Библиографическое описание:

Василенко В. А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 83-85.

В нашей стране подготовка водителей осуществляется различными государственными и негосударственными организациями на основе стандартизированных Программ, согласованных Министерством транспорта, Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. Основными целями и задачами такой подготовки является формирование у будущих водителей знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность выполнения деятельности по управлению автомобилем. Например, водитель транспортного средства категории «В», прошедший специальную подготовку, должен уметь:

  • управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;

  • соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий;

  • проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое обслуживание;

  • оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке; и так далее» [1, с. 22]

Формирование таких знаний, умений и навыков обеспечивается в процессе специальной теоретической и практической подготовки будущих водителей. Она включает в себя следующие разделы: устройство и техническое обслуживание автомобиля (23 ч.); правила дорожного движения (90 ч.); основы управления транспортным средством и безопасность движения (38 ч.); оказание первой медицинской помощи (24 ч.); вождение автомобиля (32 ч.). Каждый из этих разделов включает в себя соответствующее названию содержание и имеет определенное (неодинаковое) значение в деятельности водителей различных категорий («В», «С» и т. д.).

Анализ программ подготовки водителей различных категорий показывает, что все они (с незначительными различиями в формулировках) включают в себя одни и те же разделы. Последовательность изучения разделов Правил дорожного движения имеет определенную логику, закономерность. Действительно, после освоения основных положений и обязанностей участников дорожного движения, изучаются все виды дорожных знаков и дорожной разметки, сигналы светофора и регулировщика. А затем, значительно позже, — начинается освоение способов проезда перекрестков различного типа [2, с. 56].

В практике подготовки будущих водителей имеют место и ряд противоречий, которые декларируются в специальной научно- методической и популярной литературе, но не находят ни научного, ни практического решения. Например, между формами и методами обучения, ориентирующими будущих водителей на запоминание алгоритмов управления автомобилем в типичных ситуациях при дорожном движении с малой интенсивностью и приёмами практической деятельности водителей в условиях современного интенсивного дорожного движения, требующего обобщённых способов мышления при решении постоянно меняющихся дорожно-транспортных задач. Или между статистически высокими показателями обученности будущих водителей в соответствующих образовательных учреждениях и значительным количеством ДТП, возникающих на основе незнания (и нарушения) освоенных Правил дорожного движения и т. д.

Подготовку будущих водителей, отвечающую современным требованиям организации дорожного движения, необходимо осуществлять, используя психологические теории обучения. Было проведено исследование учащихся автошкол. Всех кандидатов в водители разделили на две экспериментальные группы. Подготовка первой экспериментальной группы осуществлялась на основании стандартизированной программы. Она включала в себя все ранее перечисленные разделы необходимые для формирования знаний и навыков будущего водителя. Учащиеся второй экспериментальной группы прошли ряд тестирований, направленных на изучение их психологических характеристик, был определены такие параметры как: эмоциональность, предрасположенность к риску, скорости реакций, память и устойчивость к помехам. В итоге для каждого из студентов второй группы были внесены корректировки в программу обучения, таким образом, чтобы она была максимально эффективной и учитывала индивидуальные особенности студента. В зависимости от результатов исследования в программу были добавлены дополнительные часы практических либо теоретических занятий, тренинги для улучшения памяти. Также были разработаны маршруты с учетом индивидуальных особенностей студента, с целью лучшего запоминания ПДД и усвоения механизма действия в сложных дорожных ситуациях. Была разработана учебная задача по проезду перекрестков различного вида. В экспериментальной группе осуществлялась специальная организация учебной деятельности (выполнение преобразующих, моделирующих учебных действий, различных видов контроля и оценки и др.) по формированию обобщенных способов проезда перекрестков различного вида. Результаты такого подхода подвели в конце курса обучения на экзамене. Общее число ошибок первой группы по теоретическому экзамену составило 18,второй 5. Количество не сдавших по группам:16 и 2 соответственно. Результаты показаны на графике (рисунок 1). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: определяющим для успешности управления автомобилем выступают: хорошее знание Правил Дорожного Движения; способность прогнозировать развитие дорожной ситуации на основе возможного действия её участников; эмоционально-волевые особенности личности, осмысленность восприятия дорожной ситуации. Остальные качества составляют группы средне и малозначимых.

Рис. 1. Результаты экзамена

Водители, прошедшие подготовку в условиях подхода, основанного на индивидуальных психологических характеристиках обучающегося, допускали меньшее количество ошибок в теоретической части экзамена. В первой экспериментально группе, проходившей подготовку в условиях традиционного обучения, наблюдался больший процент не сдавших экзамен. Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики. Освоение Правил Дорожного Движения в условиях индивидуального подхода к обучению, способствует формированию рефлексивных компонентов мышления в соответствующей предметной области, проявляющейся в содержательном обосновании оценки профессиональных качеств, определяющих успешность управления автомобилем. Обучение будущих водителей Правилам Дорожного Движения может осуществляться в форме построения и решения учебных задач. Оно позволяет формировать у них общий способ решения дорожно-транспортных задач, связанных с проездом перекрёстков различного вида. Для успешной реализации разработанной программы обучения Правилам дорожного движения существенное значение имеет создание ряда психолого-педагогических условий: организация самостоятельной работы будущих водителей по обоснованию правильности выполнения предметных преобразований; использование наглядно-образных и знаково-символических моделей частных и общих способов действий; особые формы предъявления контрольных заданий (тесты и др.), требующие самостоятельного составления ответа на вопрос, в отличие от выбора его из нескольких предложенных вариантов. Выполнение преобразующих, моделирующих учебных действий, различных видов контроля и оценки в процессе постановки и решения учебной задачи привело к существенным изменениям в способах решения дорожно-транспортных задач значительного числа будущих водителей экспериментальных групп. Способ обучения будущих водителей влияет на оценку профессиональных качеств, определяющих успешность управления автомобилем. При постоянно высокой оценке знания ПДД, характерной для любого способа обучения, освоение предметного материала в условиях специально организованной учебной деятельности статистически значимо повышает оценку способности прогнозирования развития дорожно-транспортных ситуаций. Учет психофизиологических характеристик в процессе обучения позволяет качественно повысить уровень подготовки водителя и его надежность. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного подхода к обучению будущих водителей и открывают новое направление в проектировании содержания и методов освоения Правил дорожного движения в условиях дополнительной профессиональной подготовки взрослых. Таким образом, проведение исследования индивидуально-психологических качеств кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.


Литература:

  1. Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.

  2. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М.: Изд- во Владос-Пресс, 2002. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle