Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Е. С. Беляева, И. Г. Захарова, Л. С. Малиновская, И. В. Старыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3696/ (дата обращения: 01.05.2024).



В наши дни малыши в повседневной жизни окружены современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается чужеземным игрушкам (роботам-трансформерам, куклам Барби, персонажам иностранных мультфильмов). Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования.

Приобщение дошкольников к народной культуре позволяет привить детям нравственные устои, заложить основы патриотического воспитания, возродить преемственность поколений.

Желая поддержать не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа как у наших воспитанников, так и у их родителей, мы решили создать в детском саду музей «Русская матрешка».

Создавать наш музей мы начали в 2016 году. Весь коллектив нашего детского сада принимал участие в формировании и пополнении экспозиции музея, экспонаты которого собирались по крупицам из разных уголков нашей Родины.

Значение музея в воспитании дошкольника нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. С его помощью педагогический коллектив детского сада находит инновационные подходы к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников.

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также помогает вовлекать родителей в образовательный процесс ДОО, заинтересовать их совместной деятельностью с детьми, что способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка», в ходе которого воспитанники вместе с родителями посетили музей детского сада.

Интегрированное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка»

Цель: формирование интереса к народным традициям, русской народной культуре посредством знакомства с народной игрушкой — матрешкой.

Задачи:

‒ познакомить детей с историей возникновения русской матрешки и отличительными особенностями росписи различных видов;

‒ формировать и развивать творческие возможности воспитанников в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;

‒ вызывать эмоциональный отклик дошкольников в ходе общения с образцами народной культуры;

‒ вовлекать родителей в совместную с детьми творческую, познавательную и игровую деятельность.

Материалы и оборудование: русский народный костюм хозяйки музея, детские костюмы для девочек–матрешек, большой силуэт матрешки, интерактивная доска для просмотра презентации, музыкальные инструменты: ложки деревянные, треугольники, платочек для игр и хоровода, фишки разных цветов, игра «Собери матрешку», шерсть для валяния, вода, мыло.

Работа с родителями: презентация, участие в играх, мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки»

Ход мероприятия

В группе воспитатель задает вопрос детям.

Воспитатель. Ребята, хотите побывать в настоящем музее? (дети отвечают)

Воспитатель. А в какой музей мы сегодня отправимся, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель. Правильно, ребята. Отправляемся в музей Матрешек. (идут в музей)

Встречает детей хозяйка музея.

Хозяйка: — Здравствуйте, мои хорошие! Как я рада, что вы в гости ко мне пришли.

А знаете кто я? Я хозяйка этого музея.

Мой музей посвящен самому известному во всем мире талисману России- матрешке- символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.

— Давайте вместе рассмотрим моих красавиц.

— Существует поверье: если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. Давайте и мы оставим записочку с желанием, а в конце праздника проверим, исполнится оно или нет.

А вот волшебная матрешка.

— Ой, посмотрите, моя матрешка ожила. (обращает внимание на девочку в костюме матрешки)

Матрешка: Я — Матрешка — сувенир в расписных сапожках.

Прогремела на весь мир русская матрешка

Мастер выточил меня из куска березы,

До чего ж румяна я, щеки, словно розы.

— Здравствуйте, ребята. Знаете, где родилась красавица Матрешка? (ответы детей)

Матрешка: Пойдемте, я вам покажу (дети идут за матрешкой в медиатеку, где подготовлена презентация об истории создания матрешек)

Матрешка: У меня есть здесь подружки, просто диво-веселушки,

Расписные и цветные, все румяные такие.

Я предлагаю отправиться в гости. Путь не близкий будет,

Что же, не беда! С музыкой нам весело всегда.

(Дети идут в музыкальный зал, где воспитанники подготовительной группы показывают музыкальные номера)

1 мальчик: Что за красная девица, и румяна, бледнолица.

В сарафане расписном и в платочке уголком.

А внутри секрет большой, не один, а целых восемь

В гости всех мы их всех попросим.

(в зал входят девочки, наряженные в Матрешек)

1 матрешка: У матрешки говорят — самый лучший наряд

Сарафанчик расписной, весь блистает красотой.

2 матрешка: Под платочком коса, ну и девица — краса!

На окошке стоит и на всех на нас глядит.

Улыбнется. По секрету красивей матрешки нету.

3 матрешка: Ой, да все мы круглолицы, развеселые сестрицы,

Мы умеем раскрываться, друг из друга выниматься.

4 матрешка: Щечки яркие, платочек, по подолу цветики

Весело кружатся в танце яркие букетики

5 матрешка: Поют матрешки в хоре, живут, не зная горя.

И дружно, и счастливо, и весело на диво!

Дети исполняют песню «Розовые щечки» (муз. и сл. народные)

2 мальчик: Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к вам пришли матрешки

Ложки деревянные, матрешечки румяные

3 мальчик: Тук- тук играют ложки у Иванушек в ладошке

Отбивают ритм такой, сразу в пляс пойдет любой.

Оркестр «Во кузнице»

Девочка: Много лет матрешке нашей, выжила, сквозь все прошла.

Радует девчонок наших, не исчезла, к нам пришла.

Мы матрешку сбережем, через годы пронесем.

Чтобы наши дети, внуки брали тоже ее в руки.

Пусть недвижная, проста, пустотела и толста,

Я матрешечку люблю и навеки сберегу.

Мальчик: Что случилось, не пойму, непорядок, я смотрю.

Все матрешки растерялись, и собрать их не могу.

Вы, ребята, выходите, в хоровод их соберите.

Хоровод «Ах, матрешечка»

(Дети идут по кругу и поют песню: «Эх, матрешечка, матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь».

Хозяйка: Праздник на этом не заканчивается, приглашаем вас в творческую мастерскую. Недаром Русь-матушка мастерами славится, есть мастера и в нашем детском саду.

Хозяйка: Предлагаю родителям и детям разделиться на две команды и украсить матрешек (силуэт матрешки из картона украшают цветочками из цветной бумаги, бусами, пайетками).

Хозяйка: А теперь поиграем!

Команды, соревнуясь, собирают разрезных матрешек, решают головоломки «математических» матрешек, собирают деревянные матрешки.

Подвижная игра «Веселая матрешка»

Капитан команды (мама) завязывает платочек и становится главной матрешкой, строит свою команду по росту. Она показывает различные движения, а вся команда повторяет их, стараясь действовать слаженно и дружно.

Игра «Веселая косыночка»

Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку. Музыка останавливается, дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

— Ты косынку завяжи, завяжи, В центр круга выходи, выходи, ну-ка …(имя ребенка) попляши, попляши, Нам матрешку покажи, покажи! (под музыку ребенок танцует — выполняет движение из рус. нар. танцев)

Затем участники праздника приглашаются на мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки», проводимый родителями для детей.

Волшебная матрешка: Наша русская матрешка не стареет сотню лет!

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Хозяйка: Велика Россия наша, и талантлив наш народ

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Суть русской матрешки остается прежней: дружба и любовь!

—Давайте посмотрим, исполнила ли матрешка мое пожелание — порадовать ребятишек. (Хозяйка открывает большую матрешку, в ней сладкий сюрприз для детей). Участники праздника приглашаются в группу на чаепитие.

Литература:

  1. Баринова Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. — М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  2. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6–7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО Т.Ц «Сфера», 2014г.
  4. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5–7 лет/ Авт.-сост. А. Н. Чусовская; под ред. О. А. Соломенниковой. — М.: АРКТИ, 2013.
  5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): матрешка, ребенок, детский сад, русская матрешка, музей, волшебная матрешка, народная культура, силуэт матрешки, старший дошкольный возраст, участник праздника.

Похожие статьи

Воспитательское занятие на тему «Русская матрёшка»

Матрешка — уникальная русская игрушка, это символ нашей страны, России.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только

Их можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному, вытянутому силуэту, характерному...

Сценарий открытия мини-музея «Матрёшки»

Дети пели частушки, рассказывали стихи о матрешке, танцевали с русскими платками и в костюмах матрешки.

Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Матрешка — уникальная русская игрушка, это символ нашей страны, России.

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Могут рассказать о мордовской матрешки.

Работа по приобщению детей к культуре народов Поволжья в дошкольном возрасте идет во многих детских садах, но тем

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо...

Научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №6 (16)...

Название: Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре. Рубрика: Вопросы воспитания.

Библиографическое описание: Елагина И. И. Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной...

Проект для детей старшего дошкольного возраста...

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — воспитатели — родители.

1. Павлово — Посадский платок (региональный компонент). 2. Русская матрешка.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам... Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

русская народная культура, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст основ, ребенок, итоговое мероприятие проекта, проект, исток, формирование, Детский сад, дошкольный возраст. Похожие статьи.

Народные игрушки Подмосковья как средство развития...

Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках.

Аббасова, Л. И. Народные игрушки Крыма как средство формирования этнонациональных ценностей культуры старшего дошкольника [Текст] / Л. И...

Похожие статьи

Воспитательское занятие на тему «Русская матрёшка»

Матрешка — уникальная русская игрушка, это символ нашей страны, России.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только

Их можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному, вытянутому силуэту, характерному...

Сценарий открытия мини-музея «Матрёшки»

Дети пели частушки, рассказывали стихи о матрешке, танцевали с русскими платками и в костюмах матрешки.

Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Матрешка — уникальная русская игрушка, это символ нашей страны, России.

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Могут рассказать о мордовской матрешки.

Работа по приобщению детей к культуре народов Поволжья в дошкольном возрасте идет во многих детских садах, но тем

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо...

Научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №6 (16)...

Название: Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре. Рубрика: Вопросы воспитания.

Библиографическое описание: Елагина И. И. Тряпичные куклы как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной...

Проект для детей старшего дошкольного возраста...

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — воспитатели — родители.

1. Павлово — Посадский платок (региональный компонент). 2. Русская матрешка.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам... Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

русская народная культура, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст основ, ребенок, итоговое мероприятие проекта, проект, исток, формирование, Детский сад, дошкольный возраст. Похожие статьи.

Народные игрушки Подмосковья как средство развития...

Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках.

Аббасова, Л. И. Народные игрушки Крыма как средство формирования этнонациональных ценностей культуры старшего дошкольника [Текст] / Л. И...

Задать вопрос