Библиографическое описание:

Левандовская Л. В. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 18-23.

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание воспитателю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность — это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Общеизвестно, что в воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественная литература представлена различными жанрами. Одним из ярких жанров литературы является сказка. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.Таким образом, сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, — мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я«, свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Исходя из сказанного выше, нами были составлены методические материалы, цель которых — оказать помощь педагогам дошкольного учреждения в воспитании культуры толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок разных народов.

В состав методических материалов входят:

1.                  Перспективный план работы

2.                  Описание самостоятельной деятельности детей.

3.                  Работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Совместная деятельность детей с педагогом

Работа по воспитанию толерантности у детей предусматривала использование сказок разных народов мира, зарубежных и отечественных авторов и строилась с учетом следующих принципов:

1.                  Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2.                  Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.

3.                  Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий.

Примерное планирование совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по воспитанию культуры толерантности

Старшая группа

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Чтение нанайской сказки «Айога», этическая беседа о прочитанном

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини, переносное значение пословиц и поговорок, воспитывать отрицательное отношение к лени, уважение к трудолюбивым людям независимо от их национальности

Текст сказки, вопросы к беседе, подборка пословиц и поговорок

Октябрь

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица», сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, воспитывать сочувствие, учить сопереживать героям

Аудиозапись

Ноябрь

Чтение украинской сказки «Хроменькая уточка»

Познакомить детей с украинской сказкой, учить уважать человеческое достоинство других людей, сопереживать героям, воспитывать у детей такие качества как сочувствие, доброжелательность, терпимость

Диафильм

Декабрь

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа о прочитанном

Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям

Иллюстрации к сказке, карандаши, бумага.

Январь

Чтение сказки Х — К Андерсена «Гадкий утёнок» (Дания)

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки, учить сопереживать, показать детям на примере героев, что внутренняя красота души не менее важна, чем внешняя

Пластилин, стеки, дощечки.

Февраль

«Дочка пекаря» английская сказка

Учить детей осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость, жадность

Аудиозапись

Март

«Мышка вострохвостик» чувашская сказка

Учить детей считаться с мнением и интересами других, воспитывать умение сопереживать

Атрибуты для инсценировки

Апрель

«Колосок» украинская сказка

Учить передавать своё отношение к героям

Карандаши, бумага

Май

«Три дочери» татарская сказка

Формировать представление о честности, справедливости, воспитывать умение сопереживать

Бумага, цветные карандаши, восковые мелки

 

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Чтение англ. Сказки «Три поросёнка»

Показать на примере главных героев, что лень — негативное качество, воспитывать трудолюбие, прилежание, чувство товарищества, умение прийти на помощь

Настольный театр

Октябрь

Чтение французской сказки Ш. Перро «Фея»

Учить обращать внимание на действия и поступки героев

Иллюстрации к сказке, вопросы к беседе

Ноябрь

Чтение армянской сказки «Змея и рыба»

Эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки.

Книга со сказкой «Змея и рыба», рассматривание иллюстраций, беседа

Декабрь

Чтение японской сказки «Добрый крестьянин»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения

Иллюстрации к сказке, вопросы к беседе

Январь

«Храбрый мальчик» дагестанская сказка

Воспитывать у детей уважение к чувствам других людей, их человеческому достоинству, развивать смелость, храбрость

Диафильм

Февраль

«Гора смешливая, справедливая» вьетнамская сказка

Познакомить детей с содержанием сказки, учить осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость, жадность, ненависть, формировать представление о чести, порядочности

 Аудиозапись

Март

Чтение китайской сказки «Желтый аист»

Воспитывать гуманные чувства, формировать представления о доброте, честности

Иллюстрации к сказке, вопросы к беседе

Апрель

«Кукушка» ненецкая сказка

Осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; учить обращать внимание на действия и поступки героев.

Чтение книги с показом иллюстраций

Май

«Каждый своё получил» эстонская сказка

Формировать представление о доброте, честности, справедливости.

Аудиозапись

 

Структура совместной непосредственно образовательной деятельности:

1.                  Вводная часть — настрой детей на совместную деятельность, сообщение темы произведения (использовались такие приемы как сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций к сказке, загадывание загадки о сказке или героях сказки, приход главного героя и т. д.).

2.                  Основная часть — ознакомление ребенка с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, диафильм, аудиозапись). Затем проводилась беседа по содержанию сказки, выяснялось отношение детей к персонажам, их поступкам.

3.                  Заключительная часть — итог беседы о прочитанном. Дети выражали свое отношение к героям через рисование, лепку, обыгрывание некоторых сцен, включался такой прием, как «придумай другое окончание сказки» и т. д.

Методические рекомендации

Для эффективного проведения совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми были разработаны следующие рекомендации:

-          Воспитатель является непосредственным активным участником совместной непосредственно организованной деятельности, партнером детей — заряжает дошкольников своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в беседе, задает образцы нравственных норм.

-          Не стоит на первых порах настаивать на активном участии всех детей в беседе о прочитанном. Нормально, если часть детей будет только слушать высказывания других или наблюдать за происходящим. Как правило, это дети с повышенной тревожностью, стеснительные, замкнутые и иначе они могут еще больше замкнуться. Со временем эти дети сами втянутся в процесс обсуждения.

-          Не следует оценивать ответы детей как правильные или не правильные, т. к. в этом случае они могут замкнуться и будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут высказать свое мнение, отношение к поступкам героев, проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

-          В процессе работы допустимо сокращение или увеличение как количества мероприятий, так и внесение дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Частота организации совместной непосредственно образовательной деятельности с использованием сказок — 1 раз в месяц. Продолжительность — 25–30 мин., в зависимости от возраста. Форма работы — подгрупповая.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Самостоятельная деятельность в ДОУ детей старшего дошкольного возраста — это самостоятельная игровая деятельность в группе и на прогулке, продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование, лепка, ручной труд).

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, когда ребенок один играет, рисует или конструирует. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру, строят из строительного конструктора город, самолет.

Самостоятельная деятельность детей по воспитанию культуры толерантности включает в себя:

-          Рассматривание иллюстраций;

-          Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

-          Игры-драматизации;

-          Театрализованные игры.

Просмотр альбомов с иллюстрациями к художественным произведениям (сказкам) для свободного рассматривания детьми — неотъемлемая часть самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе в пределах литературно-художественной зоны устраивается уголок книги. Его обязательная деталь — полочка-витрина, где выставляется книга со сказкой, предусмотренная перспективным планом. Помимо этого в свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг в специально-оборудованном шкафу-секции, в соответствии с планом работы по воспитанию культуры толерантности. Наряду с книгами создано несколько тематических папок с детскими рисунками по сказкам.

Продуктивная деятельность детей выступает как итог работы со сказкой. Они переносят усвоенные знания в совместной непосредственно-образовательной деятельности с педагогом по воспитанию толерантного отношения к людям в собственную новую деятельность: рисование, лепку, аппликацию, ручной труд, конструирование. Для этого в группе в зоне художественного творчества созданы условия для самостоятельной деятельности: в свободном доступе имеются цветные карандаши, мелки, акварельные краски, пластилин, бумага, картон, ножницы, клей, кисти и т. д. Регулярно в группе организуются выставки с детскими работами. На каждого ребенка создано портфолио, где хранятся все его творческие наработки. Также имеется подборка тематических раскрасок по сказкам.

Становление личности ребенка, его нравственных качеств особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, умению сопереживать, сочувствовать, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.

Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т. е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.

Игры-драматизации или театрализованные игры ближе ребенку, чем всякий другой вид деятельности, так как они непосредственно связаны с самостоятельной игрой детей: дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Через игры-драматизации или театрализованные игры дети воссоздают конкретные образы из сказок, используя такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Для того чтобы могли возникнуть такие игры, необходимо многократно повторить произведение (сказку), вызвать у детей интерес к ней путем рассматривания иллюстраций, бесед. Обыгрывая сюжет сказки, дети учатся видеть в героях их положительные и отрицательные черты характера, у них развивается умение переживать за героев, сочувствовать им или осуждать их.

Для самостоятельного обыгрывания сюжетов сказок, в группе организуется зона для театрализованных игр, в которой есть различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, фильмоскопы, музыкальный центр с подборкой дисков со сказками разных народов. Также существует картотека со списком сказок игр-драматизаций и театрализованных игр.

Список сказок для игр-драматизаций:

1.                  «Три дочери» (татарская народная сказка);

2.                  «Колосок» (украинская народная сказка);

3.                  «Мышка вострохвостик» (чувашская сказка);

4.                  Ш. Перро «Фея» (французская сказка);

5.                  «Добрый крестьянин» (японская сказка);

6.                  «Гора смешливая, справедливая» (вьетнамская сказка);

7.                  «Кукушка» (ненецкая сказка);

8.                  «Падчерица» (туркменская сказка);

9.                  А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Список сказок для театрализованных игр:

1.                  «Гадкий утёнок» (датская сказка);

2.                  «Три поросёнка» (английская сказка);

3.                  «Храбрый мальчик» (дагестанская сказка);

4.                  «Жёлтый аист» (китайская сказка);

5.                  «Айога» (нанайская сказка);

6.                  «Каждый своё получил» (эстонская сказка);

7.                  «Желтый аист» (китайская сказка);

8.                  «Змея и рыба» (армянская сказка);

9.                  «Хроменькая уточка» (украинская сказка).

Вся самостоятельная деятельность детей по произведениям сказок разных народов направлена на формирование у них таких нравственных качеств, как эмпатия, умение сочувствовать и сопереживать, терпимо относиться к другим людям, их обычаям, традициям и является необходимым звеном в воспитании у детей культуры толерантности.

Взаимодействие с семьями дошкольников

 Сотрудничество ДОУ с семьёй — это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Дошкольный возраст является сенситивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1.                  Работа педагога с родителями.

2.                  Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1.                  оформление информационных стендов по данной проблеме;

2.                  выпуск памяток, буклетов;

3.                  разработка методических рекомендаций, консультаций;

4.                  проведение родительских собраний;

5.                  экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6.                  организация фотовыставок;

7.                  недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1.                  в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2.                  совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3.                  сшить национальный костюм для куклы;

4.                  организовать семейное чтение сказок разных народов;

5.                  фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6.                  конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;

7.                  организовать вечер развлечений ко Дню толерантности (Приложение 3)

8.                  родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

9.                  национальные игры бабушек и дедушек.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.

При составлении данных методических материалов в помощь воспитателям по воспитанию культуры толерантности у детей старшего дошкольного возраста мы можем сделать следующие выводы:

1)        Проблема воспитания культуры толерантности у детей дошкольного возраста еще мало изучена и требует дальнейшей исследовательской работы.

2)        Для формирования толерантного отношения к окружающим людям необходима целенаправленная работа.

3)        Методические материалы, разработанные нами, могут оказать существенную помощь в воспитании толерантности у дошкольников.

4)        Эффективным средством формирования основных аспектов толерантности является совместная специально организованная деятельность по ознакомлению детей со сказками и воспитание на их основе умения сочувствовать, сопереживать, уважать других людей, их мнение, что подтверждает наша работа.

5)        Самостоятельная деятельность детей может выступать как итог работы со сказкой по воспитанию культуры толерантности.

6)        Для полноценного формирования культуры толерантности необходимо привлекать к этой работе семьи воспитанников.

 

Литература:

 

1.                  Барднер, Г. Я хочу [Текст] / Г. Барднер// Психологическое сопровождение естественного развития ребенка/ Г. Барднер — СПб.,1996. — с.34–45

2.                  Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]/ Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. — М., 1995.– 156с.

3.                  Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] /П. П. Блонский — М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997. — 203 с.

4.                  Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л. И. Божович — М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999. — 189с.

5.                  Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учебник для студ.сред. и высш. пед. заведений/ Г. Н. Волков.– М.,1999.- 467с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов