Библиографическое описание:

Явич М. П. Концепция создания интеллектуальных компьютерных игр для детей дошкольного возраста [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 163-165.

На личность сегодняшнего дошкольника оказывает значительное влияние бурное развитие ИКТ и компьютерных технологий. Уже в возрасте 3 лет ребенок начинает интересоваться компьютерными устройствами, которые он видит дома. Процесс развития ребенка можно определить как две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и вторую – стадию формирования процессов саморегуляции [1]. Уже в возрасте 4-5 лет дошкольник понимает, что, используя компьютер, он может стать участником игрового процесса. Это приводит к изменению его желаний и, как следствие, метода воспитания. Учитывая, что воспитание это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, который является в данном случае объектом, необходим достаточно продуманный подход со стороны родителей и педагогов в выборе компьютерных игр, оценивая их положительные и отрицательные стороны[2,3]. Большинство из находящихся в коммерческой продаже не обладают дружественным интерфейсом, имеют ярко выраженную агрессивность в содержание. С одной стороны это приводит к появлению у ребенка агрессивности, враждебности, что может проявляться в его поведении. С другой стороны, в компьютерной игре он может выражать реакцию на уже имеющиеся у него агрессивные импульсы, чувство гнева, злость – все, что не одобряется его окружением. Игра может стать формой эскапизма, с появлением компьютерной зависимости, способом ухода от действительности, беспомощностью ребенка. К сожалению, подобного типа игры наиболее рейтинговые [4].

Все вышесказанное говорит о необходимости создания для дошкольника другого типа игр с высоким интеллектуальным уровнем (ИИ) [5], позволяющие расширение возможностей ИКТ в воспитании ребенка; повышение его интеллектуального уровня на основе ИКТ и компьютерных технологий; развитие у него логического мышления; создание условий для самостоятельной его творческой работы (желательно под надзором взрослых); получение ребенком интеллектуальной мультимедийной информации о различных странах, обычаев народов, явлениях природы и т.д.; дать ребенку информацию и возможность услышать в игровой форме различные языки разных народов мира; проводить с ребенком занятия по родному языку с указанием конкретных лингвистических ошибок; проводить с ребенком занятия по иностранным языкам основываясь на выборе родителей в зависимости от его национальности и места проживания; в более старшем дошкольном возрасте начинать обучения его алфавиту, чтению, цифрам, простейшим арифметическим операциям; дать ему возможность более глубокого изучения компьютерных технологий, научить использовать простейшие компьютерные программы [6].

При отборе и подготовке подобных ИИ следует учитывать дидактические критерии сложности и трудоемкости. Компьютерные дидактические интеллектуальные игры являются одним из видов компьютерных обучающих программ, в которых должны сочетаться учебные и игровые цели. Необходимо соблюдать и другие дидактические критерии, такие, как доступность и годность выбранной формы материала, научность, наглядность, последовательность обучения. Ребенка надо заинтересованность, необходимо единство воспитательных и развивающих функций обучения, структурно-функциональную связываемость, целостность и непрерывность дидактического цикла обучения, сравнительно небольшой объем предлагаемого материала. Основной принцип при разработке - глубокая проработка материала, представление его в таком виде и с таким интерфейсом, которые позволили бы ребенку наиболее эффективно использовать ИИ. Особенное внимание следует уделять креативности игрового материала. Необходимо не нарушать желание ребенка к творчеству, к новаторству, к поиску своего «Я». Креативность среды один из основных факторов способствующих умственному развитию ребенка, наряду и с когнитивностью. Необходимо наличие программ, которые позволяют контролировать самим ребенком его знаний и умений. Эти системы должны обладать особым уровнем интеллекта, чтобы не оттолкнуть ребенка от желания их использовать. ИИ должны быть ориентированы на психологические особенности ребенка дошкольного возраста с учетом специфических национальных особенностей, традиций, лингвистических и языковых систем.

В определенной мере в ИИ должно присутствовать тестирование. Это позволяет приучить ребенка к использованию данного метода, что будет необходимо ему в старшем возрасте. Тесты должны быть простыми, хорошо составленными, понятными ребенку, учитывать национальные традиции и окружение. Например: наряду с вопросом какого цвета небо (ответы: синее, голубое, зеленное, бесцветное) или какого цвета река или море (голубое, серое, белое, коричневатое), предлагаются более сложные, например, для грузинских детей, кто автор «Витязя в тигровой шкуре», также 3-4 ответа, покажите его, на десктопе появляются портреты и т.д.

ИИ должны соответствовать разработанным психологами системам эстетических, эргономических, психолого-педагогических и технико-экономических требований. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму, цветовую палитру, яркость и контрастность изображения на экране монитора. Цвета необходимо подбирать насыщенные, контрастные по отношению друг к другу, естественных оттенков, встречающихся в природе. Необходима тщательная проработка дизайна. Ничего не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций, Необходимо соблюдение рекомендуемых санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером в этом возрасте.

Разработанная концепция дает возможность создавать ИИ необходимые для умственного и интеллектуально развития детей, способные оградить их от пагубного влияния на психику большинства существующих на рынке компьютерных игр, не109.


Литература:

  1. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет // Мир психологии. - 2002. -№ 1. - С. 121-126. 2.Зворыгина Е. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. -1990. №6 — С.94-102. 3.Корецкий В. Компьютерные игры и нравственный выбор // Информатика и образование. -1989. №2. - С. 119-121.

  2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал, № 1, 2004, с. 90-100. 5. Subrahmanyam K., Kraut R. E., Greenfield P.M., Gross E.F. The impact of home computer use on childrens activities and development // Available as [WWW document] URL www.futureofchildren.org/urs_doc/ 6.Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003, с. 358-361.


Основные термины (генерируются автоматически): компьютерных игр, компьютерных технологий, ИИ должны, Концепция моделирования жизненного, цикла создания автоматизированных, жизненного цикла создания, моделирования жизненного цикла, создания автоматизированных систем, Концепция создания, ребенка дошкольного возраста, подготовке подобных ИИ, дидактические критерии, создания интеллектуальных компьютерных, Процесс развития ребенка, умственному развитию ребенка, ребенка отрицательных эмоций, ребенка агрессивности, ребенком занятия, выборе компьютерных игр, личность ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle