Библиографическое описание:

Юрьев Д. Р., Дьяковский В. Г., Рогова О. С., Варлатая С. К. Защита автомобиля от посягательств злоумышленника многомодульным охранным устройством посредством встроенной CAN-шины [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 99-101.

Автомобиль — для кого-то это просто средство передвижения, для кого-то целая жизнь. Почти каждый автолюбитель задумывается о защите своего авто от вскрытия и/или угона, устанавливая на него разнообразные средства защиты (механические, секретные кнопки, иммобилайзеры, автосигнализации, охранные комплексы GSM/GPS). У большинства таких средств защиты существуют недостатки, а именно аналоговая передача сигнала, для которой требуется собственная проводка, и они легко обнаруживаемы — как правило, из-за своих больших габаритов, а также отдельной проводки, по которой легко узнать местоположение блока.

 

Идея защиты автомобилей по CAN-шине не нова. У существующих систем защиты есть недостатки — они одномодульные и имеют внушительные размеры. Учитывая эти основные недостатки, предлагается совершенно новый подход в области автомобильной безопасности — многомодульная система защиты, основанная на технологии CAN — MyAutoCAN (MAC)/ МойАвтоКан (МАК).

Представим ситуацию, когда срабатывает система охраны автомобиля, и злоумышленник пытается её отключить. Первое что он делает — ищет секретные кнопки и индикационные светодиоды охранных систем. По проводам этих элементов он добирается до самого модуля охраны. Зная модель модуля и его устройство, злоумышленник отключает его простым демонтажем и/или замыканием размыкающего реле. Далее происходит попытка угона, которая в большинстве случаях успешна, кроме того даже самая сложная аналоговая система защиты не устоит более 10 минут от прямого физического взлома.

Основной модуль охраны имеет габариты 2х3 сантиметра и спрятан в жгуте проводов или в блоке управления двигателем или в каком-либо другом блоке, а GSM/GPS модуль располагается в 2 метрах от основного модуля, с габаритами 3х3 сантиметра. Также модуль аналогового управления (для машин, у которых ограничен функционал CAN-шины) располагается в задней части автомобиля и имеет физическое управление контактной парой посредством электромагнитного реле. Индикация системы охраны происходит посредством штатной индикации на приборной панели. Управление модулем охраны производится не с выделенной специальной кнопки, а с родных кнопок автомобиля, расположенных на приборной панели, либо кнопок брелока ключа автомобиля, либо сигналами штатного иммобилайзера. Блокировка двигателя в случае насильственных действий злоумышленником происходит по контролю оборотов двигателя, показаний скорости спидометра, нажатия на акселератор педали газа или по каким-либо другим параметрам, блокировкой диагностического разъёма от нештатного подключения диагностических устройств или так называемых «считалок», которые прописывают внештатные ключи к автомобилю в блок иммобилайзера.

«МАК» — это новый принцип построения защиты автомобиля, основанный на технологии CAN и многомодульной системы. Многомодульность данной системы позволяет обмениваться данными между блоками охраны в реальном времени по средствам штатной проводки и технологии CAN. Малые габариты устройств и простота их установки позволяет повысить скрытность устройств практически на 100%. Мало какой из злоумышленников будет разбирать автомобиль и пытаться поменять блок управлением двигателя, в котором спрятан охранный модуль или разбирать всю консоль проборов и просматривать специальную проводку в поисках именно этого модуля. Достоинством данной системы является то, что если даже происходит демонтаж главного модуля, охранные функции возлагаются на дополнительные модульные блоки этой системы с потерей функции управления, что полностью обездвиживает автомобиль и лишает его дальнейшую эксплуатацию до подключения резервного ключа в диагностический разъём автомобиля.

Помимо охранных функций и контроля CAN-шины, при имеющейся технической возможности устройство способно управлять штатными дополнительными устройствами, например, записать код со штатного иммобилайзера с отправкой смс или звонка на GSM-модуль; дистанционно – без автомобильного ключа – завести транспортное средство; управлять подсветкой; закрывать все окна и боковые зеркала при постановке в охранный режим; контролировать расход топлива и местоположение транспортного средства по средствам GSM/GPS и многое другое.

Данная разработка имеет очень большое практическое значение, которое заинтересует многих автолюбителей и компании, предоставляющие транспортные услуги как в области защиты транспортного средства, так и в области удалённого контроля за транспортным средством.

Литература:

 

1.      Controller Area Network (CAN) — С. А. Третьяков НПКФ «Дэйтамикро»

2.      http://bookasutp.ru — Энциклопедия АСУ ТП/Промышленные сети и интерфейсы/CAN

3.      ISO1050 Isolated CAN Transceiver — Texas Instruments

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle