Библиографическое описание:

Урванова Н. Ю. Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 23-25.

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время

Цель данного взаимодействия — развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи:

1.         Развитие познавательного интереса у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2.         Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, художественного восприятия, расширение кругозора детей.

3.         Формирование ценностных ориентиров дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формирование семейной, гражданской принадлежности, развитие патриотических чувств.

4.         Приобщение к элементарным общепринятым социальным культурным нормам, правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также усвоение правил безопасной жизнедеятельности.

Структура воспитания дошкольников подразумевает условия окружающего социума:

-          Музеи города, (мини- музеи детского сада, школы)

-          Храм

-          Библиотеки

-          Музыкальные, художественные, спортивные и общеобразовательные школы, Дом детского творчества.

-          Экскурсии по городу

-          ГИБДД, ПЧ.

В детском саду целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Посещение музеев, городской детской библиотеки, Дома творчества, экскурсии в школу, по городу, организованные встречи со службами ГБДД и ПЧ, позволяет дошкольникам познакомится с социальными сферами близлежащего окружения, а также с объектами вне территории детского сада, во время которых дети усваивают нормы поведения в обществе, расширяют и обогащают свой опыт взаимодействия с окружающим миром и его культурой.

В подготовительной группе в начале учебного года наши дети становятся участниками Дня открытых дверей, который организуют педагоги общеобразовательной школы № 7. С педагогическим коллективом школы наш сад работает много лет в тесном сотрудничестве, организуя различные совместные мероприятия. Экскурсии посещения школы способствуют непосредственному сближению дошкольников и первоклассников. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками и учителем, дает возможность нашим детям познакомится со школой, ее историей, побывать в классе, посидеть за партой, порисовать на интерактивной доске, познакомиться с досугом учеников и миром их увлечений, а при посещении школьного музея Боевой Славы рассмотреть много интересного и познавательного о Великой Отечественной войне, экспонаты военного времени: настоящая каска, военная форма, письма, котелки, ложки, личные предметы солдат нашей армии.

Сформировать нравственную основу личности и помочь ребенку успешно войти в современный мир социума, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране ее обычаях и культуре. Большое значение придается изучению российской государственной символики, дети знакомятся с многообразием природы родного края, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Созданные в детском саду музеи Родного края и Русской избы — это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирование способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее Русской избы проходят занятия, театрализованные представления, а также он является местом, где проводятся экскурсии для гостей и учащихся школы № 7.

Данная работа интегрируется и с духовно нравственной стороной воспитания. Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-эстетические ценности христианства, поэтому воспитательная роль детского сада реализовывалась путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры и совместной работой с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты, где мы с родителями и детьми принимали участие в городском конкурсе «Красота Божьего мира», посвященному 5-летию нашего храма. Интересные работы детей и родителей, сделанные своими руками из пластилина и соленого теста, вышивка, а также иллюстрированная книга «Храмы России» были отмечены грамотами и сертификатами. У наших детей осталось много впечатлений и воспоминаний о выставке в храме.

Немаловажным направлением в работе является приобщение ребенка к чтению, проявление интереса к книге. На этом этапе работы по социализации личности ребенка, проводится совместная работа с центральной детской библиотекой города. Вначале учебного года вместе с сотрудниками библиотеки разрабатывается совместный план деятельности, работники библиотеки помогают в подборе не только необходимой литературы, но и качественной, соответствующей интересам и возрасту детей. Знакомство с библиотекой проходит в форме интересной экскурсии. В конце экскурсии сотрудники библиотеки устраивают театральное представление по сказкам. Родители отмечают, что экскурсии в библиотеку повышают интерес у детей к книгам, что очень важно при подготовке к школе, у детей проявляется не только интерес к чтению, но и улучшаются восприятие, память, речь, снижается напряженность и скованность в общении с окружающими, повышается самостоятельность и инициативность. Сотрудничество ДОУ и родителей с городской библиотекой — эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры.

Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты о названии улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, бассейна, ДК Строителей и нового строящегося Ледового комплекса. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения, закрепляют знания о транспорте, правилах дорожного движения. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках.

В традициях детского сада каждый год проходят встречи с сотрудниками пожарной части, к нам на участок приезжает пожарная машина, и дети вблизи имеют возможность ее рассмотреть, посидеть в кабине у водителя, посмотреть и примерить настоящий пожарный шлем. Понаблюдать, как из шланга льется настоящая пена для тушения огня, задать вопросы пожарнику и водителю машины. Такие познавательные встречи помогают детям поближе познакомиться с профессиональной деятельностью отважных огнеборцев, обобщить и закрепить правила поведения пожарной безопасности. Дети с удовольствием принимают вместе с родителями участие в Неделе пожарной безопасности, где все свои знания и впечатления отражают в рисунках и поделках.

Вместе с детьми мы участвуем в месячниках по ДДТТ. Принимаем участие в творческих конкурсах «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходом быть наука». К нам в детский сад приходит инспектор ГИБДД, встречаясь с ребятами, он рассказывает о правилах поведения на дороге, проводит интересные познавательные игры, встречается с родителями на родительских собраниях, проводит разъяснительную работу, предлагая современные наглядные пособия и журналы по правилам безопасности дорожного движения. В детском саду в работе с детьми используются информационные стенды о правилах поведения на улице и дорогах и о противопожарной безопасности. Данная работа ориентирует детей и родителей на правильное поведение при пожаре и культуру поведения на дорогах и улицах города.

Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное. Новый год, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта, Проводы Осени, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль. Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.

Дети нашей подготовительной группы занимаются в художественной и музыкальной школах, посещают студию хореографии и бального танца. Они встречаются и общаются со своими творческими и талантливыми педагогами, учатся не только рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и развиваются как гармоничные, творческие личности, учатся ценить материальные и духовные ценности, пользоваться ими и развиваться в многообразии социокультурного пространства.

 

Литература:

 

1.                                Новицкая М. Ю., Мартинкова Е. В. Родной дом. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М. Просвещение. 2001.

2.                                Новиков С. В. История. Справочник дошкольника М. Филол. об-во «СЛОВО», ООО «Фирма Издательство АСТ».1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов