Библиографическое описание:

Финогенова О. Н., Чувасова А. А. Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 65-68.

 

The theam of the article is experience of primary self-regulation skills of children in early age. Tool development was the formation of attitudes and skills of parents in relation to the regulatory abilities of the children within the parent club, organized by teachers of preschool educational institution.

Keywords: self-regulation, self-organization, self-help skills

 

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в действие в 2014 году, в качестве одной из базовых областей работы с дошкольниками социально-коммуникативную, которая, в свою очередь, подразумевает в качестве целей развития ребенка «..усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий». [С.3]

Способность к саморегуляции мы считаем важной и в перспективной работе — как условие достижения личностью успехов, так и в актуальной ситуации развития ребенка — как ресурс его социализации и адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

В психологической и педагогической литературе тема саморегуляции исследована на всех уровнях методологического анализа — от построения моделей различных уровней ложности, до проработки конкретных методик развития. Наша работа отличается обращением к раннему детству. В силу причин физиологической и личностной незрелости ребенка в этом возрастном периоде возможность работы по развитию саморегуляции в этом возрасте изучена еще не полностью.

Наша работа основана на определении саморегуляции как системного процесса, обеспечивающего адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне.

На основе изученной литературы нами сформирована модель саморегуляции (см. рисунок 1) Стоит отметить, что базальная, волевая и ценностная саморегуляция так же являются этапами ее становления.

 

Целью работы было развитие саморегуляции детей раннего возраста, двух-трех лет. На этом этапе онтогенеза речь идет о базовых уровнях саморегуляции. В нашей работе мы развивали саморегуляции на уровне навыков произвольной регуляции поведения. Эти навыки касались, в основном, сферы, которая обозначена как «навыки самообслуживания». Это действия детей по выполнению базовых действий приема пищи, одевания, отправления витальных функций. Нами также выделен социальный самоконтроль — умение соотносить свои действия в коммуникативных ситуациях не только с собственными эмоциями, потребностями, но и контролировать и изменять их согласно ситуации общения.

Развитие саморегуляции детей в раннем возрасте происходит стадийно, проходя две фазы: фазу контроля и самоконтроля. Для фазы контроля (18–24 месяца) характерна способность к пониманию социальных заданий и требований взрослого, взрослый выполняет роль «фасилитатора» в становлении этой фазы. Фаза самоконтроля длится от двух до четырех лет и является продолжением фазы контроля, в это время происходит становление саморегуляции, поведение ребенка становится более гибким, адаптивным.

Для определения уровня сформированности саморегуляционных процессов детей раннего возраста мы провели диагностическую работу. В исследовании приняли участие 17воспитанников первой младшей группы № 6 МБДОУ № 58 «Гнездышко», из них 8 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 1.6 до 2.2 лет

В связи с дефицитом диагностических средств для выявления характеристик саморегуляции детей раннего возраста, мы разработали собственную методику наблюдения. Нами было выделено 8 поведенческих критериев сформированности саморегуляции. Из этих критериев два касались действий родителей и 6 — поведения детей.

«Родительские» действия, влияющие на развитие саморегуляции — это надевание на ребенка подгузника и использование соски-пустышки для контроля поведения ребенка.

Проявления саморегуляции в действиях ребенка — это:

        Умение самостоятельно есть

        Умение пить из чашки

        Умение проситься в туалет или самостоятельно садиться на горшок

        Умение одариваться при помощи взрослого

        Соблюдение аккуратности

        Умение выстраивать (контролировать, изменять) поведение в общении или реакцию на поведение партнера в зависимости от ситуации общения.

Проявления саморегуляционных действий оценивалось по четырехбалльной шкале, где 0 — отсутствие действия, 1 — малая степень выраженности (редкое проявление), 2 — значительная степень выраженности (часто) и 3 — это свойство проявляется в большинстве случаев.

На рисунке 1 представлены результаты начального уровня сформированности саморегуляционных действий

 

На рисунке 1 мы видим, что на момент проведения констатирующего эксперимента наблюдаемые навыки самоконтроля у детей развиты в средней степени. Оценка сформированности навыков — 1.8 из 3 максимальных, или в интервале между «проявляется редко» и «проявляется часто».

Один из наиболее развитых навыков — культура приема пищи, — это один из базовых, витальных навыков, который развивается вместе с развитием мелкой моторики. Нулевой уровень культуры приема пищи был только у одного ребенка, полное отсутствие навыка связано с нехваткой практики дома. Ребенка на протяжении всей жизни кормили с ложечки детским магазинным пюре.

Наименее развитым навыком оказался навык раздевания/одевания. Дети раннего возраста не способны полностью одеться сами, однако справляются с этой задачей при минимальной помощи взрослого. Предположительно, этот навык развит плохо у детей-участников исследования по нескольким причинам: во-первых отсутствие практики — родители, как правило, очень торопятся одеть ребенка, поэтому не уделяют должного внимания данной процедуре. Во-вторых, незнание родителями технологии обучения ребенка самостоятельному одеванию. Отсутствие стабильности, разные подходы к проблеме самостоятельного одевания раздевания ребенка, торопливость, — все это мешает правильному формированию навыка. Вследствие всех вышеизложенных причин практически половине детей группы поставлена минимальная оценка — 0 баллов.

На проблему приучения к горшку в современном мире существует несколько мнений специалистов (педагогов, психологов, педиатров). Одни утверждают, что приучать к горшку необходимо, не дожидаясь наступления раннего возраста. Аргументируют это тем, что любой ребенок готов ходить на горшок независимо от его физического и психического развития. Данная гипотеза популярна среди практикующих педагогов и психологов детских садов, потому что ребенок, который имеет базовые навыки самообслуживания, как правило, легче адаптируется к новой среде детского сада. Противоположной гипотезы придерживаются психологи-теоретики, педиатры. Психофизическое развитие каждого ребенка индивидуально, и если один ребенок в 1.5 года уже осознает позывы к мочеиспусканию или дефекации, то другой ребенок в 2 года не способен понять, что он хочет в туалет. Также стоит отметить, что на качество развития навыка влияет метод, выбранный родителем.

В условиях детского сада создаются особые, достаточно благоприятные условия для приучения детей к горшку. Таких условий два — во-первых, появляется взрослый, задающий норму. Если с родителей у ребенка личностные отношения, мотивы которого глубоки и многоплановы, то воспитатель занимает позицию «норма поведения такова и это не обсуждается». Второе условие — планомерная регулярность действий. Есть плановые «высадки на горшки» детей — после еды, перед сном и т. л.

По результатам первичной диагностики можно видеть, что на начало иследования навык посещения горшка был развит сравнительно слабо — в интервале между 1 и 1.5, то есть в промежутке значений «редко проявляемое свойство»..

Работа по развитию саморегуляции детей раннего возраста эффективна при условиях:

  1.                Создание среды, благоприятной для развития актуальных навыков саморегуляции (по словам И.Павлова, любой рефлекс нуждается в упражнении);
  2.                Использование предметов, задействованных в процессах самообслуживания по их функциональному назначению;
  3.                Формирование сенсомоторного образа действий;
  4.                Личный пример взрослого по самоуправлениию;
  5.                Сформированность мотива — стремление подражать взрослому;
  6.                Первичного поэтапного внешнего контроля.

Основной вид детской активности, в которой развивается саморегуляция, — это манипулятивно-предметные действия ребенка при участии взрослого человека (родителя).

На основании исследования мы заключили, что уровень развития саморегуляции у детей младшей группы недостаточен и сформировали гипотезу относительно средств развития необходимых свойств. Мы предположили, что родители являются основными операторами развития в раннем возрасте и поэтому формирующую работу надо проводить через них. Для реализации этой гипотезы в формирующем эксперименте мы выделили задачи клуба, соответствующие условиям развития саморегуляции. Итак, гипотеза эксперимента: родительский клуб является средством развития саморегуляции детей раннего возраста за счет наличия педагогической активности родителей, совместной деятельности детей и родителей, просветительской работы педагога-психолога.

В ходе формирующего эксперимента нами была осуществлена работа в двух направлениях: треннинговая работа с родителями и воспитательная с детьми.

Воспитательная работа с детьми осуществлялась в рамках, заданных методическими рекомендациями по программе детского сада (база исследования — МБДОУ № 58 «Гнездышко» г. Железногорск)

Родительский клуб проводился еженедельно по заранее составленному календарно тематическому плану.

Структура занятия включала:

  1.                Обсуждение с родителями опыта их работы по развитию саморегуляции детей (обсуждение с родителями прошлой темы занятия, успехи и неудачи в ее реализации, личное отношение, возникшие трудности);
  2.                Лекции о развитии саморегуляции в раннем возрасте;
  3.                Обсуждение с родителями содержания прослушанной лекции (групповое обсуждение в форме дискуссии о проблематике, формах и видах проблемы а так же путей ее решения);
  4.                Тренинговые занятия по формированию навыков развития саморегуляции (научение родителей различным видом деятельности с детьми, техник и методик (потешки, пестушки, песенки, стишки и пальчиковые игры) для организации пространства в котором вероятнее всего будет развиваться саморегуляция детей;
  5.                Индивидуальное консультирование (индивидуальная работа с родителями, у которых остались вопросы по предыдущим и по новой лекциям).

Также проводилась индивидуальная работа с родителями, которые не смогли присутствовать на лекциях. Поэтому необходимая для проведения эксперимента информация доходила до 100 % родителей.

Общая тема клуба: «Вредные привычки»

Цель: развитие саморегуляции детей раннего возраста путем организации условий необходимых для ее развития.

Задачи:

  1. ознакомить родителей о педагогических последствиях использования подгузников и пустышки;
  2. мотивировать родителей отучать детей от вредных привычек: пустышки, подгузники, прививать детям культурно — гигиенические навыки: горшок, умение раздеваться и одеваться с помощью взрослого, аккуратно кушать ложкой и пить из кружки, замечать неопрятность в своем внешнем виде и формировать такую среду во круг ребенка, которая могла бы способствовать развитию саморегуляции;
  3. организовать процесс обмена опытом между родителями. Поделиться опытом в отучении от пустышки и подгузников и привитии культурно гигиенических навыков и формированию необходимой среды;
  4. помочь выбрать правильную тактику при отучении от пустышки и подгузников и привитии культурно-гигиенических навыков;
  5. показать несколько потешек, пестушек, стишков, песенок и пальчиковых игр, которые могут поспособствовать в привитии культурно-гигиенических навыков и в отучении от подгузников и пустышек.

Пример занятия родительского клуба:

Первая встреча. Тема: «Соска — друг или враг?»

Задачи встречи:

  1.                сформировать правильное отношение родителей к сосанию детьми соски после 1,5 лет;
  2.                ознакомить с методами отучения от пустышки;
  3.                развить навыки правильного реагирования родителей на возможные реакции ребенка при отучении его от пустышки;
  4.                организовать обмен опытом родителей;
  5.                организовать групповое и индивидуальное консультирование родителей по теме.

Через 3 месяца занятий мы провели контрольный эксперимент, в результате которого выяснили, что наблюдаемые нами навыки самоконтроля у детей стали более развиты. развиты в средней степени. Оценка сформированности навыков — 2,5 из 3 максимальных.

Это позволяет сделать вывод об эффективности такой формы работы с родителями младших дошкольников как родительский клуб.

 

Литература:

 

  1.                Волочков А. А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. -Т. 7, № 1. — С. 12–45
  2.                Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд.2, испр. и доп. М., УРСС, 2011
  3.                Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека....– М.: Наука, 2010Мякишева Н. М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников Дис.. канд психол. наук. М., 2007
  4.                Новикова Г. П. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГТ и ФГОС нового поколения «Инноватика в образовании» Электронный научно-практический журнал 2014, май
  5.                Павлов И. М. Рефлекс цели // Развитие личности. № 4, 2014 с.115–131

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов