Библиографическое описание:

Яударова Н. Ю. Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 72-76.



 

В статье автор рассказывает об агрессивных проявлениях в дошкольном возрасте у детей и о том, как с данной проблемой можно справиться. Работа написана на основе личного опыта автора и адресована всем неравнодушным участником образовательного процесса.

 

Психолого-педагогическая реальность нашего времени такова, что дошкольным образованием детей, чаще всего, занимается кто угодно — бабушки, тети, дяди, даже телевизор в теплой компании компьютера с «развивающими» играми и интернетом, только не родители. Мама и папа усердно трудятся на благо общества, стараясь заработать для достойной жизни своей семьи и, как правило, не задумываясь надолго, а чаще всего вообще не обращая внимания на эмоциональное состояние детей.

Малыши, предоставленные самим себе, копируют модель поведения тех людей, которые их окружают и, как правило, это не самый лучший пример. Если в самом раннем детстве не направить развитие ребенка в правильном направлении, последствия могут быть весьма плачевными.

Чтобы минимизировать вредное влияние и увеличить положительное, нужно отдать ребенка в детский сад, где им займутся подготовленные специалисты. При правильном настрое, малыш быстро и легко пройдет тяжелый период адаптации и начнет впитывать такие нужные и важные знания, умения и навыки, подготавливающие его к дальнейшей жизни. Обязательное условие, чтобы родители и воспитатель были едины во мнениях, чтобы не было никаких разногласий.

Очень важную и нужную работу выполняет психолог в ДОУ. Стараясь охватить своим вниманием всех детей, проводя психологические скрининг и различные мониторинги, специалист выявляет детей с нарушениями в поведении и берет их себе на заметку, что бы в дальнейшем помочь малышам справиться с проблемой в поведении. Наиболее часто встречающаяся — это агрессивность и конфликтность.

Что же такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение, приступ». В психологии этот термин имеет следующее определение: агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт, отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т. д. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [13].

Проблема агрессии, находясь многие годы в фокусе внимания исследователей, остается недостаточно разработанной, не найдено определение, вмещающее в себя разные аспекты изучаемого феномена, являющегося неотъемлемой частью активности и адаптивности человека. При согласии в том, что агрессивные действия приводят к уничтожению или изменению целостности объекта, природа и роль агрессии рассматриваются и оцениваются неоднозначно. Наряду с деструктивными выделяются ее конструктивные аспекты (Г.Аммон, Ф.Перлз, Р.Мэй, А.Сторр, Э.Фромм, К. В. Сельченок, А. Р. Ратинов, О. Д. Ситковская, А. П. Назаретян, Т. В. Левкова, Е. В. Хохлова, Ю. М. Антонян) [3]. Агрессия рассматривается не только как угроза нанесения вреда ее объекту, но и как внутренняя сила, дающая человеку возможность защиты собственных границ и овладения внешними обстоятельствами. Понимание агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека обуславливает актуальность изучения особенностей детской агрессии, выявления закономерностей развития факторов регуляции агрессивного поведения, становления ее конструктивных форм. Коррекция агрессивного поведения будет более эффективной, если стремиться не к тому, чтобы исключить агрессию из жизни ребенка, а трансформировать неконструктивные формы ее проявления в конструктивные.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие мотивации поведения, обеспечивающее в дальнейшем становление субъектной позиции ребенка (Е. Ю. Саврацкая). Постепенно развивается способность к рефлексии (В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин др.), которая, как показывают исследования Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, Е. Л. Бережковской, Е. Л. Горловой, может рассматриваться в плоскости онтогенеза общения. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит «интеллектуализация аффекта», активное развитие эмоциональной компетентности (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, А. М. Щетинина, М. А. Кузьмищева, Е. И. Николаева и др.), от которой зависит успешность в построении социальных отношений (Д.Големан) [1].

Старший дошкольник осознает основание не только предметных действий, но и своих действий в общении (Т. П. Гаврилова). В данном возрасте появляется возможность занять внеситуативную позицию в эмоционально заряженных ситуациях, найти конструктивный способ их разрешения (Т. В. Склярова). Данные возрастные характеристики связаны с развитием у старшего дошкольника способности к внутренней регуляции поведения, в том числе и агрессивного [2].

Агрессивность современных детей ужасает своими масштабами. И показатели агрессивности детской среды растут с каждым годом. Это результат влияния средств массовой информации, увиденного детьми насилия в их любимых передачах и мультфильмах, где жуткие монстры или супергерои, запросто убивающие любого вставшего на пути, заменили детям добрых фей, зайчиков и других положительных персонажей. А видеоигры, бесконечная киберагрессия? Возьмем во внимание и ген агрессивности, который обнаружили ученые. Этот ген связан с одним из двух вариантов гена, который кодирует рецепторы серотонина типа 2а. Но немаловажное влияние оказывает и ряд других факторов, например особенности воспитания детей и социальная среда, окружающая ребенка.

Говоря о проекциях агрессивного поведения родителей на поведение ребенка, обнаруживается, что у агрессивных родителей — агрессивные дети. Агрессия порождает агрессию. В данном случае агрессию можно назвать борьбой за выживание, благодаря которой ребенок, как и взрослый, надеется добиться хоть каких- то изменений в неустраивающем его положении вещей.

Агрессия, своеобразный протест, попытка обратить на себя внимание. Она делится на следующие виды: физическая агрессия, вербальная агрессия, прямая агрессия и косвенная агрессия. Безусловно, для родителей, самая неприятная — это физическая агрессия, когда ребенок нападает на младших, старших, ровесников, а иногда и на взрослых. Физическая агрессия является не только способом снятия высокого нервно — эмоционального напряжения, но и дает добиться внимания собственных родителей, а это, при полном отсутствии интереса со стороны родителей, дорогого стоит в глазах детей и неважно, что при этом говорят «драчун, дикарь, плохой». Это, своего рода, восстановление «справедливости». Такую же «справедливость» можно добиться и вербальной агрессией, которая может ранить и посильней физической, если говорить с негативной энергией, унижая, оскорбляя, зля, а главное несправедливо. Но чтобы использовать вербальную агрессию нужно иметь неплохое развитие и в умственном и в речевом плане. Для того, чтобы сделать побольнее, посильнее обидеть нужно быть очень наблюдательным и иметь хорошую память. Словарный запас пополняется за счет окружения детей, то есть за счет нас с вами. Порой, иногда даже не замечая, взрослые ссорятся, оскорбляют друг друга, используют «крепкое словцо», а ребенок все видит и затем просто подражает, применяя увиденное и услышанное им. Цель вербальной агрессии — выплеснуть напряжение и опять же привлечь к себе внимание.

Прямая агрессия — это направленная, непосредственно против какого — либо объекта или субъекта, но есть еще и косвенная агрессия. Здесь накопившееся раздражение не выплескивается непосредственно на виновника, а делается все то — же самое, но другими, окольными путями. Например, ребенок разносит по всему свету различные обидные, несправедливые и неправдивые, чаще всего, сплетни и слухи. Или начинает топать ногами, бить кулаками об стену, швырять все, что попало под руку, ломать и крушить, хотя вещи не виноваты, а виновник, на самом деле, в данный момент, недосягаем, поэтому вся ярость достается тем, кто не сможет дать отпор и получается без вины виноват.

Взрослые недоумевают, что случилось? Зачем он это делает? Почему он стал агрессивным? Может ему нужен психиатр? И тут, как раз, может помочь психолог. Разобраться специалисту в причинах происходящего с ребенком должны помочь родители, говоря правду, ничего не утаивая и затем точно следуя его рекомендациям. Только при таком тесном сотрудничестве можно добиться положительной динамики, а затем уже и укрепившегося результата.

Начиная свою работу с ребенком, мы предлагаем родителям заполнить анкету, в которой нужно откровенно ответить на вопросы. В дальнейшей работе анкета будет служить помощником психолога.

Проводя диагностику ребенка, с признаками агрессивного поведения, мы используем несколько методов, таких как наблюдение, беседа, тестовая диагностика, различные проективные методики и т. д. Затем уже по совокупности результатов делаем предварительное заключение и подбираем индивидуальную коррекционно-развивающую программу для непосредственной работы с ребенком. При составлении этой программы учитываются все индивидуальные особенности ребенка, а так же стиль воспитания в семье и различные влияния извне.

Коррекционно-развивающая программа строиться нами в нескольких направлениях:

1этап — Это работа с гневом.

Научить ребенка выплескивать негативные эмоции в социально приемлемых формах. Например, нарисовать обидчика на бумаге и злобно скомкать листок или вылепить фигурку из пластилина, а затем закопать ее в песке или залить водой и т. д. можно сочинить сказку, в которой появиться возможность выплеснуть негативные эмоции. Можно провести для разрядки различные игры, физические упражнения, даже соревнования здесь будут очень кстати. Полезно сделать стаканчики или мешочки для криков, подушку для битья и т. д.

2этап — Это работа с эмоциями.

У агрессивных детей обычно наблюдается эмоциональная бедность, поэтому нужно расширять эмоциональный фон ребенка. Существует множество упражнений для развития детских эмоций; например, упражнение «Улыбнись, как солнышко. Нахмурься, как тучка. Испугайся, как зайчик» и т. д. Нужно учить детей распознавать и управлять своими эмоциями, чтобы они понимали, что с ними происходит и как сделать свое настроение не таким грустным. Здесь помогут упражнения «Обрадуйся дождику, огорчись ветру, рассердись на грозу, удивись находке, испугайся машины и т. д. Упражнений для работы с эмоциями много и работая с ребенком индивидуально психолог будет знать, какое упражнение более подходящее в данный момент, а какое нужно пока отложить.

3этап — Это развитие эмпатии.

Эмоциональная ограниченность агрессивных детей не дает, в полной мере, почувствовать эмоции другого ребенка. Часто бывает, что такие чувства как жалость, сочувствие, сопереживание этим детям вообще не знакомы. Поэтому нужно учить ребят ставить себя на место другого, видеть эмоции другого ребенка, вставая на его место пробовать чувствовать то, что чувствует этот малыш. Мини театры — это то, что надо. Пусть дети разыгрывают интересные пьесы, отрывки из хорошо знакомых детских фильмов. Пусть меняются ролями, например те, кто играл героев, пусть играют отрицательных персонажей или тот, кто был жертвой, пусть будет агрессором и наоборот и т. д. Полезно после представления обсудить с детьми чувства, которые они испытывали, будучи в одной, а затем в другой роли. Кем быть им понравилось больше и почему. Какие трудности были и как они их преодолели. Здесь же можно разыграть недавно произошедший конфликт между детьми с более удачным его разрешением, нежели это было на самом деле. Хорошо если ребята будут сами предлагать пути разрешения конфликта. Таким образом, у детей будет постепенно развиваться чувство эмпатии.

Работая с детьми, мы параллельно работаем и с их родителями:

        Нужно нащупать все болевые точки в семье.

        Объяснить всю важность нормального климата внутри семьи.

        Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.

        Если нужно, пусть пересмотрят стиль воспитания и важно, чтобы все члены семьи придерживались одного стиля, не допуская разногласий в вопросах воспитания.

        Не нужно злоупотреблять бесконечными запретами, которые препятствуют развитию детей.

        Сами родители должны показывать своему ребенку положительный пример, ликвидировав любое агрессивное проявление как между друг другом, так и среди близких ребенку людей.

        Нужно учесть, что чем больше наказание ребенка отличается жестокостью, тем более жесток он по отношению к окружающим, поэтому стараться не применять никакие формы физического наказания, вплоть до шлепков.

        Что — то требуя от ребенка учитывать его возможности, а не то как вам хотелось бы, чтобы это было сделано.

        Будьте чутки к переживаниям своего ребенка, копайте глубже, может причина агрессивного поведения кроется во внутренних переживаниях, может, что то случилось в саду или во дворе для вас не серьезное, а для ребенка целая трагедия.

        Принимайте его таким, какой он есть, любите со всеми недостатками.

        Не ленитесь и не отмахивайтесь от игр с ребенком, это важный этап детско-родительских отношений.

        Любите своих детей, уважайте в них личность, тогда малышу не придется как — то привлекать ваше внимание, добиваться того, чтобы его заметили и полюбили.

        Ваше понимание эмоционального состояния ребенка — лучшая гарантия для построения с ним отношений и улучшения его поведения.

В заключении хотелось бы напомнить, что дети — это цветы жизни, и нужно их беречь и взращивать в самых лучших условиях, тогда и цветы будут такие, которыми можно и нужно гордиться.

Если ребенок растет в любви и понимании, где родители чутки к своим детям, то у их малыша эмпатия будет преобладать над агрессивными побуждениями, которые нуждаются в коррекции.

Уважайте и любите своего ребенка и на своем примере учите уважать и любить других.

 

Литература:

 

  1. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1993.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1966.
  3. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1988.-№ 3.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение. 1968
  5. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1–2
  6. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии, 1976. -№ 1.
  7. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.
  8. Егошкин Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. псих. наук. М., 1995.
  9. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком // Дошкольное воспитание, 1948. № 9. — 35с.
  10. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. тр.: в 2-х т.-М., 1986.
  11. Захаров А. И. Детские неврозы. СПб., 1995.
  12. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. Л., 1986.
  13. З.Фрейд «Введение в психоанализ»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов