мы тем самым делаем наше будущее поколение здоровым, крепким, грамотным.

Итак, что же позволит нам привить детям правильные привычки в формировании здорового образа жизни.

  1.                Личный пример взрослых.
  2.                Беседы с детьми на тему здорового образа жизни и его составляющих.
  3.                Просмотр телепередач и кинофильмов, специально разработанных для детей данного возраста по нашей тематике.
  4.                Создание привычек к здоровому образу жизни в семье, последовательность требований у всех членов семьи.
  5.                Чтение художественной литературы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов