Библиографическое описание:

Лисин И. Ю. Прогнозирование показателей организационных процессов производства в условиях реализации технологических процессов ремонтно-строительными предприятиями [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 72-74.

Работа посвящена проблеме создания методического подхода к расчету эффективного взаимодействия как исполнителей, так и отделов или служб ремонтно-строительных предприятий. Это зависит от организационной структуры органов управления. Показано, что повышение надежности управления способствует уменьшению количества исполнителей.

Ключевые слова: организационная система (ОС); ремонтно-строительное предприятие (РСП); организация; планирование; управление; строительно-монтажные работы (СМР).

 

The work is devoted to the creation of a methodological approach to the calculation of the effective interaction both performers and departments or services, repair and construction companies. It depends on the organizational structure of government. It has been shown that increasing the reliability of control reduces the number of performers.

Keywords: organizational system; repair and construction enterprise; organization; planning; management; construction and installation works.

 

Методы управления строительным производством требуют обработки значительных объемов информации и выработки сложных оптимизационных решений. Как обработка информации, так и выработка управляющих решений невозможны без активного участия человека. Поэтому главным звеном в системах управления строительным производством являются отделы и службы ремонтно-строительными предприятий (РСП). Кроме того, эффективное функционирование систем управления строительным производством немыслимо без средств связи и широкого использования ПЭВМ [1–4].

Для построения работоспособных систем управления необходимо определение научно обоснованного уровня загрузки отделов и служб, электронно-вычислительная техника, а также четкое их взаимодействие. Уровень загрузки отделов и служб определяется численностью исполнителей, реализующих конкретную функцию управления. Эффективное взаимодействие как исполнителей, так и отделов или служб во многом зависит от организационной структуры органов управления. Автоматизация наиболее простых и трудоемких управленческих процессов способствует повышению уровня производительности труда и, следовательно, — при повышении надежности управления — уменьшению количества исполнителей.

Организационная система (ОС) ремонтно-строительного предприятия (РСП) и численность аппарата управления оказывают большое влияние на эффективность функционирования любых активных систем управления. В связи с резким возрастанием требований к эффективности управления в последние годы пристальное внимание уделяется научному обоснованию нормативов численности и структуры аппарата управления. Разрабатываются методики, методические рекомендации и нормативы [5].

Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что формирование структуры аппарата управления и определение численности управленческого персонала, как правило, основываются на предварительно выявленных функциях управления. В свою очередь методика определения функций управления базируется на научных основах управления производством [6]. Однако специфика реализации функций управления в условиях применения электронно-вычислительной техники освещена еще недостаточно.

Все предложения и методики расчета численности управленческого аппарата на основе выявленных функций и задач управления можно подразделить на два основных направления.

Первое направление опирается на использование норм управляемости для разумного распределения работников по иерархическим уровням структуры аппарата управления.

Ко второму направлению относятся способы определения численности на основе выявления трудоемкости выполнения управленческих функций и разработки норм и нормативов.

Применительно к вопросам управления строительством объектов различного назначения с использованием экономико-математических методов [7, 8], направленных на решение задач организации и технологии строительства, можно выделить следующие основные функции:

1)        планирование производственно-хозяйственной деятельности строительного предприятия (планово-экономическая функция);

2)        организационное обеспечение строительства, технологическая подготовка, организация и руководство работами и вводом объектов в эксплуатацию (производственно-техническая функция);

3)        подготовка проектно-сметной документации, контроль и учет (проектно-техническая функция);

4)        организаций и обеспечение строительства материалами, деталями и конструкциями, контроль и учет (снабженческая функция);

5)        диспетчеризация и оперативное руководство строительством объектов (функция оперативно-диспетчерского руководства);

6)        механизация работ и автоматизация производственных процессов (функция механизации и автоматизации строительного производства).

В совокупности перечисленные функции представляют собой организационно-технологическое управление строительством, задачей которого является наиболее полное использование возможностей организации, механизации и технологии строительства для повышения эффективности и качества работы строительных предприятий, а также своевременного выполнения установленных заданий.

В свою очередь основной задачей организационно-технологического управления заказчика является обеспечение высокой эффективности капитальных вложений. Поэтому к функциям организационно-технологического управления заказчика относятся:

1)        планирование капитального строительства (функция планирования);

2)        контроль и надзор за ходом строительства и вводом объектов в эксплуатацию (функция контроля за ходом строительства);

3)        организация, руководство, учет и контроль за разработкой и обеспечением строящихся объектов проектно-сметной документацией (функция обеспечения строительства проектно-сметной документацией);

4)        организация и контроль обеспечения строящихся объектов оборудованием и материалами поставок заказчика (функция обеспечения строительства);

5)        контроль качества выполняемых работ, применяемых материалов и оборудования, приемка и оплата выполненных работ (функция инженерно-технического контроля).

Трудоемкость выполнения конкретных функций управления определяется в основном следующими факторами: объемом капитальных вложений, осваиваемых в планируемом году (K [руб]); объемом строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых в планируемом году (KСМР [руб]); количеством генподрядных и субподрядных организаций, ведущих строительство; количеством объектов, строящихся в планируемом году; количеством объектов проектирования, по которым в планируемом году будет вестись разработка; суммой ввода, реализуемой в планируемом году (B [руб]); общим количеством всех объектов управления; числом действующих норм в строительстве, подлежащих контролю за их соблюдением; стоимостью активных производственных фондов (Ф [руб]); суммарной численностью работников по всем объектам управления (Ч [чел]).

Зависимость трудоемкости каждой функции управления от приведенных факторов устанавливается, как правило, путем статистической обработки имеющихся данных. Для различных видов строительства эти зависимости носят различный характер [9]. Вместе с тем трудоемкости функций управления зависят также от степени автоматизации обработки управленческой информации и от степени централизации, достигнутой в данном органе управления.

Остановка в выполнении ремонтно-строительных работ является отказом в операционной системе. Устранение отказа вызывает информационные потоки вверх по иерархии промежуточных полномочий и вниз.

Информационные потоки вверх по иерархии промежуточных полномочий: SN ® SN-1 ®... ® S2 ® S1 ® S0, где SN — информация, содержащая сведения об отказе, поступающая менеджеру функциональных подсистем; SN-1,SN-2,..., S2, S1 — информация, обрабатываемая в отделах менеджеров иерархической структуры; S0 — информация, обрабатываемая в стратегической вершине, включающей генерального директора РСП.

Выработанное управляющее решение образует информационный поток вниз по уровням иерархии: S0 ® S1 ® S2 ®... ® SN-1 ® RN ® RN+1, где RN — производственный отдел в котором подготавливаются необходимые мероприятия и ресурсы устранения отказа; RN+1 — работоспособное состояние производственных подразделений.

Процесс переходов из состояния в состояние, а также время обработки информации и выработки управляющего решения, т. е. переход из i-го состояния в (i + 1)-ое состояние, моделируется марковским или в общем случае полумарковским случайным процессом [10].

Общее время от возникновения отказа в ОС РСП до его устранения T представляет собой сумму случайных величин передачи информации из состояния в состояние и обработки информации с выработкой решений во всех состояниях. Закон распределения случайной величины T найти аналитически достаточно сложно. Однако это и не требуется. Основной показатель эффективности — это вероятность p, равная: p = P{T < Tдир}, где Tдир — директивное время выполнения комплекса работ при сооружении объекта, которое устанавливается или определяется на этапе планирования строительного производства.

Величиной р можно управлять варьируя параметры ОС РСП. Число задержек для выработки управляющих воздействий равно числу реализовавшихся отказов. Тогда принцип планирования и управления строительным производством можно описать следующим образом. В предположении, что процесс строительного производства происходит полностью безотказно — строительство могло бы закончиться за время TБ. Однако, так практически никогда не происходит. Поэтому срок окончания строительного производства по разным соображениям (в том числе с использованием статистических данных) допустимый срок строительства назначается равным TД > TБ. Хотя для процедуры назначения TД существуют различные модели, основу такой процедуры составляет опыт строительства объектов различного назначения и знания экспертов.

 

Литература:

 

1.         Каверзина Л. А., Каверзин В. А. Внутрифирменное планирование деятельности строительного предприятия. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 156 с

2.         Хадонов З. М. Организация, планирование и управление строительным производством. Организация строительного производства. — М.: Ассоциации строительных вузов, часть 1, 2009. — 368 с.

3.         Хадонов З. М. Организация, планирование и управление строительным производством. Планирование и управление строительным производством. — М.: Ассоциации строительных вузов, часть 2, 2009. — 320 с.

4.         Юзефович А. Н. Организация, планирование и управление строительным производством. — М.: Ассоциации строительных вузов, 2013. — 368 с.

5.         Мазур И. И., Шапиро В. Д., Гинзбург А. В. и др. Инвестиционно-строительный инжиниринг. Справочник для профессионалов. — М.: Елима, 2008. — 1216 с.

6.         Гуияр Ф. Ж. Преобразование организации. — М.: Дело, 2000. — 376 с.

7.         Белолипецкий А. А., Горелик В. А. Экономико-математические методы. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

8.         Гармаш А. Н., Орлова И. В., Федосеев В. В. Экономико-математические методы и прикладные модели. — М.: Юрайт, 2015. — 336 с.

9.         Карманов Ф. И., Острейковский В. А. Статистические методы обработки экспериментальных данных. — М.: Абрис, 2012. — 208 с.

10.     Кельберт М. Я., Сухов Ю. М. Вероятность и статистика в примерах и задачах. Марковские цепи как отправная точка теории случайных процессов и их приложения. — М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), том 2, 2010. — 560 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle