Библиографическое описание:

Лобачева А. М. Научно-исследовательская деятельность в процессе изучения информатики [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 18-19.

При современном темпе развития информационных технологий все чаще возникают сложности в обучении школьников такому предмету как информатика. Информатика – это наука, до сих пор, находящаяся в становлении и развитии, поэтому необходимо использовать в обучении информатике прикладную направленность, которая должна способствовать формированию и развитию значимых знаний, умений и навыков.

Одним из подходов к решению этой проблемы может стать побуждение учащегося к самообучению, поиску и использованию недостающих знаний и других ресурсов, умению осваивать новые технологии и ориентироваться в информационных потоках, что требует внедрения научно-исследовательской деятельности в процесс обучения.

Например, при изучении темы о строении компьютера или программного обеспечения, можно привлечь ученика к поиску новейших разработок производителей системного «железа», их преимуществ и недостатков в отличие от более ранних.

Тем самым учитель, введя исследовательскую деятельность, побуждает учащихся тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми они сталкиваются, и уметь ставить перед собой реальные задачи в понятной форме. Учитель выступает в качестве координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегая директивных приемов. Старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать критическое и творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

В процессе выполнения исследовательской работы используются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Все это помогает развивать как успешного, так и менее успешного ученика.

Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Рефлексия поможет понять свои сильные и слабые стороны, скоординирует движение вперед к достижению поставленной цель. Во время решения исследовательской задачи учащийся обязательно столкнется с проблемой отсутствия готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему придется самостоятельно искать решение для поставленной задачи. При выполнении исследовательских задач между учеником и учителем возникают партнерские отношения, которые имеют немаловажное значение, за счет системы систематических встреч в обсуждении проблем. Очень важным на каждом этапе является создание ситуации успеха. Даже когда успехи более чем скромные, они должны быть отмечены. Это помогает воспитывать уверенность в себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный.

Используя элементы научно-исследовательской работы в учебном процессе, мы решаем многие задачи, поставленные перед учителем информатики. Создаем условия для формирования элементов информационной культуры учащихся, создаем условия для овладения навыками самообразования и саморазвития, способствуем умению использовать текстовые и графические редакторы, цифровые ресурсы, даем возможность интегрировать информатику с другими предметными областями, и самое немаловажное создаем условия для выявления одаренных учащихся.

Исследовательская работа может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся.

Работая один, учащийся овладевает знаниями в своем темпе, выбирает индивидуальный маршрут изучения поставленной задачи сам, это позволяет учителю видеть те трудности, с которыми он сталкивается, и своевременно оказывать ему необходимую помощь в работе. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные задачи, для менее успевающих можно поставить задачи попроще.

При работе в группе возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе, работающем над одной задачей.

Для приобретения завершенного вида, работа ученика должна быть представлена перед заинтересованной аудиторией. Одним из вариантов представления работы может быть выступление на уроке- семинаре, участники услышат мнение о своей работе и комментарии других участников. Представляя результаты своей работы, ученики могут наглядно представить элементы системного «железа», если это является предметом исследования и представляется возможным. Использование презентаций с помощью мультимедийных технологий, также способствует усвоению учебного материала по теме их применения.

Исследовательская работа является одним из инструментов развития метапредметных умений, позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету, учит публично представлять результаты работы на конференциях и семинарах. Привлекая учащихся к исследовательской работе, не следует забывать и том, что она имеет также важное воспитательное значение.


Литература:

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения). / Сборник статей "Исследовательская деятельность учащихся". - М., 2003.

  2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  3. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7.


Основные термины: процессе изучения информатики, Формирование исследовательской компетентности, Исследовательская деятельность учащихся, исследовательской компетентности студентов, исследовательской задачи учащийся, Исследовательская работа, процессе выполнения исследовательской, системного «железа», выявления одаренных учащихся, информационной культуры учащихся, координатора исследовательской деятельности, алгоритмов решения задачи, учащихся проблемой, формированию исследовательской культуры, школьном курсе информатики, учащихся тонко, карта урока информатики, работа ученика должна, общении учащихся, группой учащихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle