Методика создания системы управления знаниями о программной продукции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриев, П. И. Методика создания системы управления знаниями о программной продукции / П. И. Дмитриев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3479/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье предлагается методика создания системы управления знаниями о программной продукции, основным ресурсом знаний которой является документация на программное обеспечение. Приводятся результаты внедрения такой системы на предприятии — разработчике программного обеспечения.

Введение
Сегодня почти все предприятия обладают большими объемами ресурсов знаний в виде скрытых знаний сотрудников и разнообразных объектов знаний, содержащих явные знания (текстовая информация, базы данных и т. д.). Проблема заключается в том, чтобы организовать доступ к ним, придав форму, удобную для использования. Эта общая проблема приобретает особое значение для предприятий — разработчиков программного обеспечения (ПО) в связи с высокой динамикой в изменениях и новациях индустрии информационных технологий, большим ростом объемов, источников информации и знаний. Предприятия, которые быстрее других получают и генерируют знания, внедряют их в ключевые бизнес-процессы, обеспечивают их хранение и усвоение сотрудниками, повышают качество производимой программной продукции, обеспечивают себе устойчивый рост и приобретают несомненные конкурентные преимущества. В связи с этим возникает необходимость в эффективном управлении знаниями (УЗ) и создании систем поддержки этого процесса на таких предприятиях [1].
Основным ресурсом знаний предприятия — разработчика программного обеспечения является документация на ПО. Эти знания используются во всех основных технологических процессах такого предприятия: разработке проектной документации, разработке программных продуктов, документировании, тестировании, внедрении и сопровождении. Всю совокупность разрабатываемого на предприятии ПО можно рассматривать как основной компонент единой информационной системы, в которой информационные процессы и методы работы с информацией осуществляются с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций.
Система управления знаниями о программной продукции
Концепция разрабатываемой системы управления знаниями о программной продукции (СУЗПП) состоит в комбинации двух типов СУЗ, построенных с использованием компонент информационно-поисковых систем или систем искусственного интеллекта. Ключевым компонентом СУЗПП является подсистема поиска, обеспечивающая оперативный отбор и выдачу релевантной информации по запросам. Поиск информации производится не в хранилище документов, а в онтологической базе знаний, что позволяет учесть семантику информации, находящейся в документации на ПО, и повысить качество поиска. Используется комбинация синтаксического и семантического поиска, т. е. поиск выполняется в экземплярах онтологии с учетом их семантических свойств и связей.
Архитектура СУЗПП, основные участники процесса УЗ и их роли представлены на рис. 1.

Рис. 1. Архитектура СУЗПП и основные участники процесса УЗ


Основными компонентами СУЗПП являются:
  • онтология информационной системы (используется для описания информационных ресурсов с учетом семантики обрабатываемой информации);
  • подсистема поиска (выполняет поиск информации по запросам, навигацию, рубрицирование и визуализацию экземпляров онтологии информационной системы, обеспечивает обмен знаниями между пользователями СУЗПП при помощи механизмов комментирования и тегирования МД);
  • подсистема компоновки документов (выполняет формирование требуемых цельных документов в определенных форматах);
  • подсистема разграничения доступа (обеспечивает разграничение доступа к информационным ресурсам); подсистема целостности онтологии (обеспечивает целостность онтологии).
Методика создания СУЗПП и её проверка
Предложена методика создания СУЗПП, состоящая из следующих этапов:
  1. Предпроектный этап (обследование документации на ПО и других ресурсов знаний предприятия, обоснование необходимости создания СУЗПП, разработка технического задания);
  2. Проектный этап:
  • разработка онтологий информационной системы (выделение понятий и отношений между ними) [3];
  • наполнение онтологий (перевод документации на ПО на модульную структуру, создание экземпляров, заполнение свойств и формирование отношений между экземплярами);
  • программная реализация (организация автоматизированной обработки и поиска информации по запросу, разработка шаблонов документов);
  • разработка документации на СУЗПП;
  • разработка стандарта, регламентирующего правила работы с СУЗПП, и предложений по изменению существующих стандартов организации в связи с внедрением СУЗПП [2].
  1. Этап внедрения:
  • проведение опытных испытаний;
  • обучение персонала;
  • ввод в действие стандартов;
  • ввод системы в промышленную эксплуатацию.
  1. Этап сопровождения (анализ функционирования, выявление проблем, внесение изменений в СУЗПП и стандарты организации).
Предложенная методика прошла проверку на предприятии ЗАО «Петер-Сервис» в 2012 году, которая является ведущим разработчиком решений для телекоммуникационной отрасли, специализируясь на разработке, внедрении и обслуживании OSS/BSS систем для крупных операторов связи. Документация на ПО содержит около 90 % всей информации о разрабатываемых в компании программных продуктах, объем документации составляет более 40000 страниц текстовой информации.
Технологической платформой СУЗПП является продукт Microsoft SharePoint 2010. СУЗПП реализуется в виде Web-портала, в пределах одного узла SharePoint.
Онтология документации на ПО реализована на основе библиотеки документов Microsoft SharePoint. Для каждого концепта (вида МД) онтологии документации на ПО создан тип контента (Content Type) со своим набором столбцов (атрибутов). На сегодняшний день в онтологии документации на ПО выделено около 100 концептов и 7 типов отношений, создано около 52000 экземпляров. Объем документации на ПО, переведенный на компонентную структуру, составляет примерно 60 % (более 23000 страниц текстовой информации). В основе онтологии функциональностей лежит карта бизнес-процессов модели eTOM (enhanced Telecom Operations Map), разработанной международной некоммерческой организацией TeleManagement Forum. Онтология функциональностей реализована на основе набора терминов управляемых метаданных Microsoft SharePoint. В онтологии функциональностей создано около 600 экземпляров. Онтология продукции реализована на основе списков Microsoft SharePoint. Онтология продукции содержит около 5000 экземпляров.
Для оценки результативности и эффективности применения СУЗПП были выбраны данные из системы учета трудозатрат и системы учета и обработки дефектов. Анализ данных выполнялся за одинаковые периоды (первое полугодие 2011 года и первое полугодие 2012 года) до и после внедрения СУЗПП. Внедрение СУПП в базовые процессы предприятия — разработчика ПО дало следующие результаты:
  • повышение качества базовых процессов: процесса проектирования и разработки ПО на 25 %, процесса сопровождения ПО на 26 %.
  • получение качественного улучшения документации на ПО за счет появления новых потребительских свойств (добавлен гипертекст, метаинформация, автоматическое формирование документов);
  • повышение качества процесса поиска информации о программной продукции (повышены показатели полноты и точности поиска на 44 % и 5 % соответственно);
  • уменьшение трудозатрат на разработку документации на ПО (по подсистемам до 20 %, полностью генерируемой общей документации по группам продуктов до 90 %);
  • уменьшение трудозатрат на сопровождение ПО (среднего времени на анализ и выработку решения по сообщению с ошибкой на 26 %, среднего времени на ответ по сообщению с вопросами по эксплуатации ПО на 33 %).
Заключение
В статье рассмотрена методика создания системы управления знаниями о программной продукции. Показано, что быстрый и удобный доступ к знаниям, которые используются и создаются в базовых процессах предприятия — разработчика ПО, играет первостепенную роль, поскольку позволяет значительно повысить качество и эффективность данных процессов.

Литература:
              1. Дмитриев, П. И. Управление знаниями в системе менеджмента качества предприятия — разработчика программного обеспечения / П. И. Дмитриев, Л. П. Вершинина, Н. И. Лычагин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Информатика. Телекоммуникации. Управление». — 2012. — № 4. — С. 61–66.
              2. Дмитриев, П. И. Внедрение процесса управления знаниями в базовые процессы жизненного цикла программных средств / П. И. Дмитриев, Л. П. Вершинина // Качество. Инновации. Образование. — 2012. — № 10. — С. 24–28.
              3. Дмитриев, П. И. Онтологическая модель системы управления знаниями инфокоммуникационной системы / П. И. Дмитриев // Телекоммуникации. — 2011. — № 12. — С. 8–13.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, программная продукция, программное обеспечение, информационная система, онтология документации, поиск информации, текстовая информация, BSS, базовый процесс предприятия, основной участник процесса УЗ.

Похожие статьи

Основные возможности Microsoft SharePoint 2010 для построения...

...программная продукция, программное обеспечение, знание, поиск информации, онтология документации, текстовая информация, информационная система, базовый процесс предприятия, основной участник процесса УЗ, BSS.

Система управления знаниями предприятия – разработчика...

Основным ресурсом знаний предприятия – разработчика программного обеспечения является документация на программное обеспечение

Поиск информации производится не в хранилище документов на ПО, а в онтологии инфокоммуникационной системы.

Программное обеспечение для автоматизации...

Системное программное обеспечение организует процесс обработки информации на компьютере. Основную его часть составляет операционная система (ОС).

Обзор средств автоматизированного извлечения знаний и их...

Программное средство извлечения знаний должно выполнять следующие функции и удовлетворять условиям: · анализ и поиск закономерностей в архиве. · автоматизированное извлечение знаний.

Рассмотрим основные системы извлечения знаний.

Анализ эффективности внедрения информационной системы на...

Ключевые слова: программное обеспечение, информационная система. Эффективность деятельности любого большого или малого предприятия находится в большой зависимости от информационного обеспечения.

Проектирование онтологической модели...

– закономерности протекания хозяйственных процессов, – правовую среду

Онтология информационно-аналитической системы спроектирована в программном продукте Protege 4.3. Основная база онтологии — структура классов и их отношений.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

Информационное обеспечение автотранспортных систем.

Интегрированность с другими программными продуктами.

Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

Анализ существующего программного обеспечения для...

Ключевые слова:IT, программное обеспечение, автоматизация, Hardware Inspector, «Предприятие 1С», АС «КОРУС».

Эта программа позволяет всегда быть в курсе всей информации о компьютерном парке компании, получать разнообразные отчеты, планировать...

О создании информационной системы для управления...

Рассматривается примеры применения информационной системы предприятия для проведения

[3]. Перейдем к рассмотрению краткой характеристики основных процессов нефтедобывающего предприятия.

3. Информатика. Базовый курс /Симонович С. В. и др.

Похожие статьи

Основные возможности Microsoft SharePoint 2010 для построения...

...программная продукция, программное обеспечение, знание, поиск информации, онтология документации, текстовая информация, информационная система, базовый процесс предприятия, основной участник процесса УЗ, BSS.

Система управления знаниями предприятия – разработчика...

Основным ресурсом знаний предприятия – разработчика программного обеспечения является документация на программное обеспечение

Поиск информации производится не в хранилище документов на ПО, а в онтологии инфокоммуникационной системы.

Программное обеспечение для автоматизации...

Системное программное обеспечение организует процесс обработки информации на компьютере. Основную его часть составляет операционная система (ОС).

Обзор средств автоматизированного извлечения знаний и их...

Программное средство извлечения знаний должно выполнять следующие функции и удовлетворять условиям: · анализ и поиск закономерностей в архиве. · автоматизированное извлечение знаний.

Рассмотрим основные системы извлечения знаний.

Анализ эффективности внедрения информационной системы на...

Ключевые слова: программное обеспечение, информационная система. Эффективность деятельности любого большого или малого предприятия находится в большой зависимости от информационного обеспечения.

Проектирование онтологической модели...

– закономерности протекания хозяйственных процессов, – правовую среду

Онтология информационно-аналитической системы спроектирована в программном продукте Protege 4.3. Основная база онтологии — структура классов и их отношений.

Информационное обеспечение автотранспортных систем

Информационное обеспечение автотранспортных систем.

Интегрированность с другими программными продуктами.

Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

Анализ существующего программного обеспечения для...

Ключевые слова:IT, программное обеспечение, автоматизация, Hardware Inspector, «Предприятие 1С», АС «КОРУС».

Эта программа позволяет всегда быть в курсе всей информации о компьютерном парке компании, получать разнообразные отчеты, планировать...

О создании информационной системы для управления...

Рассматривается примеры применения информационной системы предприятия для проведения

[3]. Перейдем к рассмотрению краткой характеристики основных процессов нефтедобывающего предприятия.

3. Информатика. Базовый курс /Симонович С. В. и др.