Библиографическое описание:

Щербакова Е. Н., Никифорова М. О. Проектирование и моделирование пространственной среды на примере проекта жилого комплекса, предназначенного для строительства на сложном рельефе [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 128-130.

Описание: D:\университет\проектирование\четвертый курс\жилой комплекс\картинки\ACCamera_14.jpg

Овраги — весьма широко распространённое явление в нашей стране. Во многих случаях овраги занимают до 15–20 % территории города. Овражная сеть является серьёзным препятствием для городского строительства. Она разобщает городские территории и осложняет их транспортные связи, вызывая необходимость строительства различных инженерных сооружений; так же в процессе своего роста угрожает устойчивости расположенных вблизи оврагов зданий и сооружений, дорог, инженерных подземных сетей. Кроме того овраги засоряют своими выносами городские водоёмы. Всё это сильно затрудняет планировку города. Характер освоения и благоустройства овражных территорий зависит от местоположения оврага в городе и ценности территории, занимаемой оврагом, для городского строительства. При расположения оврага в центральных застроенных или застраиваемых частях города, где каждый участок земли представляет для города большую ценность, может оказаться технически возможным и экономически целесообразным засыпать овраг или организовать овраг в комплекс различных сооружений.

Поэтому данная работа направлена на организацию наиболее органичной пространственной среды районов со сложными геологическими условиями и рельефом.

Цель работы — формирование комфортной пространственной среды жилых районов, расположенных на сложном рельефе, методами проектирования с применением инженерных технологий и ландшафтного дизайна.

В соответствии с поставленной целью, задачи работы сформулированы следующим образом:

-          обеспечение максимально комфортного и удобного проживание жителей;

-          рациональная организация территории оврага с помощью инженерных систем и ландшафтного дизайна;

-          разработка архитектурной концепции будущих зданий и комплекса в целом (микрорайона);

-          определение наилучшего местоположения объектов внутренней инфраструктуры жилого комплекса;

-          разработка наиболее экономичного конструктивного решения;

-          составление плана транспортного обслуживания комплекса;

-          поддержание экологического равновесия на территории комплекса;

-          обеспечение безопасности жителей и др.

Нашей творческой группой был осуществлен поиск аналогов по теме исследования и отражен поиск форм пластического решения объемов современных сооружений на основе произведенного исследования.

В процессе выполнения работы нами была разработана уникальная система организации оврага, способствующая сохранению естественного рельефа местности, обеспечивающая безопасность дорожного движения и доступность среды для маломобильных групп населения.

Описание: D:\университет\проектирование\четвертый курс\жилой комплекс\овраг\1.jpg

Наш проект жилого комплекса разработан для застройки районов со сложным рельефом, а именно территории оврага по улице Шевченко города Смоленска.

Мы предлагаем часть оврага задействовать под устройство закрытой системы, состоящей из трёх уровней, это позволит рационально использовать территорию. В первом уровне предполагается устройство дренажа или искусственного русла для реки Рачевки. Во втором уровне — организация подземного тоннеля с пандусами для въезда на третий уровень, а так же устройство коммуникаций. Третий уровень — предназначается для устройства подземной автостоянки с выходами на территорию жилой застройки, на которой предусмотрены дороги только для обслуживающего транспорта, что также делает комплекс более экологически чистым и безопасным для пешеходов.

Описание: D:\университет\проектирование\четвертый курс\жилой комплекс\картинки\ACCamera_9.jpg

Рельеф местности — это основа, “скелет” данного ландшафта. Он как индивидуальное “лицо’ характеризует участок земли. Поэтому необходимо внимательно и бережно отнестись к рельефу местности, на которой будет производиться благоустройство и озеленение, и максимально сохранить его.

Овраги и холмы, пологие и крутые откосы, террасы и валуны — все это с успехом можно использовать для создания неповторимой пейзажной композиции.

Существуют различные способы благоустройства рельефа. Это такие элементы ландшафтной композиции, как подпорные стенки, пешеходные мостики, лестницы, откосы, пандусы, парапеты, гроты.

С целью сохранения естественного рельефа местности, благоустройства и озеленения мы предлагаем вторую часть оврага укрепить подпорными стенками, тем самым организуя систему зелёных террас, которые позволят решить проблему недостатка рекреационных зон и мест массового отдыха.

Проблема безопасности дорожного движения носит многогранный характер, напрямую связана с экономической и социальной сферами жизни общества. Со всей определенностью можно сказать, что от уровня разрешенности этой проблемы во многом зависит стабильность нашего общественного организма, его нормальное функционирование.

Описание: D:\университет\проектирование\четвертый курс\жилой комплекс\картинки\ACCamera4.jpg

Исходя из этого, для регулировки людских и транспортных потоков, предупреждения ДТП с участием пешеходов и с целью улучшения экологической обстановки комплекса, нами была разработана двухуровневая система движения в зоне торгово-общественного центра. Первый уровень предназначается для транспортных средств. Второй уровень — пешеходный.

Проблему создания доступной среды для маломобильных групп населения в нашем жилом комплексе мы решаем оснащением его различными пандусами, лифтами и разворотными площадками.

Проблема выбора конструктивного решения и строительных материалов для строительства на сложном рельефе решается применением монолитных технологий, так как спрос на монолитное жилье сейчас большой, а разница в себестоимости по сравнению с другими материалами не столь значительна. Например, из-за облегчения веса конструкций монолитного здания уменьшается материалоемкость фундаментов, соответственно, его строительство удешевляется. Кроме того, за последние десять лет монолитное строительство заняло свое достойное место и стало наиболее перспективным из существующих технологий возведения зданий и сооружений. Оно обеспечивает более высокое качество и увеличивает скорость строительства. Помимо вышеперечисленных преимуществ, этот метод позволяет возводить сейсмостойкое жилье. Это делает проект жилого комплекса «GreenWave» пригодным для строительства в районах повышенной сейсмической активностью.

Кроме того, разработанный нами проект является актуальным, технически применимым, экономически выгодным, эстетически привлекательным и коммерчески реализуемым не только для нашего региона, но и для других территорий с аналогичным рельефом.

Литература:

1.                  Баймуратова С. Х. Динамика освоения неудобных территорий в структуре крупного города (на примере города Уфы): Дис. канд. архитектуры: 18.00.04. — Защищена 17.03.05; Утв. 11.04.05; 04820016743. М., 2005. — 175е.: ил. — Библиогр.: с. 165–174.

2.                  Буадзе В. Ш., Овесов Г. Т., Какабадзе М. В. — Борьба с транспортным шумом на сложном рельефе. Обзор. — М., 1973

3.                  Вергунов А. П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. — Ленингр. отделение: Стройиздат, 1982.

4.                  Вергунов А. П., Денисов М. Ф., Ожигов С. С. Ландшафтное проектирование. — Н.: Высшая школа, 1991.

5.                  Гуцаленко В. И. Ландшафтные факторы в планировке городов. Обзорная информация. — М., 1977, № 6.

6.                  Крогиус В. П. Градостроительство на склонах. — М.: Стойиздат, 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle