Библиографическое описание:

Бердяшкина Т. П., Власова Г. А. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 9-11.

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

 

Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.

Важнейшее предназначение книги — сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы.

Дошкольный возраст — важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга — мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Развитие и формирование интереса к художественной литературе у дошкольников — одна из главных задач воспитания. Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Наша задача — приобщить ребенка к книге, развить интерес и эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.

 

 

«Книга — лучший друг!» под таким девизом в нашей группе «Пчелка» был создан мини-музей Книги, в котором разместили книжки-малышки, сделанные своими руками, книги и портреты известных детских авторов С.Маршака, К.Чуковского, С. Михалкова и д. р.

Рис. 1. Мини-музей «Книга — лучший друг»

 

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано — нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Над этим проектом мы работали месяц. Мы разработали перспективный план, в котором отразили различные занятия, викторины, игры, экскурсии, инсценировки в которых дети знакомятся с разными видами литературного жанра: сказки, потешки, небылицы, пословицы и их особенностями. Учатся пользоваться энциклопедиями, использовать полученную их литературы информацию в специально организованной самостоятельной художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация), театрализованной.

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

Задачи:

-          Формировать у детей элементарные представления о музее, его функциях; о роли книги в жизни человека.

-          Расширить знание о книгах, людях различных профессий, которые помогают их создавать.

-          Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т. д.).

-          Формировать навык связного последовательного высказывания детей, целенаправленное восприятие информационного, стихотворного текста; закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

-          Воспитывать бережное отношение к книгам.

Мы вместе с воспитанниками посетили нашу сельскую библиотеку. Работники библиотеки радушно нас встретили. Они ознакомили детей с ассортиментом книг, рассказали о правильном обращении с книгой.

Рис. 2. Экскурсия в сельскую библиотеку

 

Выставка произведений известных детских писателей, организованная к приходу детей, заворожила своим разнообразием, яркостью. Детям рассказали о великих русских поэтах и писателях, ознакомили с их творчеством, с произведениями, написанными для детей.

Дошкольники с большим интересом слушали рассказ о том, как правильно нужно обращаться с книгами, для чего нужны книги и как они создавались. Затем дети увлеченно рассматривали предложенные им новинки книг, выставку. Больше всего ребятам понравилась викторина «По страницам любимых сказок». Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление. Они теперь с нетерпением будут ждать, когда станут читателями этой библиотеки.

Одним из основных направлений нашей группы «Пчелка» является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность — один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

В рамках изучения художественной литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово.

Мы провели еще одно большое мероприятие — нетрадиционное родительское собрание совместно с детьми. Родители у нас не просто зрители, они — активные участники. В самом начале родителям было дано задание изготовить героев для настольного театра по сказке «Теремок» из лампочек и папье-маше. А дети тем временем рассказывали стихи и разыграли сказку «Телефон» К. Чуковского. Затем родители показали инсценировку настольной сказки «Теремок».

Мы стараемся зародить и воспитать как у детей, так и родителей интерес и любовь к художественной литературе, учить их общению с книгой, знакомить с процессом ее создания, художниками-иллюстраторами, биографией поэтов и писателей.

С нашими детьми и родителями мы проводим много интересных совместных познавательных досугов по творчеству любимых детских писателей и поэтов. Но чтобы воздействие было по-настоящему прочным, необходимо продолжать эту работу в семье и закреплять у детей то, что приобретено в детском саду. Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой как средством воспитания — одна из важных задач.

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда ребенок полюбит книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов