Библиографическое описание:

Смородина Е. В. Формирование математических знаний у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 47-49.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит ум в порядок», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов — в том числе и дошкольное детство — стал ступенькой для следующего.

К сожалению, бытует мнение, что ребенок-дошкольник к поступлению в школу должен только уметь считать и писать. И очень часто вся подготовка к школе сводиться именно к умению считать до 100, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом через разряд, умножения и деления. Однако такая подготовка в целом не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы.

Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память — можно например, вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранный язык, запоминают стихотворения. Не составляет для них и труда запомнить порядковый счет, и даже запомнить ответ примера 32–15. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно — действенное и наглядно-образное, а осознанное решение приведенного выше примера требует применения абстрактного математического свойства вычитания суммы из числа.

Таким образом, чтобы ребенок в дальнейшем смог усвоить школьную программу по математике, он должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности, предлагать и обосновывать свои варианты решения задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей и т. д. Поэтому уже в первые два — три месяца обучения в школе более ярко проявляются не те дети, кто запомнил больше информации, а те у которых сформированы желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое, умение общаться со сверстниками и взрослыми и т. д.

Итак, основными задачами математического развития дошкольников является:

1.         Формирование мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

2.         Развитие мыслительных операций.

3.         Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

4.         Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5.         Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.         Увеличение объёма внимания и памяти.

7.         Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

8.         Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий и т. д.) [2,с.3]

Организуя занятия по математике, воспитатель должен продумывать его содержание и методику, чтобы усвоение материала осуществлялось на высоком уровне эмоционально-познавательного отношения к нему.

Для этого необходимого соблюдать некоторые принципы:

-          Систематичность и последовательность. Он предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание вытекает из старого, известного. Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение от занятия к занятию, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение материала обеспечивает прочные и глубокие знания.

-          Элемент новизны, он вызывает заинтересованность у детей.

-          Поэтапное формирование умственных действий. Воспитатель создает условия сначала для формирования практических, а затем и логических операций. Это можно проследить на примере ориентировки в пространстве. На первых занятиях (подготовительная к школе группа) детей обучают практически ориентироваться в определенном пространстве. Дети должны определить, откуда исходит звук (игра «Угадай, где звенит»), или найти по инструкции воспитателя свое место относительно других объектов (упражнение «Стань на место»). Вследствие этого у детей формируются ориентировочные умения, понимание пространственного размещения предметов — справа, слева, впереди, сзади, между и др. Это значительно легче, чем словесное описание своего местоположения и относительного размещения предметов. Ориентировка в пространстве тесно связана с умением выделять и оценивать расстояния. Поэтому на следующем занятии дети тренируются в оценке расстояния от самого ребенка до какого-либо предмета (объекта) или расстояния между предметами; понимании перспективы: далеко — близко, дальше — ближе, на переднем — заднем плане картины и т. д., для рассмотрения предлагаются сюжетные картинки, карточки, иллюстрации. На следующем этапе решаются задачи, связанные с ориентировкой на площади стола, листе бумаги, экране, т. е. в двухмерном пространстве. На занятиях используются упражнения, например зрительный и слуховой диктант. Несколько позднее можно провести с детьми словесные дидактические игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Куда пойдешь, что найдешь?».

-          Закрепление знаний. Оно должно осуществляться на других занятиях и в разных видах деятельности детей (игра, труд, конструирование).

-          Наглядность. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. Наиболее результативным является обучение, которое начинается с рассматривания предметов, наблюдения явлений, процессов, действий с окружающими предметами. Для того чтобы знания, приобретаемые детьми, были отображением действительности, ее настоящей сущностью, а не словесными формулировками, которые сохраняются в памяти и не имеют никакого познавательного смысла, необходимо, чтобы они опирались на ощущения.

-          Индивидуализация обучения. Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать также их эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия. [2,с.50]

Занятия математикой с дошкольниками, не предполагает прямого обучения, основные уроки должны проходить в процессе игры. Ведь игровая деятельность — ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры дети не замечают, что происходит обучение.

Также в ходе игры ребенок учится понимать некоторые сложные математические понятия, формировать представление о соотношении количества и цифры, развивать умение ориентироваться в направлениях, делать выводы.

В играх широко применяются различные предметы и наглядные материалы, которые способствую тому, что занятия происходят в более веселой, занимательной и доступной форме.

Только в практической деятельности сравнения разных конкретных величин — прерывных и непрерывных, путем сопоставления элементов одной величины с элементами другой — ребенок познает их равенство и неравенство. Например, сравнивая ряд красных кружков с рядом синих и сопоставляя элементы одного множества с элементами другого, ребенок приходит к заключению: красных кружков больше, а синих — меньше. Именно операция со множествами является той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. [1,с.29]

Чтобы развивать мысль детей, необходимо учить их применять метод индукции и дедукции, подводить к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного.

Знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, необходимо закреплять в повседневной жизни — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний.

В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации — всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.

Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных сюжетно — ролевых играх. Например, дети играют «в магазин». Они считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним цифры (стоимость товаров), затем получают с покупателей деньги, производят арифметические действия, «записывают» свои подсчеты и т. д.

Отражая в своих играх деятельность взрослых, дети убеждаются, какое широкое применение имеют математические знания, как важно уметь точно сосчитать, измерить, определить направление и т. д.

Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убежденность, что математические знания важны в жизни каждого человека. Это усиливает интерес детей к математике, к дальнейшему усвоению ее в школе. [1,с.360]

 

Литература:

 

1.         Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1974.- 368с.

2.         Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.

3.         Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1 и 2. — Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. — М.: Издательство «Ювента», 2012, 224с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов