Библиографическое описание:

Борисенко И. Г. Инновации в организации учебного процесса с учетом формирования профессиональных компетенций [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 60-62.

Рассматриваются инновации в организации учебного процесса и методическом обеспечении при преподавании начертательной геометрии на основе компетентностного подхода с учетом формирования профессиональных компетенций по государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, высшее профессиональное образование, начертательная геометрия, компьютерные технологии, рабочая тетрадь.

С 70-х годов прошлого века в США и ряде стран Европы широко используется идея и термин «компетентность». К областям развития компетентности отнесены учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды и. т. д. Симпозиум «Ключевые компетенции для Европы», проведенный Советом Европы в Берне в 1996 году определил идеи интегрированного развития компетентности.

Российское общество сегодня предъявляет все более высокие требования к подготовке специалистов, приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям, а это требует совершенствования всей системы высшего образования.

Концепция модернизации российского образования определяет компетентностный подход, как одно из важных концептуальных положений разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с учетом предыдущего опыта и рекомендаций Болонской декларации, принятой в 1999 году. В декларации сформулирован ряд целей, достижение которых, по мнению участников Болонского процесса, позволят создать единое взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования [2].

Определение понятия «профессиональная компетентность» в системе образования предложенное Ю.Г. Татур: «Компетентность специалиста – это проявление на практике его стремлений и способности (готовности) реализовать свой потенциал знаний, умения, опыт личные качества и др. для успешной творческой (продуктивной ) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [11]. Однако споры по осмыслению определения понятий «компетенции», «профессиональная компетентность» ведутся до сих пор, что обусловлено, прежде всего, особенностями структуры деятельности специалистов различных профессиональных областей. Однако, объединяющей характеристикой данного понятия остается степень сформированности у специалистов единого комплекса знаний, умений и навыков, а также ответственности и ценностного отношения в профессиональной и социальной деятельности [7].

Компетентностный подход является основой разработки профессиональных стандартов нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса «на студентоцентрированный характер» [1].

Основными единицами профессиональных стандартов должны стать две основные группы компетенций   надпрофессиональные (ключевые) и профессиональные, формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [1]. Актуальной является проблема развития самообразовательной деятельности студентов, являющейся основой формирования их профессиональных компетенций [7].

В процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам, при разработке методического сопровождения используются различные предметно знаковые системы, оказывающие поддержку преподавателю путем создания и реализации соответствующих средств и условий для достижения результата – приобретения компетентностей.

При внедрении новых образовательных стандартов с учетом формирования у обучающихся профессиональных и надпрофессиональных компетентностей методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник для повышения эффективности обучения студентов, в первую очередь за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы [8].

Постоянно растущий объем предлагаемых студентам знаний при уменьшении часов аудиторных занятий требует оптимизации времени учебного процесса.

Начертательная геометрия, являющаяся «грамматикой языка техники» [10], как писал В. И Курдюмов: «…так как она учит нас правильно читать чужие и излагать наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками, как элементами всякого изображения. Кроме этого, изучение ее является лучшим средством развития нашего воображения, а без достаточно развитого воображения немыслимо никакое серьезное техническое творчество, т.е. проектирование" [10], составляет основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для дальнейшего изучения графических и специальных дисциплин. Рассматривая проблему повышения качества при обучении начертательной геометрии, одной из общепрофессиональных инженерных дисциплин, нельзя исключить такие важные составляющие процесса как деятельность и творческое саморазвитие личности [4].

Для реализации задач, которые ставит современное общество пред высшей школой и учитывая изложенные выше проблемы на кафедре начертательной геометрии (НГЧ) Сибирского федерального университета (СФУ) проводится поиск и внедрение новых форм обучения.

Эффективность изучения начертательной геометрии и инженерной графически в значительной степени можно повысить за счет использования новых информационных технологий, наибольшую же эффективность принесет использование трехмерной компьютерной графики и анимации. На кафедре разработаны методические материалы с использованием трехмерной графики. Мультимедийное обеспечение лекций не только дает возможность разнообразить иллюстративный материал, но, благодаря использованию новых технологий, преобразивших традиционную форму обучения, становится более привлекательной, позволяет студентам представить и понять сложный теоретический материал. Лекции проходят более разнообразно, вызывая повышенный интерес аудитории, что формирует повышение познавательной активности студентов. Использование анимации и электронных слайдов способствует повышают у студентов осознание отображения различных пространственных объектах на плоскости, развитию пространственного мышления и повышают уровень усвоения рассматриваемого материала.

Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь, издаваемая типографским способом. Тетрадь, содержащая графические условия предлагаемых задач, разработана на основе учебного пособия, в котором подробно объясняется методика решения задач с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [6], так и в учебном пособии (курс лекций) [5]. Таким образом, студенты имеют возможность по ссылке на страницу в тетради быстро посмотреть и вспомнить те понятия, которые уже встречались ранее. Если возникает необходимость более подробно рассмотреть теоретические вопросы, то могут обратиться к учебнику на ту страницу, ссылка на которую указана в пособии. Студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы, как способа расширения круга знаний.

В настоящее время около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу. Поэтому использование рабочей тетради на практических занятиях приобретает особое значение. Оно способствует синхронному решению максимального количества задач на доске и в тетради, так как полностью исключается неточность копирования студентами исходных данных, а также экономится время студента при самостоятельном решении задач дома, даёт возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.

При коллективном решении задач в аудитории создается атмосфера творчества, диалога, происходит общение как между студентами и преподавателем, так и между студентами по заданной тематике, что формирует такие качества как коммуникабельность и сотрудничество, являющиеся надпрофессиональными компетенциями.

Наряду с «традиционными» предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений, что исключает возможность дублирования решений задач, так как одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причем, перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь её решения. Это ведет к развитию индивидуализации и творческого начала, формирует познавательную активность студентов.

Как показала практика, применение в процессе обучения трехмерной компьютерной графики, анимации, использование рабочей тетради, разработанной в совокупности с учебным пособием, способствует более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления.

В результате повысилась эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам, а также их успеваемость, не смотря на слабую первоначальную подготовку.

Разработка современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании начертательной геометрии, инженерной графики и других инженерных дисциплин, позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности [9]. Все это, в совокупности, способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста и бакалавра отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.


Литература:

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов, как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Метод. пособие., М.: 2006,   55 с.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

3. Громкова, М. Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых &#;Текст&#; : учеб. пособие для системы доп. проф. образования: учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 495 с.

4. Грачева, С. В., Виткалов, В. Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Сб: Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. – Саратов. 2001. – С. 102 – 104.

5. Дергач В. В. Начертательная геометрия: курс лекций / В. В. Дергач, А. К. Толстихин, И. Г. Борисенко. – Красноярск, Сибирский федеральный ун-т; 2011. – 127 с.

6. Дергач В. В. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост: В. В. Дергач, И. Г. Борисенко, А. К. Толстихин. – Кр-ск: ИПЦ СФУ, 2009. – 55 с.

7. Звягинцева, Н. Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Научный журнал «Синергетика образования», выпуск 15, Армавир, 2009.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования &#;Текст&#; : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – М. ; Воронеж, 2003. – 480 с.

9. Зимняя, И. А. Культура, образованность, профессионализм специалиста &#;Текст&#; / И. А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 156.

10. Курдюмов, В. И. Курс начертательной геометрии «Проекции ортогональные» Издательство Петербургского института инженеров путей сообщения, СПб, 1985

11. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская помощь. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle