Библиографическое описание:

Шакалова Е. Ю. Эволюция и формообразование делового пространства [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 105-108.

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденции формирования пространства для бизнеса и инновационной деятельности. Новизна работы заключается в анализе перспектив эволюции архитектуры офиса, а также в оценке задач развития архитектуры общественных зданий в целом.

Ключевые слова: эволюция, организация рабочего пространства, офис, тенденции, прозрачность.

 

Человечество находится на той ступени развития, когда не материальные, а интеллектуальные открытия будут являться стимулом для развития архитектуры, искусства, можно надеяться, что нас ждут колоссальные перемены в зодчестве, в понимании принципов организации городского пространства, в формировании новой модели архитектуры и проектирования [1]. Роль в этом процессе научных достижений во всех областях знания неоднозначна. Глубокий анализ, систематизация знаний и осмысление с позицией архитектуры позволят говорить об этом с большей долей уверенности и доказательности.

Архитектура отражает уровень развития общества, отражает уровень сознания, реализующего свои иллюзии в реальности. А также его цивилизованность и его варварство. Она всегда возникает в определенном обществе и отражает те условия, в которых возникает [2].

Сегодня, в период «агрессивной» экономики, информационной экспансии, актуальная проблематика задаётся тем, что архитектура становится частью коммуникативных полей, сетевой инфраструктуры, системы инвестиционных вкладов, то есть представляет интерес не только с точки зрения истории искусства, истории технологий, но и находится в зоне социальных исследований. Изменение статуса архитектуры активно влияет на развитие новых формообразований, во многом определяет выбор новых неканонических метафор и настоятельно требует комплексного подхода к проблеме [1–3]. Необходимо отметить, что анализ данной проблематики усложняется отсутствием временной дистанции по отношению к предмету исследования, размытостью границ между актуальным искусством и архитектурой, неустойчивостью и «миграцией» профессиональной терминологии.

Первыми офисами ещё в XVI веке стали биржи. Им были присущи ярко выраженная комбинированная планировочная структура с центральным зальным пространством, окруженным галереями и архитектурными излишествами.

Функциональное зонирование предполагало размещение на первом этаже торговых лавок, на втором — биржевого зала и кабинетов маклеров. В то время биржа выполняла по сути, кроме офисного, еще и общественное предназначение

С XVIII века конторскими помещениями обзаводятся банки. Как и биржи, в градостроительном плане банки тогда все еще воспринимаются как здания, несущие общественные функции и не выбивающиеся из архитектурных особенностей города.

С появлением массового клиентского обслуживания, а также усложнением бухгалтерских и налоговых норм просторные помещения в банках исчезают. Почти везде ликвидируется и кабинетная структура, заменяемая общим пространством — кроме экономии на стенах такое упрощение было призвано обеспечить больший присмотр за клерками. Тогда же, в конце XIX века, возникает и прообраз современного офиса, таким, каким мы его знаем сегодня — с предельной функциональностью. Его появлению мы обязаны опустошительному пожару в Чикаго в 1871 году. После него в городе развернулось строительство многоэтажных зданий на основе изобретенного тогда же металлического каркаса.

Офисные конструкции из Чикаго распространились всюду по миру. Их главными особенностями стали стеснённые рабочие условия. Одной из причин этого являлась не только экономия, но и появление науки об интенсификации труда. Считалось, что в тесноте легче вырабатывать командный дух, а также вечно держать в напряжении офисного работника

Дальше изобретение Робертом Пропстом в 1960 году кьюбикла. Кьюбикл — это рабочее место в офисе, представляет собой одну из множества ячеек большого офисного пространства, разделённую не доходящими до потолка лёгкими перегородками. Цель кьюбикла — обеспечить конфиденциальность пользователя, занимая минимальное пространство.

На смену небоскребу пришел бизнес-центр, сочетающий в себе эффективность многоэтажного делового здания с преимуществами торгового комплекса, ориентированного на потребителя. Другой тенденцией стало перемещение компаний в пригороды, что привело к появлению «бизнес-парков» — комплексов умело спроектированных малоэтажных зданий, окруженных привлекательным ландшафтом и связанных скоростными магистралями с городом и аэропортом.

Из всех типов сооружений сегодня, пожалуй, именно офисное здание претерпевает наибольшие изменения [4–6]. Благодаря современным информационным и коммуникационным технологиям офис больше не привязан жестко к месту и времени. Человек работает там, где есть подключение к компьютерной сети.

Несмотря на это, офис не утратит своего значения. Наоборот, в условиях виртуальности важнее, чем когда-либо, становятся непосредственное общение людей и единый центр для всей организации. Перемещаясь по всему миру, сотрудники компании используют центральный офис как своего рода штаб, который поддерживает необходимое чувство принадлежности к коллективу.

Информация — самый важный ресурс современности. Задача проектирования офисов обеспечить процессы обработки и передачи информации оптимальными условиями среды.

В век глобализации требуется быстро обрабатывать сложную информацию и быстро подводить итоги. Проницаемость, прозрачность становится одной из основ эффективной организации. Она становится фактором состязательности, неотъемлемой частью корпоративной культуры, выражаясь также в архитектуре и выборе системы планировки комнат. В прозрачном офисе возможен мгновенный зрительный контакт. Работая, отдельные сотрудники чувствуют биение пульса всей компании. Они ощущают собственную привилегированность, работая и общаясь в хорошо спланированном и правильно устроенном окружении. Они находятся в курсе происходящего, но в то же время они могут сосредоточиться на своей работе.

Прозрачный офис — живое пространство. Информация течет быстрее, человек чувствует себя погруженным в это течение, в жизнь компании. При этом прозрачные перегородки не исключают и возможности уединиться: люди видят друг друга, ощущают присутствие друг друга, но, используя перегородку как фильтр, могут сами решать, должен ли кто-то слышать их и должны ли они слышать других. Так же никого не беспокоят чужие телефонные звонки. У всех людей разная потребность в общении.

В тех офисах, где созданные по современным технологиям перегородки обеспечивают прозрачность, люди сами могут очерчивать свои границы. Они становятся режиссерами собственного сценария общения. Офис превращается в залитую светом сцену, арену энергичных действий по открытому обмену информацией, быстрой реализации идей и предложений. В таком рабочем пространстве сеть человеческих коммуникаций соткана с куда большим качеством, чем в офисах со строго расчерченным планом, где сотрудники едва видят друг друга и работают в изоляции. Всем известно, сколько энергии расходуется впустую в таких офисах из-за недостатка прозрачности.

В офисах, организованных с помощью стеклянных перегородок, которые позволяют гибко использовать пространство, очень ясно прочитывается структура компании. В наши дни при мотивации работников принципиальными становятся понятия осведомленности, прозрачности и вовлеченности. Иерархии становятся горизонтальными, между «верхом» и «низом» больше не нужны барьеры, главным становится совместный труд, работа над проектами, в которой принимают участие команды с переменным составом. Служащие приобретают все большую ответственность. Они организуют свою жизнь и свое рабочее пространство крайне независимо, руководствуясь индивидуальными потребностями в общении.

В отличие от традиционного статичного офиса, где люди почти не видят друг друга, а встречи редко бывают спонтанными, прозрачный офис — это настоящее место общения. Здесь коллеги встречаются, чтобы поведать, друг другу о том, что происходит в мире и в их работе. Формируются команды. Те члены коллектива, которые в основном работают вне офиса, также могут приобщиться здесь к духу компании. Прозрачный офис — это их «база» оставаться на связи и ощущать пульс компании. В прозрачных офисах «мертвые» зоны обретают жизнь. Центральные пространства и проходы, подобно рыночной площади, превращаются вместо неожиданных встреч.

Таким образом, меняется само значение офиса. Место, где человек проводил годы только ради заработка, теперь становится площадкой новой жизни и нового опыта. Прозрачность заряжает комнаты положительной энергией. В открытых, проницаемых комнатах мы ощущаем, как «звучат» другие работники: современная философия управления все чаще сравнивает новую культуру работы с творчеством, импровизацией (например, в джазе).

Офис начальника часто мало выделяется. Он открыт и доступен всем. Прежние «символы власти» утратили значение. В мире современного офиса знаки занимаемого положения становятся более тонкими и индивидуализированными. Живой ум и инициативность простых членов команды являются более важными, чем чин в «табели о рангах». Начальник уже не является «надсмотрщиком», он — человек, управляющий творческим потенциалом компании.

Мир офиса становится общим, интерактивным пространством; прозрачность становится неотъемлемым элементом корпоративной культуры, оцениваемым как извне, так и изнутри.

С внешней точки зрения, при работе с клиентами, прозрачность пространства демонстрирует открытость, динамизм и просвещенность. С внутренней — когда офис ощущается как зона действия положительной энергии, удовлетворение от работы и продуктивность растут по меньшей мере пропорционально уменьшению количества отгулов по болезни. Работодатели отмечают при этом экономию времени от 20 до 30 процентов и с энтузиазмом отзываются о мотивированных, коммуникабельных командах сотрудников, добивающихся значительного увеличения продуктивности. Творческий подход в бизнесе никогда еще не был так важен, как сейчас. Девиз будущего — «общаться, обновлять, творить». Все большее значение придается таким качествам, как эмоциональность, творческое начало, способность к общению. Соответственно меняется и концепция пространства. С одной стороны, офис должен быть средоточием пульсирующей жизни; с другой, рабочая комната должна быть спокойной гаванью в бурном море цифровых коммуникаций. Поэтому прозрачная планировка офиса будущего тщательно дифференцирована и включает защищенные зоны для человека. Лишь прозрачные перегородки делают возможным такую двойственность. Они не ставят нас перед необходимостью выбирать «общение или изоляция», делая возможным оба состояния.

Таким образом реализуется главный культурный принцип современности — принцип комплексности. Когда различные реальности и различные скорости существуют рядом, области их соприкосновения становятся «горячими точками». Для работы в офисе это означает необходимость следовать ритму жизни и не упустить стремительный поток информации. Только комплексное знание может быть по-настоящему плодотворным. Комплексность означает равновесие между общением и концентрацией, взаимодействием и уединением.

Рассмотренные тенденции формирования современного офисного пространства необходимо переосмыслять в каждом конкретном случае реального проектирования. В городе Воронеж возможно строительство комплекса, который будет отвечать последним тенденциям построения пространства, способного изменить человека, дать путь к саморазвитию, ведь мир офиса — пространство общности, область высокой энергии, место увлекательного труда и меняющаяся сцена. Рабочая территория больше не привязана жестко к месту, что дает нам свободу в таких понятиях как «границы времени» и «границы места». Рабочее пространство начинает пронизывать жилье, вносить новую функцию в уже устоявшиеся формы.

Новизна работы заключается в анализе тенденций и перспектив эволюции архитектуры офиса. Офисные пространства должны быть предельно открытыми и гибкими по планировке. Свободное расположение рабочих зон необходимо не только для формального и неформального общения сотрудников компании, но и для того, чтобы сделать простыми и быстрыми любые организационные изменения.

Сказанное можно отнести и к другим типам общественных зданий, поскольку ведущие тенденции развития архитектуры общественных зданий во много общие, а одной из центральных тенденций является универсализация пространства.

Архитектура и дизайн пространства деловой жизни и инновационной деятельности стремительно развиваются. Кризисы ведут к быстрому отмиранию устаревших форм и возникновению новых идей и подходов. В этих изменениях, несомненно, велико влияние новых тенденций в самом бизнесе, но роль проектировщика остаётся значительной, поскольку придание формы новому — наша профессиональная задача.

 

Литература:

 

1.      Капустин П. В. Креатопарк: инновационное пространство в структурах повседневности // Вопросы методологии. — 1997. — № 3 -

2.      Дэй Кр. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство. — М.: Ладья, Академия городской среды, 2000. — 272 с.

3.      Иовлев В. И. Пространство-время как категория образного мышления архитектора. — Екатеринбург: УралГАХА, 1993. — 126 с.

4.      Про офис: Пособие по проектированию профессиональных офисов — уникальный совместный проект компании ВЕNЕ и журнала «Проект Россия». — М.: Проект Россия, 2001, № 4

5.      Финдель И. Г. Современный офис: необходимые элементы для успешной работы / И. Г. Финдель. — С-Пб.: Феникс, 2001. — 288 с.

6.      Турьянский А. Г. Эргономика офиса и рабочего места. — М.: Просвещение, 1999. — С. 230.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle