Библиографическое описание:

Жукова Т. В., Полюхова Е. В. Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников — составная часть инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в системе здоровьесбережения // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 14-16.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении [1,2]. Состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает сомнения.

Целью экспериментальной работы: способствовать повышению качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшению состояния физического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) через внедрение в образовательный процесс новых здоровьеформирующих технологий.

Материалы и методы.

Было проведено глубокое психолого-педагогическое исследование в экспериментальных группах — общеразвивающей группе № 6 и в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) — № 11 и 12. Кроме того, в ходе мониторинга в начале учебного года во всех группах были выявлены дети, имеющие особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое исследование проводилось воспитателями групп, специалистами ДОУ — педагогом-психологом, учителями-дефектологами, инструктором по физической культуре, медицинскими работниками ДОУ по направлению физического развития и состояния здоровья дошкольников.

При проведении мониторинга использовались в основном методики, рекомендованные центром здоровьесберегающих технологий (пособие «Концептуальные основы воспитания, развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей. Примерная общеобразовательная программа образования детей старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей». Н.Новгород, 2005 г. руководитель проекта доктор психологических наук, профессор, академик Д. И. Фельдштейн), а также методики, включенные в систему мониторинга в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ.

Результаты и их обсуждение

Физическое развитие детей

За последние годы наблюдается снижение численности детей с 1 и 2 группой здоровья, и увеличение детей со 3 группой здоровья (табл.1).

Таблица 1

Дифференциация детей по группам здоровья на начало учебного года

Год

Списочный состав детей

Дифференциация по группам здоровья

I группа

II группа

III группа

IV группа

2010 г.

225

65 (28,8 %)

159 (70,8 %)

-

1 (0,4 %)

2011 г.

232

58 (25 %)

156 (67,2 %)

16 (6,9 %)

2 (0,9 %)

2012 г.

239

76 (31,8 %)

146 (61,0 %)

16 (6,7 %)

1 (0,5 %)

 

Это говорит о том, что в ДОУ в основном поступают дети с какими-либо имеющимися функциональными нарушениями в работе систем и органов. На начало года выявлено 163 ребенка, имеющих патологию, что составляет 68,2 % от общего списочного состава воспитанников ДОУ. Из них 15 человек — дети до 3 лет. Следует учитывать и тот факт, что в ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности (20 человек), в которых нет детей с первой группой здоровья. В ДОУ имеются дети — инвалиды (2 человека), один из которых посещает группу общеразвивающей направленности.

На начало 2012–13 учебного года наиболее часто встречающиеся нарушения в здоровье — это хирургические заболевания, а также нарушения осанки и плоскостопие (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее часто встречающиеся патологии

 

Перечень патологий

2010 год

2011 год

2012 год

1

Заболевания нервной системы

41

27

-

2

Заболевания органов зрения

25

21

20

3.

Тубинфицированные дети

24

42

 

4.

Аномалии развития речи (ЗРР)

22

13

18 (3 –впервые выявлены)

5.

Заболевания сердечно-сосудистой системы (МАРС)

18

22

 

6.

Хирургические заболевания

16

14

18

7.

Плоскостопие

14

38 /16 впервые выявлено

27 (4 — впервые выявлено)

8.

Нарушение осанки

12

20/18 впервые выявлено

9

9.

Сколиоз

1

7/3 впервые выявлено

3

10.

Аллергические заболевания

8

3

 

11.

Бронхиальная астма

2

-

 

12.

Заболевания крови (анемия)

2

2

 

13

Заболевания почек

2

1

3

14.

Заболевания органов слуха

1

2

1

15.

ЧБД

-

-

1

16.

Заболевания эндокринной системы

-

-

1

 

Данные показатели явились определяющими при выборе приоритетных направлений инновационной деятельности по внедрению здоровьеформирующих педагогических технологий. В настоящее время увеличивается число детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при организации двигательной деятельности (табл.3).

Таблица 3

Распределение детей по группам на занятиях по физической культуре

Год

Основная группа

Подготовительная

Специальная

Освобожденные

2010

195

25

1

-

2011

192

23

8

4

2012

193

36

6

4

 

Основной процент заболеваемости детей составляют ОРВИ и грипп. Заболеваемость остается высокой, хотя и ниже, чем средняя по району (табл.4).

 

Контингент

Общая заболеваемость (количество случаев)

ОРВИ + грипп (количество случаев)

Пропуск по болезни (всего количество дней)

Пропуск на одного ребенка

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Всего

292

288

168

167

2762

2592

12,0

10,7

Ясли

43

34

35

26

301

284

15,8

12,9

Детский сад

249

254

133

141

2461

2308

11,5

10,5

 

Таблица 4

Анализ заболеваемости и посещаемости в ДОУ 2010, 2011, 2012 годы по сравнению со средней по району

Год

На 01.01.2011 г.

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

Основные показатели

По ДОУ/ Средний по району

По ДОУ/ Средний по району

По ДОУ/ Средний по району

Общая заболеваемость

1715 / 1777,3

1367 / 1810,2

925 / 1532

Заболеваемость ОРВИ и гриппом

1295 / 1999,2

1200 / 1447

695,8 / 1353,8

 

Причины высокой заболеваемости:

1.         Комплектование детьми II и III группы здоровья.

2.         Сезонные вспышки гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

3.         Слабая сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

4.         Не достаточно развиты представления о способах сохранения здоровья и правилах здорового образа жизни.

Диагностика психофизиологического развития детей выявила наличие следующих трудностей:[1]

-          слабая координация движений (координация работы рук и ног, правой и левой половины тела, передней и задней поверхности тела, что вызывает у детей трудности при выполнении упражнений на равновесие, на передвижение в пространстве, преодолении препятствий.

-          неспособность сохранять равновесие, плохая ориентация и адаптация в пространстве, которые могут привести к трудностям при овладении навыками работы на высоте, на нестабильной опоре, в исходных положениях лежа и вниз головой.

-          общая мышечная слабость, слабость мышечного корсета, что приводит к быстрой утомляемости при выполнении силовых нагрузок или при большом повторении движений, а также может привести к нарушениям в осанке.

Опираясь на данные исследований, свидетельствующих о том, как различные нарушения в опорно-двигательной активности влияют на формирование учебной деятельности, можно сделать вывод, что имеющиеся отклонения в здоровье и нарушения опорно-двигательной активности дошкольников могут отрицательно сказаться на формировании навыков учебной деятельности.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников остается приоритетной задачей коллектива ДОУ. В годовой план работы учреждения на 2012–2013 учебной год включена задача: способствовать снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей общеразвивающих и групп компенсирующей направленности через оптимизацию двигательной активности, повышение качества физкультурно-оздоровительных мероприятий, внедрение здоровьеформирующих педагогических технологий.

 

Литература:

 

1.      Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1988. — 256 с.

2.      Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5–6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / ред. М. М. Безруких. — М.: Владос, 2001. — 336 с.



[1] Диагностика проводилась в соответствии с рекомендациями к организации педагогического наблюдения, представленных в Примерной общеобразовательной программе образования детей старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических возможностей. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Г. Н.Новгород, 2005 г. 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов