Библиографическое описание:

Ефремов А. М. Мониторинг эффективности природоохранных мероприятий при эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 70-72.

Работа посвящена проблеме создания методического подхода к расчету эффективности инвестиций в природоохранную сферу. Описаны особенности оценки природоохранных мероприятий: эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения окружающей среды; эффект от природоохранных мероприятий имеет четко выраженный региональный характер; социальный эффект не всегда поддается стоимостной оценке, то есть не может быть измерен.

Ключевые слова: магистральный нефтепроводов; природоохранные мероприятия; система мониторинга; экологическая безопасность; нефтетранспортные предприятия; материально-технические ресурсы.

 

The work is devoted to the creation of a methodological approach to the calculation of the efficiency of investment in environmental protection. The features of evaluation of environmental measures: cost-effectiveness of environmental protection is expressed in the form of avoided losses and expenses arising from environmental pollution; the effect of environmental measures has a distinct regional character; social impact is not always amenable to valuation, that is, can not be measured.

Keywords: pipelines; environmental protection measures; monitoring system; environmental security; oil transportation company; material and technical resources.

 

Контроль над техническим состоянием и режимами работы отдельных участков магистральных нефтепроводов, а также всего магистрального нефтепровода определяется в основном в штатном режиме с помощью показателей на основании анализа режимов работы [1, 2]. Знание показателей, характеризующих работу и техническое состояние магистрального нефтепровода, необходимо для совершенствования стратегии и качества ремонтно-восстановительных работ, проводимых на линейной части магистральных нефтепроводов, и уточнения их сроков.

На нефтетранспортных предприятиях накоплен большой опыт эксплуатации крупных магистральных нефтепроводов большого диаметра и постоянно ведется работа, направленная на обеспечение надежности и безопасности эксплуатации линейной части [3]. Ежегодно выполняются запланированный комплекс ремонтно-восстановительных работ для замены дефектных участков магистральных нефтепроводов и обследуется вся трасса магистральных нефтепроводов на предмет выявления утечек транспортируемого продукта.

Нефтетранспортные предприятия планируют и, по мере выделения финансовых средств, выполняют капитальный ремонт и реконструкцию потенциально опасных участков магистральных нефтепроводов и их оснащение системами контроля и управления [4, 5].

Одним из важных направлений повышения технической безопасности эксплуатации магистральных нефтепроводов является проведение внутритрубной дефектоскопии. Этот способ диагностики имеет большое значение для дефектации, отбраковки участков трубопроводов и определения объема первоочередных ремонтных работ линейной части магистральных нефтепроводов.

Ремонтируемый участок отключают от магистрали, вскрывают до нижней образующей, приподнимают на бровку траншеи с одновременной очисткой поверхности труб от старой изоляции и укладывают на лежки. Далее проводят ремонтно-восстановительные работы, окончательно очищают, наносят новое изоляционное покрытие и опускают его в траншею. Траншею засыпают, устраивают валик над нефтепроводом и проводят работы по рекультивации земли.

Описанный метод, применяемый при ремонте участков магистральных нефтепроводов большой протяженности, позволяет осуществлять всю технологическую цепочку работ поточно с использованием определенного ресурсного обеспечения. Совершенствование ремонтно-восстановительных работ, повышающих надежность и экологическую безопасность магистральных нефтепроводов, обуславливает реализацию природоохранных мероприятий, в частности, проведение работы по рекультивации земли [6]. При этом, эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения окружающей среды; эффект от природоохранных мероприятий имеет четко выраженный региональный характер; социальный эффект не всегда поддается стоимостной оценке, то есть не может быть измерен. Поэтому необходимо разрабатывать систему мониторинга природоохранных мероприятий при эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов и стандарты по ресурсному нормированию [7, 8].

Ресурсное нормирование может быть основано на экспертной оценке, на расчете надежности или же на расчетной модели допустимого снижения работоспособности [9]. Первый способ может быть разработан непосредственно местным персоналом нефтетранспортного предприятия. Значимость полученных результатов зависит от квалификации экспертов — инженерно-технических работников, специалистов этого производства.

Ресурсное нормирование на основе расчета надежности отвечает государственному стандарту, согласно которому ресурс является наработкой, определяющей содержание и последовательность ресурсного нормирования. Это нормирование слагается из следующих этапов: накопление статистических данных по отказам; обобщение этих данных в виде опытных распределений; подбор эмпирической зависимости и определение средней наработки до отказа

Нормирование ресурса, основанное на расчетной модели допустимого снижения работоспособности, определяется согласно соответствующим стандартам [10]. Исходными данными для расчета ресурсных нормативов может быть различная документация, находящаяся на производстве: ведомости специальных и регламентных ремонтных работ, ремонтные формуляры, аварийные акты, протоколы стендовых и эксплуатационных испытаний, отчеты о работе агрегатов и т. д. Снижение интенсивности износовых воздействий на линейную часть магистрального нефтепровода является одной из эффективных мер по увеличению ресурса. Это можно достичь улучшением качества электрохимической защиты линейной части магистрального нефтепровода от коррозии. Таким образом, в отдельных случаях ресурсного нормирования следует учитывать изменение физико-механических свойств линейной части магистрального нефтепровода в зависимости от времени в процессе эксплуатации. В этих условиях профилактика или ремонт могут оказаться запоздалыми, и превратится в послеотказное восстановление или же преждевременными.

Мониторинг эффективности природоохранных мероприятий при эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов на основе ресурсного нормирование является начальным этапом рационализации работ по обслуживанию и ремонту, упорядочения расходования ремонтных материально-технических ресурсов. Это является основой дальнейшей рационализации всего эксплуатационного процесса, включая разработку проблем по определению оптимальных эксплуатационно-ремонтных циклов. Таким образом, эффективное регулирование траты и восстановления ресурсов намечается следующими основными направлениями: разработкой оптимальных, расчетных структур эксплуатационно-ремонтных циклов для линейной части магистральных нефтепроводов; разработкой равномерного набора ресурсов и сглаживание исходной их контрастности; проведением теоретических исследований по определению допустимого снижения работоспособности. Представленные три направления составляют необходимый комплекс работ по управлению ремонтно-восстановительными работами с учетом реализации системы мониторинга эффективности природоохранных мероприятий при эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов рациональными методами.

 

Литература:

 

1.         Мазур И. И., Иванцов О. М., Ансов С. П. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность трубопроводного транспорта. — М.: МГФ Знание, 2002. — 749 с.

2.         Гумеров А. Г., Гумеров Р. С., Гумеров К. М. Безопасность длительно эксплуатируемых магистральных нефтепроводов. — М.: Недра, 2003. — 310 с.

3.         Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 682 с.

4.         Вайншток С. М. и др. Технологические регламенты (стандарты организации) Акционерной компании по транспорту нефти Транснефть. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность объектов магистральных нефтепроводов. Товаротранспортные и учетные операции. — М.: Недра-Бизнесцентр, т. 6–7, 2006. — 725 с.

5.         Мазур И. И., Шапиро В. Д., Гинзбург А. В. и др. Инвестиционно-строительный инжиниринг. Справочник для профессионалов. — М.: Елима, 2008. — 1216 с.

6.         Абрамзон А. А. Поверхностно-активные вещества. Свойства и применение. — Л.: Химия, 1981. — 304 с.

7.         Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. — СПб.: Бизнесс-пресса, 2006. — 368 с.

8.         Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 304 с.

9.         Качалов Р. М. Управление экономическим риском. Теоретические основы и приложения. — М.: Нестор-История, 2012. — 248 с.

10.     Вишняков Я. Л., Раздаев Н. Н. Общая теория рисков. — М.: Академия, 2008. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle