Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.08.2015

Статья просмотрена: 2195 раз

Библиографическое описание:

Шушкова, Г. Н. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/256/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

По данным Министерства образования Российской федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства речи еще в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными, наглядными и содержащими доступный материал по теме и в то же время не перегружать психику ребенка. А значит, необходим поиск нового содержания и наиболее эффективных методов взаимодействия с ребенком.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.

Учебную зону кабинета я назвала «Страна чистой речи». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению дефектов звукопроизношения.

 

Панно представляет собой картину, напечатанную на баннерной ткани (3х6 метров), приклеенную к стене. Сверху крепятся детали на магнитной основе — башни замков, «Звуковые» ромашки, пособие «Тропинка».

Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Панно используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, коррекцию нарушенного звукопроизношения, на развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Рабочая зона поделена на две части. В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков». К замку крепятся зеркало и пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Тропинка». Боковые башни замка выполнены на магнитной основе, что позволяет крепить к ним различные схемы, картинный материал. На башне, расположенной справа крепятся различные схемы-подсказки для детей — «Схема акустико-артикуляционной характеристики звука», «Схема характеристики звука» и др. Левая башня используется на занятии для проведения игр, таких как «Четвертый лишний», «Что изменилось» и т. п., а также игр на автоматизацию и дифференциацию звуков. К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики. Работа проводится не только перед зеркалом (в сидячем положении), но и позволяет ребенку двигаться, манипулировать картинным материалом, игрушками и пособиями.

Подгрупповые занятия проводятся в левой части рабочей зоны — в «Замке грамоты». К замку крепится магнитно-маркерная доска. Боковые башни, также как и в первом замке, выполнены на магнитной основе. С помощью различных приспособлений дети с логопедом размещают на панно различный съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от этапа логопедической работы, от лексической темы.

С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи.

«Звуковые ромашки»

На лепестках ромашек и на серединке написаны буквы. Ведя указкой от середины к лепесткам или наоборот, дети составляют из этих букв слоги (прямые и обратные), произносят их.

Затем дети придумывают слова, начинающиеся на составленные слоги.

С помощью данных ромашек можно проводить работу над интонационной стороной речи: по заданию логопеда составленные слова и слоги дети произносят разными способами. Например, девочки — громко, мальчики — тихо, все вместе — очень громко; одна девочка — весело, один мальчик — грустно, и т. д.

«Рыбалка»

На изображение озера прикрепляются рыбки, на которых наклеены предметные картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук.

  1.                Ребенок называет, что нарисовано на предметной картинке, выделяя автоматизируемый звук. Если слово произнесено правильно, рыбка считается «пойманной» и снимается с панно.
  2.                Только на одной из прикрепленных рыбок есть предметная картинка с автоматизируемым звуком. Ребенок должен найти эту картинку, назвать слово и составить с ним предложение.
  3.                На рыбках написаны слоги с автоматизируемым звуком. Ребенок читает слог, придумывает слово, начинающееся с этого слога, делает звуковой анализ слова.

«Волшебные лилии»

На изображение озера прикрепляются изображения лилий, к которым приклеены предметные картинки.

  1.                Дети выбирают те картинки, в названиях которых имеется заданный звук и произносят это слово громко, тихо, шепотом.
  2.                Определяют количество слогов в слове.
  3.                Составляют предложение с данным словом.
  4.                На материале картинного материала проводятся игры «Назови ласково», «Большоу-маленький» и т. д.

«Бабочки»

На панно в разных местах крепятся бабочки, на которых наклеены предметные картинки.

  1.                Дети выбирают картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3… слогов;
  2.                Дети выбирают картинки с заданным звуком, называют его, делают звуковой анализ, придумывают предложение с названным словом.
  3.                Для развития пространственных представлений дети называют, где находится бабочка с заданным звуком (на крыше, над одуванчиком, возле солнышка и т. д.).
  4.                С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д.

«Рассели жильцов»

  1.                На башнях замков (используются 2 башни» прикреплены символы, обозначающие дифференцируемые звуки. На столе лежат картинки-человечки с наклеенными на них предметными картинками. Дети «расселяют» жильцов в соответствии с имеющимся в слове звуком.
  2.                Для развития навыков звукослогового анализа слов на крыши башен (используется 3 башни) крепятся цифры от 1 до 3. Дети должны «расселить» человечков в соответствии с количеством слогов в названии предметной картинки.
  3.                Для развития грамматического строя можно проводить игры на разделение слов по родам, по числам и т. д.

Во время логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых) с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи:

  1.                Автоматизация поставленных звуков.
  2.                Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
  3.                Формирование звукослоговой структуры слова.
  4.                Пополнение активного и пассивного словаря.
  5.                Формирование навыков словообразования и словоизменения.
  6.                Формирование связной речи.
  7.                Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8.                Развитие пространственных представлений.
  9.                Профилактика нарушений письменной речи.
  10.            Развитие мелкой моторики рук.

Это в целом позволяет значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.

Использование настенного пособия и предложенных игр и упражнений на логопедических занятиях стимулирует работоспособность, поддерживает интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия, помогает решить различные речевые задачи.

Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.

Автор далек от мысли о совершенстве многофункционального пособия и будет очень признателен за советы и рекомендации по совершенствованию данного пособия.

 

Литература:

 

  1.                Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2.                Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2007.
  3.                Мезенцева М. Логопедия в картинках. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
  4.                Миронцева С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.
  5.                Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Нищева Н. В. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  6.                Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., Линка-Пресс, 2009.
  7.                Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8.                Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, автоматизируемый звук, заданный звук, занятие, игра, картинка, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, Развитие.

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как эффективный фактор...

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка. Похожие статьи. Предметно-развивающая среда как фактор развития...

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, автоматизация звука, заданный звук, слог, изолированный звук, звук

Ключевые слова. игровые приемы, автоматизация звука, логопедические занятия, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения.

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др. В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог. Влияние познавательной игры на развитие фонематического... Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет).

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять

Основные термины (генерируются автоматически): звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад.

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как эффективный фактор...

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка. Похожие статьи. Предметно-развивающая среда как фактор развития...

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, автоматизация звука, заданный звук, слог, изолированный звук, звук

Ключевые слова. игровые приемы, автоматизация звука, логопедические занятия, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения.

Система работы по дифференциации звуков при...

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др. В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог. Влияние познавательной игры на развитие фонематического... Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет).

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять

Основные термины (генерируются автоматически): звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад.

Задать вопрос