Библиографическое описание:

Бодьян Л. А., Кремнева А. В. Сегмент УФ-печати в провинциальном городе [Текст] // Технические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 88-90.

В статье дано краткое описание технологии УФ печати, приведен анализ ситуации данного вида печати в провинциальном городе (на примере г.Магнитогорска), а также представлены перспективы ее развития.

Ключевые слова: УФ печать, струйная УФ печать, офсетная УФ печать, УФ краска, струйные УФ принтеры.

Появившаяся уже довольно давно струйная печать, ранее не могла удовлетворить растущие профессиональные потребности печатников. Изображение, нанесенное на запечатываемую основу, не обеспечивало сочетания идеальной контрастности и максимальной четкости изображения. Кроме того, возможности струйной печати не позволяли получать качественные фотоизображения, особенно это касалось фотовывода на невпитывающие материалы. Из-за несовершенства технологий струйной печати не удавалось сохранить яркость и насыщенность красок изображений на современных рекламных носителях — баннерах, щитах и вывесках, которые предназначались для размещения на улицах из-за воздействия солнечных лучей, влаги и других природных факторов.

Возможности ультрафиолетовых технологий в печати, использующих ультрафиолетовые краски, изменили очень многое. Явление фотополимеризации — отверждение жидких веществ под действием УФ излучения — известно науке с начала прошлого столетия. В промышленности фотополимеры стали использоваться с 40 годов, а в производстве печатных красок — с 70 годов ХХ века. Сегодня в результате совместных усилий производителей красок и производителей сушильного оборудования УФ-отверждаемые фотополимеризующиеся краски (далее — УФ-краски) завоевывают все новые сегменты рынка. Успех УФ-красок объясняется, прежде всего, их малым временем закрепления, высоким глянцем, хорошей физико-химической стойкостью и экологичностью. Печать возможна практически на любой основе (бумажные материалы, полимерные пленки, баннеры различного типа, стекло, зеркала, текстиль, дерево, керамика и др.), благодаря их хорошей адгезии. УФ краски разработаны для всех основных способов печати: листового и рулонного офсета, флексографии, высокой и трафаретной печати. В последнее время появились фотополимеризующиеся краски для тампонной и глубокой печати. Созданы и УФ-отверждаемые чернила для струйных принтеров. Кроме того, на рынке предлагается широчайший ассортимент УФ-лаков для отделки печатной продукции [1].

Основными компонентами любой УФ краски являются:

-          олигомеры (большие молекулы, главным образом определяющие физические свойства краски);

-          мономеры (меньшие молекулы, определяющие вязкость краски и качество полимеризации);

-          фотоинициаторы (инициируют реакцию полимеризации и определят интенсивность реакции, «срабатывают» при облучении волной ультрафиолетового спектра строго определенной длины. Имеют малую концентрацию в краске);

-          присадки (цветовые пигменты, поверхностно-активные добавки, консерванты и т. п.) никак не участвуют и не влияют на реакцию полимеризации, определяют цвет, адгезионную способность, срок годности краски [2].

Химическая природа УФ красок для различных способов печати практически одинакова, они достаточно хорошо сочетаются друг с другом. Различия в красках имеются только в их реологии: вязкие краски применяются в офсетной и трафаретной печати, жидкие чернила — в струйной печати [3].

Такие краски обладают хорошей адгезией к большинству запечатываемых материалов, даже к невпитывающим, при этом они более стойкие к растворителям, чем привычные краски на водной и сольвентной основе. УФ краски очень быстро закрепляются и дают достаточно хороший глянец на оттиске, важно отметить стабильность их физических свойств в жидком состоянии.

Несмотря на наличие определенных недостатков, указанные преимущества и широчайший спектр запечатываемых материалов обеспечивают использование УФ-печати во множестве областях: реклама, в том числе и имеджевая (создание фирменного стиля), упаковка, широкоформатная печать, дизайн интерьера, печать на сувенирах и многое другое.

Если говорить о печати рекламной продукции, как мелкой, так и широкоформатной, следует отметить, что чаще всего используется офсетная УФ печать и цифровая струйная УФ-печать, что нельзя сказать о печати на различного рода сувенирной продукции — здесь применима только струйная технология УФ-печати. Кроме того офсетный способ печати экономически выгоден только при очень больших тиражах — не следует забывать, что мы анализируем ситуацию по небольшому городу, и здесь нецелесообразно говорить о широком применении офсетной технологии [4].

Причин медленного развития офсетной УФ печати немало. Начать можно с того, что техника для неё сложнее, чем для обычного офсета. Для сушек, особенно финальных, требуется очень мощная вентиляция: УФ лампы включаются, когда уже есть необходимый поток воздуха, а в системе водяного охлаждения надо поддерживать циркуляцию [5].

Среди специалистов по полиграфии в 2012 году был проведен опрос, выявляющий причины уменьшению спроса на офсетную УФ печать. Результаты приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты опроса

Из результатов опроса ясно, что о преимуществах УФ печати большинству полиграфистов известно. Главные препятствия, мешающие распространению этой технологии, — экономические: повышенная стоимость решения и малое количество заказов, которые могли бы оправдать это повышение. К сожалению, приток дорогих рекламных работ фатально зависим от общего состояния экономики [5].

Даже если судить о мировых тенденциях, то наблюдается довольно интересное смещение к струйному УФ оборудованию [6].

Следует отметить, что покупка офсетной УФ машины —шаг, который должен быть тщательно обдуман и обоснован. Во-первых, это дорогое решение, во-вторых, существуют проблемы с заказами, которые имеет смысл печатать на таких машинах [5]. Поэтому имеет место переход на менее дорогие струйные УФ-принтеры как в России в целом, так и конкретно в Магнитогорске. И это либо дорогостоящие машины Inca, либо Mimaki (рисунок 2). В этой ситуации не случайно, что интерес к этому оборудованию не пропадал даже в кризис [7].

Рис. 2. Лидеры по поставке УФ-принтеров в Россию

В провинциальном городе организациям, занимающимся печатью, нельзя ориентироваться на узкие спектры полиграфического рынка, чем шире спектр предлагаемых полиграфических услуг, тем рентабельнее предприятие. Поэтому большинство подобных предприятий ориентировано, в том числе и на рынок рекламных услуг, и на востребованность полиграфических услуг в строительстве, дизайне интерьера, где не обойтись без УФ печати.

В Магнитогорске, как небольшом региональном пункте, УФ печать широко развита более всего в рекламном секторе, на следующем месте по спросу (по данным компании «Продвижение») стоит сувенирная и интерьерная печать [8]. По данным различных источников в городе Магнитогорске функционирует от 44 до 56 организаций, занимающихся печатью. Из них в 36–40 компаниях имеется возможность УФ-печати (таблица 1) [9].

Таблица 1

УФ печать в Магнитогорске

Тип организации

Количество

Типография

9 (из них 5 — мелкие)

Рекламное агентство

15

Студия рекламы

5

Производственно-торговая компания

5

Дизайн-мастерская

1

Многопрофильная компания

1

Проведенный анализ имеющегося УФ печатного оборудования в арсенале указанных компаний г. Магнитогорска, позволил сделать следующие выводы. Наиболее популярными являются следующие УФ-принтеры: Mimaki JV33, Mimaki JF-1631, Direct Color System, Roland VERSACAMM VS-640, NEO UV — LED.

В таблице 2 представлены наиболее популярные УФ-принтеры, используемые компаниями Магнитогорска, а также возможный спектр печати этого оборудования.

Таблица 2

УФ оборудование и спектр их печати по материалу

Используемое УФ-оборудование

Возможность печати

Direct Color System (струйный УФ-принтер)

Прямая печать на ткани (в т. ч. баннерной), стекле, бумаге

Mimaki JV33 (струйный УФ-принтер)

Широкоформатная печать на ткани, пластике, стекле, бумаге, пленке, баннерной армированной ткани

Mimaki JF-1631 (струйный УФ-принтер)

Печать любого размера на пластике, дереве, бумаге, пленке, коже, стекле, керамике; интерьерная печать

Roland VERSACAMM VS-640 (струйный УФ-принтер)

Печать на дереве, пластике, стекле, керамике, бумаге

NEO UV — LED (струйный УФ-принтер)

Интерьерная печать на пластике, стекле, металле, керамике, дереве, ткани, обоях. Широкоформатная печать на баннерной ткани

Проведенный анализ показал, что наибольшей популярностью пользуются струйные УФ-принтеры фирмы Mimaki. Согласно рисунку 2 это вполне ожидаемо — данная марка признана по всей России. Кроме того, струйные принтеры дешевле офсетных УФ-машин, что обусловливает их повсеместное применение.

Литература:

1.         КомпьюАрт [Электронный ресурс]: электронный журнал — Режим доступа: www.compuart.ru.

2.         printinfo [Электронный ресурс]: полиграфический портал — Режим доступа: www.printinfo.com.ua.

3.         Mimaki [Электронный ресурс]: официальный сайт фирмы — Режим доступа: http://ujf3042.ru/.

4.         Бодьян Л. А., Бербер С. С. Актуальные вопросы в области нанесения качественной печати на упаковочные материалы и упаковку / Л. А. Бодьян, С. С. Бербер // Химия. Технология. Качество. Состояние, проблемы и перспективы развития: Сб. материалов международной заочной научно-технической конф. (22 мая 2012 года). — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2012. С.70–74.

5.         Publish [Электронный ресурс]: портал о полиграфии и издательских технологиях — Режим доступа: www.publish.ru.

6.         UV-digital print [Электронный ресурс]: полиграфический портал — Режим доступа: http://uvdigitalprint.ru.

7.         Coffee Break [Электронный ресурс]: отраслевой портал — Режим доступа: www.coffee-break.ru/.

8.         ProДвижение [Электронный ресурс]: официальный сайт компании Продвижение — Режим доступа: http://ra-promotion.ru.

9.         Культура Сити [Электронный ресурс]: интернет-каталог — Режим доступа: magnitogorsk.cultura-city.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle