Библиографическое описание:

Явич М. П. Концепция создания электронных обучающих средств для школьников младших классов [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 162-163.

Целью разработки концепции создания электронных обучающих средства (ЭОС) для школьников младших классов является повышение уровня знаний и интеллекта школьника благодаря: появлению условий для самостоятельного изучения учебного материала в удобном для него месте и времени; более глубокой индивидуализации обучения и обеспечения условий для его вариантностей; развитие как образного, так и логического мышления; возможности использования мультимедийных информационных материалов; возможности автоматической генерации большого колличества различных заданий и контроля и более объективной оценки знаний ,благодаря автоматизированному контролю; возможности обучения поиску информации в различных поисковых системах; возможности точного определения индивидуальных особенностей каждого учащегося, благодаря вариативности материала и обратной связи; возможности использования в учебном процессе технологий мультимедия и гипертекстовых систем. ЭОС должны отвечать следующим дидактическим требованиям: научность, доступность, наглядность, системность и последовательность в обучении, возможность заинтересовать ребенка и его сознательнательное желание учиться, высокое качество в освоении знаний, единство образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения, возможность индивидуального обучения и высокая адаптивность в обучение в зависимости от развития ребенка, обеспечение целостности и непрерывности дидактического цикла обучения, максимальное использование компьютерного учебного материала при его сравнительно небольшом объеме, учитывая особености возраста.

ЭОС должны быть ориентированы на психологические особенности детей младшего школьного возраста [1], с учетом специфических национальных особенностей, традиций, лингвистических и языковых систем и соответствовать эстетическим, эргономическим и технико-экономическим требованиям.

ЭОС – средство дополнительного образования в виде электронного издания для локального использования, выпускаемое в ограниченном тираже в виде идентичных экземпляров и не являеться электронным аналогом соответствующих традиционных учебников. ЭОС разрабатывается на основе средств программирования, гипертекстовых технологий, мультимедийных технологий и может сочетать в себе все вышеперечисленные средства в самых различных соотношениях. ЭОС разработанная на основе интеллектуальных технологий способна к определению ошибочных либо недостаточных знаний школьника, позволяет обучать его на высоком уровне, контролировать его знания и в случае необходимости давать ему дополнительные объяснения соответствующего раздела (которые школьник недостаточно усвоил), адаптировать процесс обучения ,исходя из индивидуальных особенностей с учетом умственного развития и интеллектуальных особенностей каждого ребенка. В этом случае ребенок не только получает знания и контролируется их усвоение, но и имеется возможность дать ему (в случае недостаточного уровня усвоения) дополнительные пояснения, определить пробелы в обучении. Материал, заложенный в ЭОС, должен быть систематизирован и структурирован, учитывать межпредметные особенности изучаемого в школе материала. Последовательность подачи должно быть аргументировано и логично, способствовать прочности усвоения как школьных знаний, так и расширения интеллектуального кругозора ребенка. При разработке ЭОС наиболее целесообразно использование программных средств Microsoft Word и Microsoft PowerPoint основного пакета MS Office.

Учитывая, что обучаемый это ребенок 7-11 лет с еще формирующейся психикой, из семей с различным уровнем образованности, имеющий разные, генетические заложенные, умственные способности и интеллект, ЭОС должны способствовать постепенному, но постоянному развитию детей. Материал, заложенный в ЭОС, является средством дополнительного образования и не должен противоречить основным целям обучения ребенка, использование ЭОС должно быть сугубо индивидуальным и расчитано на детей с различным уровнем развития. Его использование не должно вызвать у ребенка чувства противоречия. Внедрение ЭОС должно быть ступенчатым, деликатным при наличии высококвалифицированного педагога, который способен правильно преподнести необходимость использование ЭОС, заинтересовав большинство учеников. Для детей этого возраста педагог фактически должен быть не только учителем, но и психологом, который может быстро и адекватно отреагировать на любые проблемы ребенка в процессе обучения [2].

Соблюдение дидактических принципов применимости материала [3], его доступности для детей разного уровня, новизны, пригодности для ребенка способствует более успешному развитию. При создании ЭОС необходимо учитывать ряд специфических требований: адаптивность курса, интерактивность самого обучения – интерактивный диалог на родном языке, четкий контроль знаний, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации, как средства повышения интеллектуального уровня ребенка в процессе обучения. Разрабатываемые ЭОС должны обладать когнитивностью [4]. Использование в процессе обучения контролирующих систем наиболее эффективный путь к повышению уровня восприятия и переработки информации и, как следствие, эффективности обучения. В случае использования компьютерных технологий повышается достоверность оценки полученных знаний, определяется действительный уровень школьника, независимо от случайных факторов и субъективных позиции учителя. Необходимо создание креативности учебного процесса. При использовании ЭОС основной упор делается на творческую работу ребенка, возможно с использованием методик эвристического образования. Трудности с проблемой интефейса креативной среды не должны стать барьером, возникающим перед ребенком, наоборот, в случае наличия у педагога высокого уровня знаний, креативная среда может явиться одним из решающих факторов в развитии умственных способностей и интеллекта ученика. Для этого необходима талантливая система тестирования – подбор вопросов, их формулировок и интерпретации ответов, что позволяет получить наиболее полную и достоверную оценку знаний ребенка. Использование в процессе обучения младшеклассника ЭОС является основным средством для облегчения усвоения и понимания наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, более глубокого понимания, как программного учебного материала, так и освоенного в результате применения компьютерных технологий, используя генетически заложенные умственные и интеллектуальные свойства ребенка и их развития.

ЭОС должны соответствовать существующим методологическим требованиям [5,6]. В основе эргономики должно быть наличие дружественного интерфейса, отсутствие элементов отрицательного воздействия на психику (цветовые гаммы, агрессивность текста, непонятность алфавитных и цифровых обозначений). При создании ЭОС необходим учет психологических и санитарно-гигиенических требований при работе с компьютерами для детей данного возраста. При соблюдении всех принципов заложенных в вышеизложенную концепцию, ЭОС становиться мощным средством интеллектуального уровня ребенка.


Литература:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб. - М.: Владос, 2003. - 368 с.

  2. Вачков И.В. Самосознание учителей и учащихся: полисубъектный подход: Монография. - М.: Издательство СГИ, 2000. - 114 с.

  3. ХуторскойА.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе –М. Бином, 2009.-152с.

  4. Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность как основа личностного развития // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, т.6 ,2003. с.503-507.

  5. Абраменко А.И. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. 2000. -№10. - С.26-37.

  6. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения / Сост. З.П. Малева. Челябинск: Изд-во «Околица»; Челябинский институт дополнительного профессионального образования педагогических работников. — Челябинск, 2002. - 127 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle