Библиографическое описание:

Артамонов Е. Б., Венетикидис П. Межвузовская информационная система содержания модулей дисциплин как инструмент для сотрудничества с предприятиями [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 3-5.

Отсутствие желания предприятий вкладывать деньги в украинскую систему образования можно связать с невозможностью спрогнозировать уровень и направленность подготавливаемого специалиста. Описанная информационная система может упростить выбор ВУЗа и направления для инвестиций в образование.

 

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о соответствии уровня образования, которое получают студенты в высших учебных заведениях, требованиям рынка.

Особо остро этот вопрос стал в свете массового оттока за рубеж молодых специалистов в возрасте от 18 до 20 лет. Сегодня существует несколько сотен разнообразных международных образовательных программ для украинцев. Больше половины из них — предусматривают бюджетное образование, которое, в свою очередь, делится на образование за счет государства (того, что отправило, или того, что приняло студента) и обучение посредством выигрыша грантов (что, собственно, почти то же самое, как и полностью бюджетное образование, только студенту «де юре» называют суммы образовательной платы, а «де факто» деньги выплачивает принимающая (чаще) или отправляющая (реже) страна) [1].

В основном студенты из Украины едут в Россию, США, Канаду, Польшу, Венгрию, Великобританию, но за последние несколько лет открылось новое направление — Азия. ВУЗы Китая, Кореи и даже несколько ВУЗов Сингапура открыли гранты для обучения (некоторые гранты предполагают стипендиальный фонд для успевающих студентов).

С другой стороны, растёт недовольство украинских предпринимателей не только направленностью обучения (уже давно реализованы программы по адаптации и переучиванию новых сотрудников после трудоустройства), а также уровнем выпускников (если раньше отечественное образование считалось одним из лучших в мире, то сегодня многих выпускников ВУЗов не берут на работу по специальности из-за нехватки базовых знаний).

По принципу рынка «кто оплачивает счета, тот и заказывает «профиль» выпускников, сходящих с образовательного конвейера» [2], а основным заказчиком уже давно является государство. Именно оно, по большей части, финансирует образование для того, чтобы обеспечить собственную жизнедеятельность. Так что на каждом историческом этапе государственная образовательная система выпускала тех специалистов, которые были нужны стране в данный момент.

Сейчас к процессу «заказа» специалистов начали подключаться государственные и коммерческие организации (трёхсторонний договор — организация — ВУЗ — студент — массово используется более 10 лет).

Одним из постоянных заказчиков является Пенсионный фонд [3], который таким образом омолаживает свой коллектив. Но и тут не обходится без неприятных сюрпризов — договора с ВУЗами заключаются на подготовку специалистов по определённым направлениям и специальностям, но единственная информация, которой располагает непосредственный заказчик — это рабочий учебный план, в котором указан перечень дисциплин, но содержание этих дисциплин является недоступной, а иногда и специально скрываемой информацией.

При таком положении дел практически невозможно привлечь коммерческие предприятия для массового заказа специалистов, так как не известно, чему будут обучать студентов. По сути — заказчик платит за «кота в мешке», а суммы не малые — 60–100 тыс. гривен за подготовку одного специалиста.

Так исследование Безмалого В. Ф. [5], которое он провёл ещё 2008 году, показало, что в рамках направления подготовки бакалавра 1601 «Информационная безопасность» менее 16 % часов приходится на дисциплины по специальности, а современные темы не затрагиваются вообще.

Таким образом, работодателю рентабельней через собеседование принять на работу выпускника любого ВУЗа и за сумму в 10–15 раз меньшую, чем стоимость обучения в ВУЗе, провести переквалификацию. Так поступают многие фирмы в Украине, некоторые даже бесплатно проводят базовые курсы, а на втором третьем этапе обучения даже выплачивают стипендии (в основном это касается IT-фирм).

Но и предприятия готовы идти на риск, вкладывая деньги в украинскую систему образования, однако для этого требуются инструменты, которые позволят не только выбрать ВУЗ и направление обучения по потребностям предприятия, но и задать требования на изучаемые курсы дисциплин, а также их наполнение.

На сегодня подобного инструмента не существует не только в Украине, но и в мире. Максимум, на что может рассчитывать заказчик образовательной услуги, это узнать наполнение отдельных курсов у отдельных преподавателей, используя открытые ресурсы ВУЗов или личные страницы преподавателей. Таким путём пошёл Массачусетский технологический институт (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) [4].

Но время упущено и в рамках Украины необходимо централизовано создать отдельный ресурс, который объединит не только все ВУЗы, но и все предприятия, которые желают заказать подготовку специалистов. Такой заказ по силам только Министерству образования и науки, так как без его информационной и юридической поддержки все материалы так и останутся в закрытых корпоративных сетях ВУЗов.

Процессы управления и основных цели системы содержательных модулей дисциплин

Реализация такого инструмента должна проводиться в несколько этапов, среди которых есть, как организационные, так и чисто программные. Необходимо четко осознавать, что на выходе должен появиться не просто программный продукт или база данных, а полноценная сетевая система со всеми возможностями по управлению сетевыми базами данных и гибким интерфейсом.

Учитывая уровень сложности системы необходимо выделить основные уровни управления, которые позволяют решать основные задачи данной системы. После выделения уровней управления можно перейти к рассмотрению системы в виде управляемой организационно-технологической системы. Данный подход позволяет решать общую задачу разработки системы постепенно, реализующие отдельные функциональные возможности, которые можно со временем объединить в общую систему.

Сущность и содержание целей на каждом из уровней организационно-технологической системы были описаны в работе [6], где каждая из представленных целей включала в себя ряд промежуточных подцелей, которые требовали выполнения определенных работ и мероприятий для своей реализации.

При этом Главной целью является реализация комплексной системы управления, контроля и планирования учебного процесса в группе вузов на основе модульного принципа с возможностью обеспечения информацией внутренних и сторонних пользователей о содержании модулей всех дисциплин во всех учебных заведениях.

Центральный уровень системы (I уровень) — «Уровень административного управления и принятия решений». Основные пользователи: высший управленческий аппарат учебных заведений (ректор, проректора, начальники учебно-методических управлений).

Предметно-аналитический уровень системы (II уровень) — «Уровень научно-методического и информационного обеспечения принятия решений». Основные пользователи: координаторы отдельных ВУЗов, научно-исследовательские и специализированные организации, осуществляющие сбор, накопление, первичную обработку и поиск информации.

Кафедральный уровень системы (III уровень) — «Уровень первичного наполнения информацией и реализации комплекса мероприятий по проверке соответствия данных нормативам». Основные пользователи: подразделения вузов, осуществляющие на местах координацию и ввод данных о распределении дисциплин на содержательные модули.

Пользовательский уровень (IV уровень) — «Уровень общего доступа к информации системы». Основные пользователи: студенты, преподаватели, организаторы учебного процесса, частные предприятия.

Выводы:

Анализ ВУЗов с точки зрения открытости информации о наполнении учебного процесса показал, что предпринимателям рискованно вкладывать деньги в полный цикл подготовки специалистов, а дешевле приобрести готового специалиста или переподготовить менее квалифицированного.

Одним из решений для решение проблемы непрозрачности системы образования может оказаться разработка единой всеукраинской системы учёта наполнения всех курсов дисциплин с точки зрения описания тематик и уровня раскрытия. Данная система может позволить не только предприятиям упростить поиск будущих сотрудников, но и абитуриентам делать осознанный выбор при поступлении в ВУЗ, а не на основе общих отзывов и красивых названий специальностей.

 

Литература:

 

1.         Ольга Омельянчук «Образование за рубежом: бесплатное реально?» Электронная версия: http://finance.obozrevatel.com/analytics-and-forecasts/ 81095-obrazovanie-za-rubezhom-besplatnoe-realno.htm.

2.         Андрей Веселовский «Образцы и формы, по которым штампуется новое поколение», 2012. Электронная версия: http://www.popsy.ru/articles/full/stati/zakazchiki_obrazovaniya/

3.         «Фонд активизирует работу с вузами». Газета «Пенсионный курьер»: № 45–2012. Электронная версия: http://www.krasnodon-pfu.gov.ua/index.php/ 20121115122/newspfu/2012–11–15–09–41–30.html

4.         http://web.mit.edu — сайт Массачусетского технологического института.

5.         Безмалый В. Ф. «Готовят ли наши ВУЗы специалистов по информационной безопасности? Или почему выпускников много, а специалистов мало?». — 2008. Электронная версия: http://www.sec4all.net/statea331.html

6.         Артамонов Є.Б. Міжвузівська база змістовних модулів дисциплін як засіб впровадження основних концепцій Болонської системи навчання. — Проблеми інформатизації та управління. — К.: НАУ. — 2012 — вип. 1(37) — С. 22–29.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle