Библиографическое описание:

Юрьев Д. Р., Дьяковский В. Г., Рогова О. С., Варлатая С. К. Защита автомобиля от посягательств злоумышленника многомодульным охранным устройством посредством встроенной CAN-шины [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 99-101.

Автомобиль — для кого-то это просто средство передвижения, для кого-то целая жизнь. Почти каждый автолюбитель задумывается о защите своего авто от вскрытия и/или угона, устанавливая на него разнообразные средства защиты (механические, секретные кнопки, иммобилайзеры, автосигнализации, охранные комплексы GSM/GPS). У большинства таких средств защиты существуют недостатки, а именно аналоговая передача сигнала, для которой требуется собственная проводка, и они легко обнаруживаемы — как правило, из-за своих больших габаритов, а также отдельной проводки, по которой легко узнать местоположение блока.

 

Идея защиты автомобилей по CAN-шине не нова. У существующих систем защиты есть недостатки — они одномодульные и имеют внушительные размеры. Учитывая эти основные недостатки, предлагается совершенно новый подход в области автомобильной безопасности — многомодульная система защиты, основанная на технологии CAN — MyAutoCAN (MAC)/ МойАвтоКан (МАК).

Представим ситуацию, когда срабатывает система охраны автомобиля, и злоумышленник пытается её отключить. Первое что он делает — ищет секретные кнопки и индикационные светодиоды охранных систем. По проводам этих элементов он добирается до самого модуля охраны. Зная модель модуля и его устройство, злоумышленник отключает его простым демонтажем и/или замыканием размыкающего реле. Далее происходит попытка угона, которая в большинстве случаях успешна, кроме того даже самая сложная аналоговая система защиты не устоит более 10 минут от прямого физического взлома.

Основной модуль охраны имеет габариты 2х3 сантиметра и спрятан в жгуте проводов или в блоке управления двигателем или в каком-либо другом блоке, а GSM/GPS модуль располагается в 2 метрах от основного модуля, с габаритами 3х3 сантиметра. Также модуль аналогового управления (для машин, у которых ограничен функционал CAN-шины) располагается в задней части автомобиля и имеет физическое управление контактной парой посредством электромагнитного реле. Индикация системы охраны происходит посредством штатной индикации на приборной панели. Управление модулем охраны производится не с выделенной специальной кнопки, а с родных кнопок автомобиля, расположенных на приборной панели, либо кнопок брелока ключа автомобиля, либо сигналами штатного иммобилайзера. Блокировка двигателя в случае насильственных действий злоумышленником происходит по контролю оборотов двигателя, показаний скорости спидометра, нажатия на акселератор педали газа или по каким-либо другим параметрам, блокировкой диагностического разъёма от нештатного подключения диагностических устройств или так называемых «считалок», которые прописывают внештатные ключи к автомобилю в блок иммобилайзера.

«МАК» — это новый принцип построения защиты автомобиля, основанный на технологии CAN и многомодульной системы. Многомодульность данной системы позволяет обмениваться данными между блоками охраны в реальном времени по средствам штатной проводки и технологии CAN. Малые габариты устройств и простота их установки позволяет повысить скрытность устройств практически на 100%. Мало какой из злоумышленников будет разбирать автомобиль и пытаться поменять блок управлением двигателя, в котором спрятан охранный модуль или разбирать всю консоль проборов и просматривать специальную проводку в поисках именно этого модуля. Достоинством данной системы является то, что если даже происходит демонтаж главного модуля, охранные функции возлагаются на дополнительные модульные блоки этой системы с потерей функции управления, что полностью обездвиживает автомобиль и лишает его дальнейшую эксплуатацию до подключения резервного ключа в диагностический разъём автомобиля.

Помимо охранных функций и контроля CAN-шины, при имеющейся технической возможности устройство способно управлять штатными дополнительными устройствами, например, записать код со штатного иммобилайзера с отправкой смс или звонка на GSM-модуль; дистанционно – без автомобильного ключа – завести транспортное средство; управлять подсветкой; закрывать все окна и боковые зеркала при постановке в охранный режим; контролировать расход топлива и местоположение транспортного средства по средствам GSM/GPS и многое другое.

Данная разработка имеет очень большое практическое значение, которое заинтересует многих автолюбителей и компании, предоставляющие транспортные услуги как в области защиты транспортного средства, так и в области удалённого контроля за транспортным средством.

Литература:

 

1.      Controller Area Network (CAN) — С. А. Третьяков НПКФ «Дэйтамикро»

2.      http://bookasutp.ru — Энциклопедия АСУ ТП/Промышленные сети и интерфейсы/CAN

3.      ISO1050 Isolated CAN Transceiver — Texas Instruments

Основные термины: система защиты, система охраны автомобиля, секретные кнопки, построения защиты автомобиля, приборной панели, брелока ключа автомобиля, модуля охраны, родных кнопок автомобиля, аналоговая система защиты, Основной модуль охраны, разнообразные средства защиты, многомодульная система защиты, модуля и его устройство, в области защиты транспортного, Идея защиты автомобилей, Индикация системы охраны, в задней части автомобиля, в диагностический разъём автомобиля, Защита автомобиля, демонтаж главного модуля

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle