Библиографическое описание:

Бахурова Е. П. Методики раннего развития детей: быть или не быть? // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 1-7.

Ключевые слова: раннее развитие ребёнка, методики раннего развития, дошкольное образование, гармоничное развитие личности.

 

У новорожденного ребёнка потенциал больше, чем проявил миру Леонардо да Винчи.

Г. Доман

Всем известно, что от момента рождения до достижения ребенком возраста трех лет — самое продуктивное время для развития малыша. Это время развития интеллектуальной и познавательной активности, время активного развития памяти, мышления, становления речи, развития творческих и когнитивных способностей. Согласно утверждению И. Масару, красной строкой проведенной в его книге «После трёх уже поздно» — каждый ребенок приходит в этот мир, обладая определенными способностями, которые мы, как родители, должны рассмотреть, поддержать и развить. [3, с. 28]

Конечно же, в идеале процесс развития должен начинаться буквально с рождения ребенка. Ответственный родитель, нам мой взгляд, еще до рождения своего малыша может определить основные желаемые моменты будущего воспитательного процесса: на чем он/она хотел/а бы сделать акцент, какую методику раннего развития использовать и т. д. Благо подобных методик сейчас существует великое множество: главное, выбрать то, что подойдет именно Вам.

В своей статье я ни в коем случае не ставлю целью пропагандировать методики развития детей раннего возраста (таковым считается возраст от рождения до 3 лет (0–3+). Моей целью является освятить основные предлагаемые на сегодняшний день интересные и зарекомендовавшие себя в положительной стороны методики и помочь мамам и папам, педагогам или воспитателям — всем тем, кто берет на себя ответственность в воспитании будущих поколений и кто подходит к этому процессу с умом — разобраться в их многообразии и сделать выводы, стоит ли на самом деле использовать их в своей практике или придерживаться методик традиционной модели обучения.

Хотелось бы начать с того, что стоит понимать, что для человека, только пришедшего в этот мир, самыми первыми педагогами становятся его родители или лица, выполняющие их функции. В упраздненной формулировке Закона об Образовании Российской Федерации, утратившего ныне свою силу, статья 18, п.1, содержалась важная и глубокая формулировка: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [8]

В ныне же существующей редакции федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, статья 64, п.1, тем не менее, сохранена основная задача дошкольного образования в целом:

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [7]

Несмотря на то, что закон не предоставляет четких ориентиров для определения понятия дошкольного возраста, так уж сложилось в нашей стране, что согласно традиционной модели воспитания, этот возраст начинается с 3х лет. Мне, как педагогу, принимать этот факт грустно. Как маме — принять его становится невозможно. Неужели до трех лет с ребенком не нужно заниматься?

Рис. 1. Процесс занятий с ребенком младшего дошкольного возраста (3–5 лет).

Фото автора

 

Наверняка вы обращали внимание на напечатанные значки на коробках с детскими игрушками, материалами и т. д.? О каких значках идет речь? Это перечеркнутый круг, внутри которого располагается изображение ребенка c опущенными уголками рта и надписью 0–3.

Конечно, игрушка содержит мелкие детали, значит, по мнению производителей, она не подходит ребенку до трех лет. С точки зрения безопасности могу согласиться, но только условно: не стоит оставлять ребенка без присмотра даже в 5 лет, не говоря уже о детях раннего возраста — и тогда надобность этого значка отпадет сама собой.

Рис. 2. Значок «Запрещено для использования детьми младше 3 лет». Фото автора

 

Получается, что на рынке детских товаров практически нет игрушек или даже развивающих игр, «разрешенных» к использованию ребенком раннего возраста 0–3+. Чего же мы таким образом лишаем наших детей в возрасте до 3 лет?

Таким образом, мы отрицаем необходимость развития малыша «с пеленок», нужность стимулирования его мозговой деятельности, процессов познания и восприятия.

Я не разделяю этой позиции, так как всегда считала, что с детьми заниматься нужно, и начинать это необходимо как можно раньше.

Решив опробовать методики раннего развития детей на своем собственном опыте, чтобы не делать голословных утверждений, я решила начать с перинатального периода: периода ожидания ребенка. Мой сын воспринимал сказки, которые я читала ему, слушал мою речь, когда я обращалась непосредственно к нему. Я пыталась выстроить с ним диалог и разговаривала как с вполне взрослым человеком даже когда он еще не родился. Многие считают, что нужно говорить с новорожденными и детьми первого года жизни на их языке: «улюлюканье», «сюсюканье» и прочее звукоподражание. Я не считала так 7 лет назад, до рождения своих детей, не считаю так и сейчас, когда уже стала, по словам моего старшего сына «опытной мамой» и педагогом. Говорите с детьми достойно: так, как хотите, чтобы они, когда вырастут, разговаривали с вами. Законы преемственности поколений применимы и на бытовом уровне: не зря дети копируют родительскую манеру говорить, интонации, поступки, мимику и прочее. [5, c.22–23] Бессознательное настолько сильно в нас, что нельзя не воспользоваться этим моментом.

Итак, вернемся к возможности заниматься с детьми с пеленок. Еще 7 лет назад, когда я только стала мамой, подобные методики только интегрировались в российское общество. Процесс это был сложный, вызывающий подозрение у множества мам, пап и тем более представителей старшего поколения, привыкшего к традиционной модели воспитания. Под традиционной моделью воспитания я понимаю следующую схему развития ребенка:

Рис. 3. Схема развития ребенка от рождения до достижения им дошкольного возраста

 

Младенец (0–3 года): общение со сверстниками в песочнице, краткие контакты в общественных местах, отсутствие, как правило, развивающих занятий и стимулирования мозговой активности, посещение ясли-сада или группы кратковременного пребывания (где, как правило, осуществляется лишь уход и присмотр за детьми).

Младший дошкольный возраст (3–5 лет): возможно посещение группы кратковременного пребывания или группы детского сада, непродолжительные контакты с другими детьми на прогулке и при посещении общественных мест, реже — посещение детских развивающих занятий.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет): чаще всего — посещение группы детского сада, реже посещение группы подготовки к школе в детском развивающем центре и/или при школе, реже — посещение факультативов и групп дополнительного детского образования, направленных на развитие физического, нравственного и умственного здоровья детей (плавание, изобразительное искусство, хореография, спорт, шахматы, гимнастика и т.д.)

Зачастую дети 0–3 лет проводят дома с мамой, не имея возможности полноценно развиваться, поскольку мама или не знает о необходимости раннего развития своего малыша, или не умеет использовать эти методики в жизни, или просто не верит в то, что они работают. Но они действительно работают.

Все знают пословицу: «Сапожник без сапог». Чего же мы будем в будущем ожидать от своих детей, если сами порой не понимаем необходимости заниматься, развиваться, двигаться дальше?

Сразу оговорюсь, что, безусловно, не все дети Российской Федерации могут быть подведены под эту схему, в каждом обществе (и это вызывает оптимизм!) есть исключения (исключения в данном случае, это дети, с которыми регулярно занимаются с рождения).

Таким образом, моей целью было подвести вас к идее нужности ранних занятий с ребенком, занятий «с пеленок». Ведь еще в начале XX века (!) знаменитый в своих кругах Ричард Бакминстер Фуллер, архитектор и изобретатель, произнес ставшую крылатой фразу:

«Everyone is born a genius, but the process of living de-geniuses them»,

что буквально означает:

«Все дети рождаются гениями, но жизнь сама лишает их этой гениальности». [5, с.6] (Перевод Е.Бахуровой)

Рис. 4. Ричард Бакминстер Фуллер (1895–1983)

 

Я бы подчеркнула, что не столько жизнь лишает человека гениальности, сколько мы сами: своим незнанием, невежеством, нежеланием принять новое, страхом перед новшествами, а зачастую и собственной ленью.

Перед тем, как мы перейдем к краткому обзору самых популярных методик раннего развития детей, хочу сказать несколько слов о том, как проходит обучение детей 0–3 лет. Конечно же, в игре. Никто не будет сажать ребенка за парту и заставлять выполнять монотонные задания! Ведь именно такие ассоциации, связанные с учебой, возникают у нас, как у «продукта» традиционной системы российского образования, не правда ли? Процесс познания должен быть легким, интересным, занятия — непродолжительные по времени. Маленького ребенка невозможно заставить что-то делать против его воли. Если ему что-то не понравится, он просто перестанет вас слушать и отвернется. Поэтому родители и педагоги должны таким образом построить образовательный процесс, чтобы ребенку хотелось заниматься, чтобы он ждал занятия, а сам процесс вызывал только положительные эмоции, ассоциации и улыбку.

Итак, пришло время остановиться на основных методиках раннего развития детей, прижившихся в нашей стране:

1.                 Методика Гленна Домана.

Эта методика была использована мною в обучении моих собственных детей, а в свое время — моей мамой для моего обучения. Мне кажется, в положительном результате сомневаться не стоит.

Согласно методике раннего обучения детей Гленна Домана, залог успеха заключается в обучении малыша «с пелёнок». Ведь традиционная модель обучения предполагает слишком позднее начало интенсивного обучения (около 7 лет), когда мозг уже перестает интенсивно расти. [1, с. 4–5] Но если же мы начинаем занятия с ребенком сразу же после рождения, когда его организм и мозг начинают бурную деятельность, то стимулируются и начинают активно развиваться слух, зрение, обоняние, осязание, а далее — мышление и память. Получение и обработка информации становится для ребенка необходимостью. Он не устает от процесса получения информации, потому что мозг постоянно требует подпитки и нагрузки.

Для работы с данной методикой вам потребуется большое количество карточек со словами по основным лексическим темам (биология, история, география, музыка, искусство, физиология человека, прикладные науки, языки, литература). Каждое слово должно быть крупно написано или напечатано КРАСНЫМ цветом заглавными буквами.

Рис. 5. Демонстрационный материал для занятий по методике Г. Домана. Фото автора

 

Смысл обучения довольно прост: необходимо показывать малышу карточки со словами, четко произнося их, в высоком темпе (1 секунда на 1 карточку). Преимущества этой методики очевидны: во-первых, развивается отличная (фотографическая) зрительная память. Ребенок зрительно запоминает написание слов и впоследствии читает их уже не по слогам, а, вспоминая полное написание слова. Во-вторых, мозг ребенка находится в постоянной стимуляции, а, следовательно, усвоив сегодня что-то одно, завтра он захочет узнать второе, третье, четвертое и так до бесконечности (повышается любознательность). В-третьих, в игровой форме вы незаметно привьете любовь к учебе, иначе в школе ребенку будет сложно. При регулярных занятиях, что очень важно, пусть в один день по какой-то причине будет показано лишь 5 карточек, вы заметите, что малыш сам проявляет интерес к занятиям.

Кроме известных уже карточек со словами, вы можете использовать карточки с картинками, цифрами, геометрическими фигурами. Например, на карточке мы видим изображение вишни: картинка должна быть четкой, под картинкой надпись заглавными буквами красным шрифтом — ВИШНЯ.

Рис 6. Тематические карточки для раннего развития детей. Фото автора

 

2.                 Методика Николая Зайцева, или «Кубики Зайцева».

Методика обучения чтению Николая Зайцева, или, другими словами, кубики Зайцева. Что они из себя представляют? Картонные кубики, на каждой стороне которых написаны склады (не слоги в привычном понимании). Николай Александрович понял, что наиболее удобная единица языка для обучения малышей — это не слог, а склад. [2, с.13] Заметьте, речи об обучении ребенка отдельным буквам, как это принято традиционной школой, вообще не идет.

Рис. 7. Кубики для занятий с детьми по методике Николая Зайцева

 

Итак, склады представляют собой либо пару из согласной и гласной (ТО, МА, ГУ и т. д.), либо пару из согласной с твердым или мягким знаком (БЬ, ВЪ, СЪ), либо одну-единственную букву (Р, С, Ч и т. д.) Новаторство и гениальность его методики заключается в том, что склады составляются в реальные слова нашего русского языка (мое мнение как лингвиста)! Таким образом, в игре, именно в игре, собирая с мамой или воспитателем слова из предложенных кубиков, ребенок не только получает представление о русском языке, но и учится читать.

Это необычные кубики различаются по цвету написанных на них складов, по весу, наполнению и звуку, который они производят. Большие кубики: с твердыми складами, маленькие — с мягкими складами, кубики с железным наполнением — со звонкими складами, кубики с деревянным наполнением — с глухими складами.

Неоспоримые плюсы данной методики я вижу в следующем:

-        В игре дети задействуют все каналы восприятия информации;

-        Ребенок может выбрать, каким образом ему проще или интереснее познавать новое: тактильно, визуально, вербально;

-        Кубики можно крутить в руках, рассматривать, самые маленькие могут даже их лизнуть;

-        Склады можно проговаривать тихо или громко и даже пропевать вместе с мамой или самостоятельно! Разве это не привлекает ребенка?

-        В сознании малыша сразу устанавливаются нужные связи и взаимоотношения между складами. (Например, что можно связать два склада «ТА» и «НЯ», но нельзя связать «ТЫ» и «НЪ»)

3.                 Методика Джеки Силберг.

Основной целью этой методики автор считает необходимость донести до родителей следующую мысль: «… Игра — это основное занятие ребенка и непременное условие для его здорового и полноценного развития». [6, с.10] Иными словами, Джеки Силберг считает, что малыш развивается в игре. И это верно, поскольку нет более естественного состояния для ребенка возраста 0–3 года, чем игра. Благодаря игре малыш учится устанавливать контакт с мамой, с близкими, с воспитателями и педагогами, игра становится формой восприятия окружающего мира и принятия его законов и правил.

Кроме того, совместные игры укрепляют доверие ребенка к миру и окружающим и помогают научиться доверять (ведь для малыша и это не так-то просто). Общаясь с ребенком, разговаривая с ним, вы развиваете его слух, внимание, речь, пробуждаете интерес к окружающему миру, предметам и явлениям. Одним словом, вы постоянно стимулируете его мозговую активность и деятельность.

В своих книгах Джеки предлагает развивающие игры для детей первого года жизни, рассчитанные на определенные периоды психофизического развития детей:

1.                  игры для детей 0–3 мес. (прикосновения и ласки, классическая музыка, звуки от разнообразных музыкальных инструментов, демонстрация крупных контрастных рисунков, «игры» с собственной мимикой, мамина гимнастика и т. д.);

2.                  игры для детей 3–6 мес. (пропевание слогов, акцент на ярких игрушках и деталях интерьера, совместные поиски игрушки и т. д.);

3.                  игры для детей 6–9 мес. (совместный просмотр книг, фотоальбомов с интересными комментариями и интонациями, пальчиковая гимнастика, игры с подушечками с различными наполнителями (зерно, горох, фасоль и т. д., игра в прятки с платком и т. д.);

4.                  игры для детей 9–12 мес. (отбивание ритма, детские потешки и стишки, вместе ищем спрятанные предметы, учимся ловить мяч)

Кроме того, существует ряд игр и занятий, проводимых в игровой форме, рекомендуемых Джеки Силберг детям старше 1 года. К примеру, делайте акцент на проговаривании названий всех окружающих предметов, сами задавайте вопросы и отвечайте на них (это будет способствовать развитию речи ребенка), демонстрируйте карточки с различными картинками (подобную методику мы уже обсуждали при рассмотрении теории Глена Домана), вместе с ребенком прослушивайте классические композиции (Чайковский, Шопен, Шуберт, Бетховен, Вивальди). Даже во время прогулки вы можете рассказывать ребенку, что именно вы сейчас видите, какие предметы вас сейчас окружают: «Посмотри, это дерево (дуб, береза, елочка и т. д.), оно высокое, у него зеленые листочки, в них играет ветер! А вот по ветке побежала белочка. У белочки глазки черные и рыжая шёрстка…» Все зависит от вашего простора фантазии и личного желания внести свой вклад в развитие вашего ребенка. Подобные беседы стимулируют наблюдательность, прекрасно развивают память, внимание, а впоследствии — и речь малыша.

В заключении хотелось бы сказать, что, безусловно, все методики раннего развития детей имеют право на существование. Все они, как мы уже поняли, направлены на разностороннее гармоничное развитие личности растущего человека. Каждая из методик акцентирует свое внимание на чем-то определенном, и наша задача, как родителей, воспитателей и педагогов — суметь выбрать для каждого ребенка свое направление, суметь не только применить теорию на практике, но и иногда немного видоизменять предлагаемые идеи под особенности того или другого ребенка, как писал американский психолог Стивен Кови: «Любите детей одинаково. Обеспечивайте каждому индивидуальный подход». [4, с.60]

И, на мой взгляд, не так важно, в чем сильные и слабые стороны каждой методики раннего развития детей, так как все они имеют в своей основе благую цель — оказать помощь и стимуляцию в развитии малыша, пока он еще совсем мал. Однако, несмотря на юный возраст, пока еще активно развивается его мозг, мы еще сможем активно развить его и физически, и интеллектуально, и социально. Не стоит забывать, что дошкольный возраст — время раннего старта, время закладки фундамента будущей личности, и от нас с вами зависит, что получится в итоге из наших детей.

 

Литература:

 

1.      Дмитриева, В. Г. Академия раннего развития. Методика Гленна Домана, или Как вырастить гения./ В. Г. Дмитриева. — Москва: АСТ; СПб.: Сова, 2007, — 72 с.

2.      Дмитриева, В. Г. Академия раннего развития. Методика Николая Зайцева, или Учимся всему и сразу!/ В. Г. Дмитриева. — Москва: АСТ; СПб.: Сова, 2007, — 72 с.

3.      Ибука, Масару. После трёх уж поздно./ В переводе Н.Перовой. — Москва: Альпина-нон-фикшн, 2015, 224 с.

4.      Кови, Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности./ В переводе О.Кириченко. — Москва: Альпина Паблишер, 2014, 374 с.

5.      Маниченко, А. А. Десять законов обучения с пелёнок./ А. А. Маниченко. — Челябинск: Умница, 2009, 80 с.

6.      Силберг, Джеки. 125 развивающих игр для детей до 1 года. Серия: Здоровый и умный ребенок./ В переводе Е. Бакушевой. — Москва: Попурри, 2008, 144 с.

7.      Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Глава VII, Статья 64/ Дошкольное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/64/.

8.      Федеральный закон РФ «Об образовании» № 3266–1, утративший силу 01.09.2013, Глава II, Статья 18/ Дошкольное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов