Библиографическое описание:

Токарева Г. В., Токарев А. А. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 3-6.

 

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки.

Сегодня в образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека [4].

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Цель исследования — теоретически обосновать роль экологического воспитания в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитаниепонимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизациивзаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её. Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной личности.

Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери;

воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе;

влияние СМИ (средств массовой информации);

многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека [11].

Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания — вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает ее роль в формировании основ здорового образа жизни. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом —экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств [14]. В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения. Однако, как показываетпедагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

Именно отношение к миру родителей, их взгляды и ценности формируют ребёнка.Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни ребенка. Легко отстраниться от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек. Однако, нужно помнить, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители,семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Вдошкольном возрастеребёнок впервые соприкасается с природой. Взрослым следует не терять время зря и прививать экологическую культуру с раннего возраста [15]:

Гулять пешком как можно дольше.Не обязательно ходить далеко — и во дворе найдётся много интересного.

Обращать внимание ребёнкана всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение таких природных «чудес» — первый шаг познания природы.

Просвещать ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Использовать для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У ребенка значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.

Посадить цветы.Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Ребенок увидит, как растут растения — это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.

Делать поделки из природных материалов.Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации.

Читать.Читая, — беседовать с ребенком на нравственную тематику, анализировать поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно [10]:

приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды;

выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность;

накопить опыт для формирования здорового образа жизни;

научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

Вшкольный периодосновными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей). Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.

Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности.

Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно прививать основы здорового образа жизни детей в процессе экологического воспитания.

Поддерживать уют в доме.Вместе с детьми сажать цветы и ухаживать за ними. Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делать уборку, поддерживать чистоту.

Гулять всей семьей в лесу. В лесу очень много интересного: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.

Читать книгии журналы о природе.Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: «Geo», «Geoлёнок», «National Geographic», «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.

Общаться с животными. С этой целью можно организовать экскурсию в зоопарк, либо в лес. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.

Смотреть телевизор разумно.Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток — можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

 Заключение

Основной задачей экологического воспитания является создание у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически — деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

 

Литература:

 

  1.      Белоусова Ю., Голунова М. И. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 3. № 19. С. 50–55.
  2.      Белякова О. П., Васильева С. Л., Юнусова З. З. Формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников // Материалы международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2012 года. — Пенза — Москва — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 273 с.
  3.      Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников /Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36–42.
  4.      Бутенко Н. В., Пермякова Н. Е. Современная парадигма экологического образования дошкольников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 2. С. 68–77.
  5.      Динекина Л. С. Мануйлова В. А. Конструирование физического воспитания дошкольников в ДОУ, как здоровьесберегающей системы // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011года. — Барнаул: АлтГПА, 2011. — 272 с.
  6.      Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — с.45–49.
  7.      Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10–12.
  8.      Кярова Г. А. Современные игровые приемы в экологическом образовании дошкольников // В сборнике: Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 147–148.
  9.      Овчинникова А. Н. Ценностное отношение к своему здоровью у личности с различной мотивацией достижения // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011года. — Барнаул: АлтГПА, 2011. — 272 с.
  10. Педагогика: традиции и инновации 2011 октябрь. Том 1 // Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — 162 с.
  11. Попова М. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию ответственности за сохранение окружающей среды у младших школьников детского экологического объединения // Материалы II краевой студ. науч.-практ. конф. (29 апреля 2010 г., Пермь) / Перм. гос.ун-т; Пермс. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2010. — 218 с.
  12. Серкина Е. Г. Здоровый образ жизни — основа здоровья дошкольника // Материалы международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2012 года. — Пенза — Москва — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 273 с.
  13. Токарева М. А. Экологическое образование дошкольников и младших школьников в современном образовательном учреждении // Наука и современность. 2010. № 3–1. С. 333–337.
  14. Ушакова О. С., Шаповалова И. А. Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2012 года. — Пенза — Москва — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 273 с.
  15. Чепурная В. А. Ребенок и развитие экологических представлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4431–4435.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов