Как научить дошкольников заботиться о своём здоровье | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Барабанова, М. С. Как научить дошкольников заботиться о своём здоровье / М. С. Барабанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/316/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из главных задач дошкольного образования- сохранение и укрепление здоровья детей. Все мы знаем, насколько повышен процент заболеваемости у детей в наше время. Неправильное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, отсутствие прочных знаний о формировании собственного здоровья приводят к огромному количеству заболеваний уже в детском возрасте. Конечно, вина взрослых в том, что наши дети не имеют, подчас, представлений о том, что приносит пользу организму, а что вред. Даже вкусные лакомства могут быть очень опасны для здоровья. Мы, взрослые, часто собственным примером приобщаем ребёнка к нездоровым привычкам.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Именно для этих целей мы разрабатываем здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в образовании — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

Работая в дошкольном учреждении много лет, я задалась целью исследовать представления дошкольников о собственном здоровье. Не проводя тематических занятий, я провела первичную диагностику знаний детей. В подготовительной группе детского сада я предложила детям нарисовать рисунок по теме: «Что делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» На основании рисунков детей, я составила таблицу, в которой была отражена тематика детских рисунков. Хочу подчеркнуть. Что в процессе рисования я не подсказывала детям готовых сюжетов рисунков. «Нарисуй, как ты думаешь»,- чаще всего я использовала такую формулировку. Из моих наблюдений, многие дети испытывали трудности с началом рисования, некоторые пытались посмотреть, что рисуют сверстники. Только несколько детей уверенно приступили к выполнению данного задания.

Имя ребёнка

Содержание рисунка

1

Лиана

Больница, лекарства, медсестра

2

Саша С.

Больница, скорая помощь

3

Даша

Больница, прививки, лекарства

4

Саша Р.

Больница и врач

5

Даша Р.

Врач и больной

6

Гоша

Гантели и штанга

7

Яна

Врачи

8

Никита

Шприцы, больница

9

Арина

Больница, врач, таблетки

10

Витя

Больница

 

Как видно из таблицы, лишь один ребёнок изобразил на своём рисунке спортивный инвентарь (гантели, штанга), помогающий поддерживать у человека хорошую физическую форму. Данная диагностика показала отсутствие у детей представлений о сохранении и поддержании здоровья. Низкий уровень валеологической культуры, основ здорового образа жизни.

В данной группе мною был проведён цикл занятий по следующим темам:

«Полезные и не полезные продукты»

«Спорт. Для чего он нужен?»

«Сон. Зачем нужно спать?»

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

«Что нужно делать, чтобы не болеть»

После этих занятий я провела повторную диагностику на ту же тематику. Ребятам предлагалось нарисовать рисунок на тему «Что надо делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» результаты повторной диагностики занесены в таблицу. Хочу заметить, что в данном случае дети не испытывали трудностей с выбором темы рисования. Многие сразу же приступили к рисованию. Если в первом случае, многие дети задавали мне вопросы «Что рисовать?», «А можно я нарисую…?», «А я не знаю, что надо рисовать», то на данном занятии дети уверенно выполняли задание. Звучали комментарии: «Я знаю, что рисовать», «А я уже придумал, что я нарисую…» и т. д. Уверенность детей в тематике рисования позволила мне сделать вывод о важности и полезности проведённой работы. Итак, какова же была тематика рисунков в данной случае?

Имя ребёнка

Содержание рисунка

1

Лиана

Спорт

2

Саша С.

Спорт

3

Даша

Зарядка, фрукты, овощи

4

Саша Р.

Больница и врачи

5

Даша Р.

Мытьё рук

6

Гоша

Штанга, гантели, фрукты

7

Яна

Болезнь, врачи

8

Никита

Больница

9

Арина

Обливание холодной водой

10

Витя

Витаминный чай

 

Как мы видим, при сравнении двух таблиц наблюдаются перемены в тематике работ. Большинство детей отразили в своих работах ту тематику, которая выражает именно формирование здорового образа жизни и здоровых привычек человека. Именно профилактические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование грамотного, правильного подхода к своему здоровью, нашли своё отражение в рисунках многих детей.

Данная работа, беседы с детьми, грамотно подобранная литература для чтения, личный пример взрослых — всё это должно проводиться регулярно. Тема здорового образа жизни актуальна в наши дни, так как мы воспитываем поколение потомков, здоровье которых — здоровье нашей нации в будущем. Прививая детям правильное отношение к себе и своему организму, важности поддержания его здоровья, мы тем самым делаем наше будущее поколение здоровым, крепким, грамотным.

Итак, что же позволит нам привить детям правильные привычки в формировании здорового образа жизни.

  1.                Личный пример взрослых.
  2.                Беседы с детьми на тему здорового образа жизни и его составляющих.
  3.                Просмотр телепередач и кинофильмов, специально разработанных для детей данного возраста по нашей тематике.
  4.                Создание привычек к здоровому образу жизни в семье, последовательность требований у всех членов семьи.
  5.                Чтение художественной литературы.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, больница, врач, здоровье, повторная диагностика, собственное здоровье, содержание рисунка, яна.

Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной...

ценностное отношение, здоровый образ жизни, здоровье...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная...

Подготовка врачей общей практики к формированию у населения...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Роль медицинских работников поликлинического звена по...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, медицинский персонал, поликлиника.

Ключевые слова: врач общей практики, население, здоровый образ жизни, вредные привычки. Не случайно, в «Законе РУз «Об охране здоровья граждан» в ст. 2 одной из задач всех звеньев...

Экспериментальное исследование по изучению уровня...

Обращаясь в экспериментальном исследовании к изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, мы брали во внимание то:  что проблема здоровья человека...

Методическая разработка организованной образовательной...

Цель: развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной...

ценностное отношение, здоровый образ жизни, здоровье...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная...

Подготовка врачей общей практики к формированию у населения...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Роль медицинских работников поликлинического звена по...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, медицинский персонал, поликлиника.

Ключевые слова: врач общей практики, население, здоровый образ жизни, вредные привычки. Не случайно, в «Законе РУз «Об охране здоровья граждан» в ст. 2 одной из задач всех звеньев...

Экспериментальное исследование по изучению уровня...

Обращаясь в экспериментальном исследовании к изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, мы брали во внимание то:  что проблема здоровья человека...

Методическая разработка организованной образовательной...

Цель: развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Задать вопрос