Библиографическое описание:

Титова А. А., Ивлев В. Ю., Титова П. А. Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 72-74.

Ежегодно увеличивается количество автомобилей во всем мире, растет объем перевозок. Это способствует увеличению интенсивности движения. В условиях городов с исторически сложившейся застройкой это в свою очередь приводит к возникновению транспортной проблемы.

Особенно остро транспортная проблема проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети, т. е. на перекрестках. Из статистических данных видно, что около 40 % дорожно-транспортных происшествий происходит на перекрестках.

В городах России давно сложилась историческая планировка улично-дорожной сети. Из-за увеличения количества транспорта возникает перенасыщение улично-дорожной сети, что не отвечает требованиям современного дорожного движения.

Из-за всего этого образуются очереди, увеличиваются транспортные задержки и заторы. Это приводит к снижению скорости сообщения, неоправданному перерасходу топлива и повышенному изнашиванию узлов и агрегатов транспортных средств.

Все это влияет на снижение эффективности использования транспортных средств, скорость движения автомобилей. Снижение скорости транспорта из-за простоя у перекрестков приводит к повышению уровня шума, увеличению загазованности воздушного бассейна города и перерасходу горюче-смазочных материалов.

Частые остановки, переменный режим движения, скопления автомобилей на перекрестках являются причинами загрязнения воздуха в городах. Так же увеличивается шумовое воздействие.

Для того чтобы обеспечить быстрое и безопасное движение в городах необходимо применить комплекс архитектурно-планировочных и организационных мероприятий. Сюда можно отнести реконструкцию существующих и строительство новых улиц, а также строительство пешеходных переходов (подземных и надземных), транспортных развязок, объездных дорог и т. д.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [4]

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [4]

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. [4]

Как показывают исследования, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», т. е. в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов, а также в местах слияния и отклонения транспортных потоков (рисунок 1). Чаще всего такие ситуации возникают на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений. Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей части пешеходами вне перекрестков.

Рис. 1. Конфликтные точки

 

Наиболее часто такое взаимодействие участников дорожного движения возникает на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений (рисунок 2). [3]http://ok-t.ru/lektsiopedia/baza/6170597234531.files/image043.gif

Рис. 2. Пример расположения конфликтных точек на перекрестке: 1 — отклонения; 2 — слияния; 3 — пересечения

Для того чтобы рассчитать показатель безопасности движений, который характеризует число дорожно-транспортных происшествий на данном перекрестке, применяют следующую формулу:

,                                                                                                               (1)

где М — число конфликтных точек, N — интенсивность движения конфликтующих транспортных потоков,  — коэффициент относительной опасности каждой конфликтной точки

Таблица 1

Значение коэффициентов относительной опасности для наиболее характерных случаев конфликтных точек

Условия движения

Направление движение автомобилей

Характеристика пересечения

Значения ki

1.                  Слияние потоков

Правый поворот

 

 

Левый поворот

R<15 м

R≥15 м

 

R<10 м

10<R<25 м

0,025

0,004

 

0,032

0,025

2.                  Разделение потоков

Правый поворот

 

 

Левый поворот

R<15 м

R≥15 м

 

R<10 м

10<R<25 м

0,02

0,006

 

0,03

0,004

3.                  Пересечение потоков

Пересечение под углом

α ≤ 300

500 ≤ α < 750

900 ≤ α < 1200

1500 ≤ α < 1800

0,008

0,036

0,012

0,035

 

В зависимости от значения ka каждый перекресток по степени опасности может быть: [2]

ka < 3 — неопасным

3 < ka < 8 — малоопасным

8 < ka < 12 — опасным

ka > 12 — очень опасным

В данной работе мы определили степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения.

Далее представим расчет необходимого числа полос движения, представленных на рисунке 3:

Рис. 1. Перекресток ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова

 

I. СЛИЯНИЕ ПОТОКОВ:

II. ОТВЕТВЛЕНИЕ ПОТОКОВ:

III. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОТОКОВ:

Из расчетов сделаем вывод, что степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения составляет 4,14. Из этого следует, что данный участок является малоопасным.

 

Литература:

 

1.      Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. — М.: Транспорт, 1982. — С. 110.

2.      Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gendocs.ru/v33022/клинковштейн_г.и._организация_дорожного_движения?page=14 (дата обращения: 15 декабря 2014).

3.      Конфликтные точки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lektsiopedia.org/lek-9910.html (дата обращения: 15 декабря 2014).

4.      ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156600 (дата обращения: 15 декабря 2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle