Учите детей общаться | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 18.02.2015

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Югова, М. Р. Учите детей общаться / М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/52/ (дата обращения: 24.04.2024).

Проблема формирования речи детей является одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения между людьми и орудием мышления человека. Диалог — это основная форма общения дошкольников. Формирование коммуникативных навыков — одна из важнейших задач развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.

Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками.

Есть определенные требования к формированию диалогической речи по возрастным группам.

С самыми маленькими детьми ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Нужно учить детей обращаться к взрослым в случае затруднения с вопросом.

Постарше дети должны вступать в общение со взрослыми; отвечать на вопросы и рассказывать о своих впечатлениях.

Перед поступлением в школу дети должны отстаивать свою точку зрения и учиться слушать собеседника.

Чтение стихов по ролям — один из методов подобного плана. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации и самое главное научиться слушать собеседника и вступать в диалог.

По мнению Г. М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке учат детей правильно общаться. Дети дошкольного возраста, поступающие в наш реабилитационный центр педагогические запущенны. У них маленький словарный запас, речь не развита, состоит из простых предложений. Затрудняются строить монологи и вести диалоги. Общение между такими детьми сильно затрудненно. Дети предпочитают играть в одиночестве и не вступать в общении с другими детьми.

Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Повысить уровень словарного запаса. Активизировать речевую деятельность. Сформировать у детей умение пользоваться различными средствами выражения в процессе рассказывания стихотворений. Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь. Сформировать интерес детей к художественным произведениям. Сформировать интерес к окружающему миру. Развить зрительную, слуховую и ассоциативную память. Развить внимание и воображение.

В этой работе мы учитывали индивидуальность ребенка, его развитие и возраст.

Разработали план работы по данной теме.

1.      Изучить методическую литературу по данной теме.

2.      Подобрать стихотворения для заучивания.

3.      Разработать последовательность работы над стихотворением.

Мы прочитали, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1,5 лет.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4–5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Существуют основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

1.      Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Стихотворение должно нравится детям.

2.      Сначала необходимо с детьми разобрать содержание стихотворения. Можно нарисовать рисунки к стихотворению или сделать аппликацию.

3.      Нужно учитывать особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы(те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Некоторые особенности заучивания стихов в разные дошкольные периоды.

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат предметность. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.

Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценировка (разыгрывание по ролям).

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка. Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства.

В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

По истечении года работы над данной темой можно сделать следующие выводы:

1.      Дети с удовольствием учат стихи и инсценируют произведения.

2.      Повысился уровень словарного запаса; повысился уровень речевой активности детей.

3.      Дети активнее стали общаться друг с другом.

4.      Повысился уровень творческих навыков.

5.      Дети стали занимать призовые места в онлайн конкурсах актерского мастерства.

6.                  Необходимо продолжать работу по данной теме.

Приложения.

Н. Соболева

— Здравствуй, милая ворона!

Я тебя ждала.

Как живешь, скажи, ворона,

Как твои дела?

Я тебя в лесу встречаю

И частенько замечаю:

Что-то очень ты грустна.

Ты, случайно, не больна? —

И ворона мне в ответ:

— Я грустна? Да что ты, нет!

Просто мы такие птицы —

Не к лицу нам веселиться.

Мы ведь песен не поем,

Не сравнить нас с соловьем.

Ну, конечно, иногда

Можно каркнуть — не беда!

Но свистеть да стрекотать,

Щелкать клювом, хохотать —

Не такие мы созданья!

До свиданья!

— До свиданья..

А. Алферова

Заря ещё спускалась с гор…

Всех разбудил вороний хор.

— Что за базар?! — бегу во двор

Послушать птичий перебор.

— Кар! — каркали вороны. — Кар!

А галки:

— Что? Какой пожар?!

— Где?.. Кар-р-р!.. Кто?.. Кар-р-р!..

— Как кто?

— Кар-кар!.. –

Пел птичий, многозвучный хор.

Сорока открывала рот…

Хормейстером был рыжий кот.

Решил он песней день встречать

И никого не огорчать.

Д. Рум

— Лиска, Лисонька, Лиса,

Где сегодня ты была?

— Ох, в деревню я ходила,

Еле ноги унесла.

На цепи собака злая

Со двора прогнала.

— Ты к кому же там ходила?

В гости или по делам?

— У друзей я гостила,

По делам была я там.

— А зачем же ты тогда

Унесла Петушка?

— У него я погостила

И к себе пригласила.

— Если он твой дружок,

Где теперь Петушок?

Ой, ведь мы с ним поругались,

Только перышки остались.

Д. Рум

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Котёнок и утята.

Любовь Алейникова

Повстречали два утёнка

Чудо-малого котёнка,

И спросили: — Кто ты?

— Не узнали? Котик!!

— Кря-кря-кря! Нам говорили,

Чтоб с котами не дружили!

У котов есть в мягких лапках

Очень острые царапки!

Для котов — утятина,

Самая вкуснятина! -

— Мяу-мяу! Я -котёнок,

Как и вы, ещё ребёнок!

Пью я только молочко,

Не царапал никого!

Предлагаю свою дружбу! –

А.Веденский «Песенка машиниста»

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете?

Спят. Спят.

Только я и паровоз,

Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.

ПЕСЕНКА О ЛОШАДКЕ. Генриха Сапгира

Ты беги, беги лошадка,

Гоп, гоп!

Гоп, гоп!

По дорожке ровной гладкой

Топ, топ!

Топ, топ!

ы скачи все прямо, прямо

Цок, цок!

Цок, цок!

Мимо папы, мимо мамы

Скок, скок,

Скок, скок!

Пролетел над старой хатой

Дрозд, дрозд,

Дрозд, дрозд.

Мы проехали горбатый

Мост, мост,

Мост, мост.

Стал в лесу на толстой ножке

Гриб, гриб,

Гриб, гриб.

А колеса по дорожке

Скрип, скрип,

Скрип, скрип.

Под березою высокой

Тень, тень,

Тень, тень.

Там я сяду на широкий

Пень, пень,

Пень, пень.

Пой на ветке, зяблик, сладко

Пой, пой,

Пой, пой.

Мы приехали, лошадка,

Стой!

ЖИЛ НА СВЕТЕ.

Жил на свете Оленёнок,

Удивлялся сам себе.

Был он желтый — и веснушки

На боках и на носу.

— Почему, скажи, я желтый? –

Наклонился он к Цветку.

— Ты, наверно, Одуванчик,

Отвечал ему Цветок.

— Что же я не облетаю? –

Оленёнок возразил.

— Почему, скажи, я желтый? –

У Берёзы он спросил.

— Ты, наверно, лист осенний, -

Шелестит она в ответ.

— Что же я не улетаю? –

Оленёнок ей сказал.

— Отчего, зачем я желтый? –

Он у облака спросил.

И, вздохнув, оно сказало:

— Оттого что, потому что

Ты же — солнышко лесное,

Только солнышко в веснушках.

КАК ВОЛОДЯ БЫСТРО ПОД ГОРУ ЛЕТЕЛ. Даниил Хармс

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

А.Шибаев «Забыл».

— Федя, сбегай к тёте Оле,

Попроси немного соли.

— Соли?

— Соли.

— Я сейчас...

Ох, и долог Федин час!..

— Ну, явился наконец!

Где ты бродишь, сорванец?

— Встретил Мишку и Серёжку...

— Что ж потом?

— Искали кошку.

— А потом?

— Потом — нашли.

— А потом?

— На пруд пошли.

— А потом?

— Поймали щуку.

Еле вытянули, злюку!

— Щуку?

— Щуку.

— Но, позволь,

Где же соль?

— Какая соль?

В.Орлов «Ворона»

- Кра! -

Кричит ворона. -

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

— Стой, ворона

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана -

У тебя ведь

Нет кармана.

— Как?! -

Подпрыгнула ворона,

И моргнула

Удивленно:

— Что ж вы раньше

Не сказали?!

Кар-р-раул!

Кар-р-ман!

Укр-р-рали!

А.Крылов

Кот Василий, где ты был?

— Я мышей ловить ходил...

— Почему же ты в сметане?

— Потому что был в чулане...

— Долго ль был там?

— Полчаса...

— Ну и что там?

— Колбаса...

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

— Там сидел я возле кваса...

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог -

Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало

Сало...

— Где же мышка?

— Убежала...

А.Крылов

Кто там бродит в огороде?

— Это я, козел Мефодий.

— По каким таким делам?

— Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю...

— Почему ж капусту вдруг,

А не редьку

И не лук?

Как же так, скажи, Мефодий?!

Ты забыл о них, выходит!

— Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста — хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный -

Лист капустный!

 

Литература:

 

1.      Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 1998.

2.      Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4.

3.      Бабунова Т. М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск, 2002.

4.      Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. — М., 1960.

5.      Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.

6.      Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.

7.      Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб., 2004.

8.      Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.

9.      Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гора, диалог, дошкольный возраст, стихотворение, взрослый, ворон, оха, словарный запас, средство общения.

Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице: Количественный рост словарного запаса по Штерну.

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей...

Сказка, будучи доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи.

Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей, даже с нормой

«Гора в ответ: «Ау!

Обучая дошкольников способам речевого этикета педагоги решают важнейшую цель дошкольного возраста — научить их пользоваться диалогом, как формой общения.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, общение, форма общения, взрослый, дошкольный возраст, отношение, старший дошкольный возраст.

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

Вовремя вступают в диалог, но иногда не знают, как завершить его. Дети редко проявляют инициативу в общении со взрослым, в основном общаются друг с другом. В их речи отмечаются нарушения фонетической стороны речи, бедный словарный запас...

Художественная литература как фактор формирования...

В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Дошкольный возраст. Речь открывается от конкретной ситуации и превращается в универсальное средство общения.

Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать наизусть небольшое стихотворение.

Похожие статьи

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице: Количественный рост словарного запаса по Штерну.

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей...

Сказка, будучи доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи.

Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей, даже с нормой

«Гора в ответ: «Ау!

Обучая дошкольников способам речевого этикета педагоги решают важнейшую цель дошкольного возраста — научить их пользоваться диалогом, как формой общения.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, общение, форма общения, взрослый, дошкольный возраст, отношение, старший дошкольный возраст.

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

Вовремя вступают в диалог, но иногда не знают, как завершить его. Дети редко проявляют инициативу в общении со взрослым, в основном общаются друг с другом. В их речи отмечаются нарушения фонетической стороны речи, бедный словарный запас...

Художественная литература как фактор формирования...

В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Дошкольный возраст. Речь открывается от конкретной ситуации и превращается в универсальное средство общения.

Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать наизусть небольшое стихотворение.

Задать вопрос