Библиографическое описание:

Лобачева А. М. Научно-исследовательская деятельность в процессе изучения информатики [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 18-19.

При современном темпе развития информационных технологий все чаще возникают сложности в обучении школьников такому предмету как информатика. Информатика – это наука, до сих пор, находящаяся в становлении и развитии, поэтому необходимо использовать в обучении информатике прикладную направленность, которая должна способствовать формированию и развитию значимых знаний, умений и навыков.

Одним из подходов к решению этой проблемы может стать побуждение учащегося к самообучению, поиску и использованию недостающих знаний и других ресурсов, умению осваивать новые технологии и ориентироваться в информационных потоках, что требует внедрения научно-исследовательской деятельности в процесс обучения.

Например, при изучении темы о строении компьютера или программного обеспечения, можно привлечь ученика к поиску новейших разработок производителей системного «железа», их преимуществ и недостатков в отличие от более ранних.

Тем самым учитель, введя исследовательскую деятельность, побуждает учащихся тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми они сталкиваются, и уметь ставить перед собой реальные задачи в понятной форме. Учитель выступает в качестве координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегая директивных приемов. Старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать критическое и творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

В процессе выполнения исследовательской работы используются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Все это помогает развивать как успешного, так и менее успешного ученика.

Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Рефлексия поможет понять свои сильные и слабые стороны, скоординирует движение вперед к достижению поставленной цель. Во время решения исследовательской задачи учащийся обязательно столкнется с проблемой отсутствия готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему придется самостоятельно искать решение для поставленной задачи. При выполнении исследовательских задач между учеником и учителем возникают партнерские отношения, которые имеют немаловажное значение, за счет системы систематических встреч в обсуждении проблем. Очень важным на каждом этапе является создание ситуации успеха. Даже когда успехи более чем скромные, они должны быть отмечены. Это помогает воспитывать уверенность в себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный.

Используя элементы научно-исследовательской работы в учебном процессе, мы решаем многие задачи, поставленные перед учителем информатики. Создаем условия для формирования элементов информационной культуры учащихся, создаем условия для овладения навыками самообразования и саморазвития, способствуем умению использовать текстовые и графические редакторы, цифровые ресурсы, даем возможность интегрировать информатику с другими предметными областями, и самое немаловажное создаем условия для выявления одаренных учащихся.

Исследовательская работа может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся.

Работая один, учащийся овладевает знаниями в своем темпе, выбирает индивидуальный маршрут изучения поставленной задачи сам, это позволяет учителю видеть те трудности, с которыми он сталкивается, и своевременно оказывать ему необходимую помощь в работе. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные задачи, для менее успевающих можно поставить задачи попроще.

При работе в группе возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе, работающем над одной задачей.

Для приобретения завершенного вида, работа ученика должна быть представлена перед заинтересованной аудиторией. Одним из вариантов представления работы может быть выступление на уроке- семинаре, участники услышат мнение о своей работе и комментарии других участников. Представляя результаты своей работы, ученики могут наглядно представить элементы системного «железа», если это является предметом исследования и представляется возможным. Использование презентаций с помощью мультимедийных технологий, также способствует усвоению учебного материала по теме их применения.

Исследовательская работа является одним из инструментов развития метапредметных умений, позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету, учит публично представлять результаты работы на конференциях и семинарах. Привлекая учащихся к исследовательской работе, не следует забывать и том, что она имеет также важное воспитательное значение.


Литература:

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.

  2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  3. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle