Библиографическое описание:

Лисицина Я. Ю. «Беспредметные элементы» в архитектурном формообразовании Якова Чернихова [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 117-119.

Архитектор-художник Яков Георгиевич Чернихов (1889-1951 гг.) оставил, помимо огромного наследия в виде оригинальных архитектурных композиций, неповторимый авторский педагогический метод, в основе которого лежит развитие творческого пространственного мышления при помощи комбинаторики «беспредметных элементов». Метод Чернихова выделяется среди множества авангардистских учений, концепций, манифестов творчества тем, что материализован в серии опубликованных трудов, фиксирующих результаты его художественно-пропедевтического творчества. Труды Чернихова - это не просто удивительные книги эпохи авангарда, выражающие интеллектуальный и эмоциональный настрой автора, но и педагогический труд, призванный обучать графике и архитектуре по уникальному методу «творческого сочинительства», в основе которого лежит оперирование беспредметными элементами. Чернихова нельзя назвать апологетом какого-либо из конкретных авангардных течений 1920-1930-х гг. Обладая великолепным разносторонним образованием (он учился и окончил в Академии Художеств различные факультеты и курсы: живописный, педагогический, архитектурный), и имея обширную педагогическую практику, он, отталкиваясь от орнаментального построения, и, принимая во внимание все достижения т.н. «левых течений», разработал уникальную систему обучения начертательной графике, которая, в дальнейшем, трансформировалась в личный метод архитектурного формообразования. Эволюцию теоретической части этого метода и сопровождающего ее иллюстративного материала можно проследить по опубликованным книгам Я. Чернихова, таким, как: «Искусство начертания» (1927 г.), «Основы современной архитектуры» (1-я редакция – 1930 г., 2-я – 1931 г.), «Орнамент. Композиционно-графические построения» (1930), «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933). Можно утверждать, что авторский метод Я. Чернихова – это единая, сложно развивающаяся структура, эволюция и трансформация которой хорошо прослеживается по его книгам, которые последовательно и логично раскрывают различные аспекты и пласты подхода автора к архитектурной композиции. Суть метода в том, что при помощи комбинаторных беспредметных элементов, создаются абсолютно конкретные архитектурные формы. Чернихов, для достижения такого результата, считал важным именно преобладание воображения над натурой, поэтому предлагал сочинять, а не заниматься копированием. Яков Георгиевич полагал, что следует избавить учащегося от каких-либо условностей для развития «творческих особенностей», которые, по его мнению, заложены в каждом человеке: «Выявление творческих способностей человека – задача очень тонкая, трудная. Но если мы сумеем хорошо подойти, тогда убедимся, что научиться графически выражать свои представления можно так же легко, как научиться читать и писать.» [1, с. 15] В основе черниховского метода лежит доминирование установки на воображение, фантазию. Работы над «натурой» нет в принципе, потому что Яков Георгиевич считал, что нужно избавляться от каких-либо условностей с целью развития «творческих особенностей», которые заложены в каждом человеке. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений» [2, с.7]. Эти построения Чернихов предлагает осуществлять при помощи комбинирования, так называемых, «беспредметных элементов». Термин «беспредметность» он объясняет отличием подобных элементов от предметов, имеющих применение в практике (в жизни). При взаимодействии между собой, беспредметные элементы дают множество вариантов архитектурного формообразования. Чернихов низводит фигуры, которые составляют здание, до элементарных частиц, буквально расчленяя на составляющие, чтобы потом, с их помощью, создать новые вариации формы. Любую черниховскую композицию можно разбить на образовывающие ее геометрические формы. Яков Георгиевич опирается на то, что точные науки (математика, геометрия, механика) так же оперируют «отвлеченностями» (беспредметностями). Чернихов вводит понятие «впечатление» здания, подразумевая, что определенный набор из беспредметных элементов ассоциативно воспринимается как то или иное сооружение. Если представить, что черниховское архитектурное формообразование – это некий текст, то средством для написания такого текста являются именно «беспредметные» элементы. Сооружение можно создать, например, только при помощи параллелепипедов, или цилиндров, или линий. Это позволяет развить образно-пространственное мышление у учащегося, не сковывая его воображение и стремление к фантазированию, потому что именно беспредметные элементы дают огромное количество новых форм при поиске и построении архитектурных образов. Список комбинаторных средств, которые учавствуют в построении архитектурных объектов, обширен. Выявление полного состава беспредметных элементов является отдельной и очень непростой задачей, без которой невозможно уяснить существо метода архитектурного формообразования Я. Чернихова. Задача систематизации беспредметных элементов осложнена тем, что сам Яков Георгиевич предъявляет нам свои представления о составе и взаимосвязи беспредметных элементов - этих «монад» его творческого метода, довольно путано. Это вполне объяснимо – его метод, изложенный печатных трудах, постоянно развивался и усложнялся. И также непрерывно сам Яков Георгиевич уяснял для себя все новые и новые нюансы и структурировал свои представления. К сожалению, он не возвращался каждый раз к переосмыслению начальных преставлений, высказанных им в предыдущих книгах, не уточнял, не «исправлял» их, а просто излагал свои новые соображения. В итоге, накопилось немало противоречий, незаполненные смысловых или образных лакун, визуальный материал несколько расстыковывается с текстовым (порой отсутствуют иллюстрации под конкретные определения и упоминания, а, подчас, наоборот, - есть иллюстрации, но нет описаний под ними).

В своих трудах Я. Чернихов два раза свел беспредметные элементы в систематический вид: в «Основах современной архитектуры» в главе «Понятие о беспредметности и элементах беспредметности» (12 элементов). А также во втором разделе в книге «Основы современной архитектуры», где Чернихов распределяет беспредметные элементы по трем разделам: композициям линейного порядка, плоскостным композициям и пространственно-конструктивным задачам. [2, с. 26-31]

Множественные указания на беспредметные элементы рассыпаны Черниховым и по другим источника, например, в книге «Искусство начертания». Также мы встречаем перечисление «различных образных элементов» [2, с. 33], которые представляют собой локально упорядоченные группы, но в единую систему не сведены. Краткий список беспредметных элементов Я. Чернихов приводит и в «Конструкции архитектурных и машинных форм». Так, в разделе № 2 «Изучение конструктивизма» (глава 11 «Конструктивные фантазии»), перечислены: линия (прямая, кривая), плоскости, поверхности, тела (объемы). [3, с. 138] Кроме того, в этом труде также встречаются и другие перечисления беспредметных элементов, распределенных: по плоскостным конфигурациям, пространственным сочетаниям плоскостей, по поверхностям вращения и по объемам.

Таким образом, Я. Чернихов назвал 12 беспредметных элементов в «Основах современной архитектуры», дополнительно еще 5 элементов в разделах, посвященных линейным, плоскостным и пространственно-конструктивным композициям и 10 элементов в главе «Гармония объема» в «Основах современной архитектуры». Также, в его трудах, встречается значительное количество разрозненных указаний на другие беспредметные элементы. Задача сведения всего множества беспредметных элементов и принципов оперирования с ними в единую систематическую таблицу, на фоне этой массы упоминаний (часто, весьма тщательно упорядоченных, а порой даже не соотнесенных друг с другом), приобретает особую остроту и сложность. Но без ее решения невозможно понять «механику» процесса архитектурного формообразования по методу Якова Георгиевича Чернихова. Поэтому мы сочли необходимым, на основе изучения всех опубликованных трудов Я. Чернихова, свести все беспредметные элементы к одному списку. Все беспредметные элементы распределены в нем по четырем группам: «линии», «плоскости», «поверхности», «объемы» соответственно тому, как они применяются в трех разновидностях черниховских композиций: линейных, плоскостных и пространственно-конструктивных.

  1. Линейные

1.Прямые: ломаные, смешанные1. 2. Кривые

  1. Плоскостные

1.Правильные фигуры: плоскость, ограниченная правильной фигурой прямолинейного характера: прямолинейное очертание фигур с прямыми углами (квадрат, прямоугольник); прямолинейное очертание фигур с разными углами (треугольник). Плоскость, ограниченная правильной фигурой криволинейного характера: круг.

2.Неправильные фигуры: плоскость, ограниченная неправильной фигурой

прямолинейного характера (неправильный четырехугольник, ломаные плоскости, многоугольники), сложные криволинейные плоскости

  1. Пространственно-конструктивные

  1. Пространственные сочетания плоскостей: прямоугольно-правильные (ломаные пространственные плоскости, прямоугольно-конструктивные); овальные или круглые (овально-конструктивные); многоугольно-прямолинейные плоскости2; плоскости неопределенной формы

  2. Поверхности: поверхности вращения правильных тел (цилиндрические, конические, шарообразные); неправильные поверхности вращения (сложные поверхности); поверхности сложно-изгибающиеся (спиралеобразные, винтообразные, двоякоизогнутые, сложноизогнутые)

  3. Объемы (тела:) правильные тела вращения (цилиндр, шар, конус, эллипсоид); правильные тела прямолинейного очертания (параллелепипед, призма, пирамида, пластины, бруски, кубы); сложные прямолинейные объемы; неправильные тела; криволинейные тела (спираль пространственного характера (винт), кривые вращения различных порядков, комбинация различных криволинейных объемов); изгибающиеся тела (сложные изгибающиеся тела).

В результате осуществленного нами изучения всех опубликованных материалов, относящихся к методу формообразования Якова Чернихова, нам удалось обобщить все беспредметные элементы. Этих элементов мы насчитали - 41. В зависимости от способа их употребления в процессе архитектурного формообразования, они сгруппированы нами по трем композиционным типам, 7 группам, разбиты, в общей сложности, на 19 видов. Определения, иллюстрации, краткие характеристики беспредметных элементов, разбросанные по разным источникам, упорядочены нами таким образом, что каждому из элементов подобрано свое место среди других элементов (в том числе, и в тех случаях, когда отсутствуют указания самого Якова Георгиевича). Нам представляется это важным этапом исследования, в виду того, что беспредметные элементы являются фундаментальной составляющей метода архитектурного формообразования Я. Чернихова, и сведение их в общий список является особо важной задачей для осуществления дальнейшего исследования комбинаторных вариаций этого мастера авангарда.

Литература:

  1. Чернихов Я.Г. Искусство начертания [Текст] / Я.Г. Чернихов. – Л.: Книгоиздательство Академии Художеств, 1927. – 79 с.

  2. Чернихов Я.Г. Основы современной архитектуры [Текст] / Я.Г. Чернихов. - Л.: Издание Ленинградского общества архитекторов, 1930. - 126 с.

  3. Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм [Текст] / Я.Г. Чернихов.. - репринт. изд.- М.: Аватар, 2008. - 272 с.

1 Смешанные линии получаются в результате взаимодействия как прямых линий с прямыми, так и прямых с кривыми.

2 Следует отметить, что у Чернихова, в ряде случаев, есть указания на беспредметные элементы, но нет текстовых определений этой формы, либо отсутствует иллюстрации. Эти элементы в нашей таблице мы отмечаем курсивом. Надеемся, что, в дальнейшем, будет проведена специальная исследовательская и учебно-методическая работа, и эти элементы будут проработаны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle