Библиографическое описание:

Никитина Т. А. Дворцы Cоветского периода [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 82-91.

Октябрьская Социалистическая революция пробудила к общественной жизни огромные пласты народа. Жажда образования желание приобщиться к культуре были невиданными. Новая власть широко шла навстречу этому всеобщему стремлению. Возникла потребность в огромной сети новых общественно-культурных учреждений. И хотя для политического просвещения и культурно-бытового обслуживания народных масс отводились лучшие здания, ранее принадлежащие верхушке общества и различным организациям старого режима, потребность в новом строительстве общественных зданий была настолько велика, что уже в 1918–1919 гг. имели место предложения о строительстве рабочих дворцов, школ, библиотек и т. п.

Ещё в годы Гражданской войны и восстановительного периода проводилось большое количество конкурсов на разработку общественных зданий. Преобладало соревнование в разработке индивидуальных проектов крупных сооружений. Конкурсы охватили широкий круг участников и сыграли заметную роль в выработке объёмно-планировочных решений новых общественных зданий. Разработка таких зданий не имела традиций, поэтому шла своим обособленным путём. Каждый вид имел свои этапы развития. Тем не менее, происходил постепенный отбор относительно лучшего в объёмно-планировочном построении зданий, предназначавшихся для выполнения новых общественных функций, подчинялся новой идеологии советской архитектуры.

Среди новых типов общественных зданий большое значение приобрели Дворцы культуры и рабочие клубы. Они должны были служить центрами общественной и культурной жизни трудящихся, стать очагами политического воспитания и просвещения. Интерес к этой теме проявился ещё в годы Гражданской войны, но к концу 1920-х годов наметился решительный поворот к расчленённому построению клубов и Дворцов культуры. Если до этого в проектируемых Дворцах культуры преобладала зрелищная группа помещений, и это находило выражение в их объёмной композиции, то в годы первой пятилетки, в связи с изменением содержания и форм культурно-просветительной работы, получил широкое признание функционально-расчленённый клубный комплекс. В противовес «ранговым» залам дореволюционного времени, наряду с разработкой наилучших условий видимости в зрительном зале, усилилось внимание к наилучшей организации клубно-кружковой работы и как результат к общему построению здания.

В конце 1920-х — начале 30-х годов строительство клубов и Домов культуры велось во многих городах, в том числе и вновь заложенных. О размахе этого строительства даёт представление только тот факт, что за три года (1929–1932 гг.) в СССР было построено 480 клубов и Дворцов, в том числе 66 в Московской области.

Первым в СССР был Дворец культуры имени А. М. Горького в Нарвском районе г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург), построенный по проекту архитекторов А. Гегелло и Д. Кричевкого в 1925–1927гг. Скульптор-литейщик А. Громов выполнил в мастерских Академии художеств гипсовую модель, по которой архитекторы уточняли объёмы помещений и прорабатывали фасады. Конструктивную разработку выполнили инженеры В. Райлян, Е. Герасименко и С. Шаблинский.

Дворец состоит из различных симметрично расположенных объёмов, каждый из которых имеет своё функциональное значение. Центральная овальная часть представляет собой огромный стеклянный витраж, расчленённый столбами на пять частей. В этом объёме расположен зрительный зал на 1900 мест и поэтажно расположенные фойе-галереи, примыкающие к витражу. По сторонам центральной части примыкают шестиэтажные объёмы, в которых располагаются лестничные клетки. От них отходят боковые крылья здания, в которых находятся концертный зал (малый зал), кинозал, библиотека, физкультурный зал, клубные помещения.

Рис.1. А.Гегелло, Д.Кричевский. Дворец культуры им. М.Горького. Ленинград. Общий вид, план

 

1925–1927гг.

Здание решено в простых крупномасштабных архитектурных формах, усиленных контрастом больших глухих и остеклённых поверхностей. Это лаконичное монументальное сооружение, лишённое каких-либо декоративных элементов, построено в стиле Советский конструктивизм.

В 1931 г. к центральному вестибюлю большого зала сделали пристройку, где разместились билетные кассы, а над пристройкой устроили плоское перекрытие, увеличившее площадь балкона фойе.

Видимо под влиянием архитектуры Дворца культуры им. М. Горького в Ленинграде был осуществлён проект Дома культуры в Архангельске (ныне Театр драмы им. М. В. Ломоносова). Главный фасад здания был решён как праздничный фон массовым «действам»: протяжённые крыльцо и балкон служили трибунами, глухие плоскости по сторонам и большие окна — местом размещения транспарантов и портретов вождей.

Рис.2. Дом культуры. Архангельск. главный фасад. 1929–1930 гг.

 

К числу крупных Дворцов культуры относится и «Дворец Рабочего» в Харькове (ныне Дворец культуры железнодорожников), построенный по проекту архитектора А. Дмитриева в 1929–1932 гг.

В основе планировочного решения лежит секторообразный зрительный зал-аудитория вместимостью 2000 человек.

1929–1932гг.

Рис.3. А. Дмитриев. Дворец рабочего. Харьков

 

Внутренние помещения просторны и достаточно выразительны. Вестибюль украшен стенной росписью (худ. Е. Лансере). Центральная закруглённая часть здания обработана неглубокими впадинами, создающими впечатление гофрированной поверхности. В отделке фасадов использованы розовато-серый и чёрный гранит.


Значительным произведением является Дворец культуры Московского автозавода, возведённый по проекту братьев Весниных. Первая очередь Дворца была построена в 1933г., вторая — в 1937г. Комплекс размещён на высоком берегу Москвы-реки. Первоначально в состав помещений, помимо Малого театра и большой группы клубных помещений, проектировался театр на 4000 мест, предназначенный для массовых театральных действий. В дальнейшем от строительства столь большого театра отказались.

Осуществлённое здание имеет объём более 100 тыс. м3 и полезную площадь около 18,5 тыс. м2. Клубная часть, имеющая в плане вид буквы Т, соединена переходом с корпусом театра. В клубном корпусе на первом этаже просторный входной вестибюль, на втором — анфилада залов для празднеств, игр и выставок, на третьем этаже — клубные комнаты. Внутренним помещениям присущи простые хорошо проработанные формы.

В конструкции здания использован монолитный железобетона. Наружные кирпичные стены Дворца отделаны терразитовой штукатуркой с включением мраморной крошки.

Рис. 4. Л., В., А.Веснины. Дворец культуры автозавода им. И. А. Лихачева. Москва. Общий вид, план 1 этажа. 1932–1937 гг.

 

Немаловажная роль отводилась Дворцам искусства. К концу 1920-х гг. была уже детально разработана программа нового типа зрелищных сооружений — театра массового действия, который в начале 30-х гг. XX века начал восприниматься как главное общественное сооружение, предназначенное для многофункционального использования — театральных представлений, митингов, собраний, спортивных состязаний, лекций. Предполагалось объединение зрительного и сценического пространства в одном зале, охват действия зрителем с трёх сторон и даже доступ на сцену механического транспорта и демонстраций.

Одним из представителей этого направления является Дворец искусств в г. Иваново (ныне Ивановский государственный театральный комплекс).

Рис. 5. А. Власов. Дворец искусств. Иваново. 1932–1939гг.

 

Это общественное здание, построенное в стиле конструктивизм, возведено на месте снесённых Покровского и Троицкого соборов. В 1931 году на Покровской горе, где стояли соборы, появилась надпись, выложенная из кирпича: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры». На следующий год здесь началось строительство одного из крупнейших в стране театров «массового действа» по проекту архитектора А. Власова.

К числу новых типов общественных зданий возникших в первые годы после революции, относятся Дворцы труда.

Формально Дворцы труда были зданиями, где размещались профсоюзные организации, однако в конкретных условиях первых лет советской власти, когда ещё только начинала формироваться новая система культурно-массового обслуживания, они стали одними из важнейших центров общественной жизни трудящихся и экспериментальной площадкой формирования новых типов общественных зданий.

В 1920 г. было принято специальное постановление ВЦИК, в котором говорилось: «Придавая особое значение участию профсоюзов в деле социалистического строительства и возрождения народного хозяйства, на основе коммунизма, и стремясь на деле осуществить тесное сотрудничество органов Советской власти с профессиональными организациями и обеспечить за профсоюзами благоприятные условия для их деятельности, ВЦИК постановляет: Обязать все Губисполкомы и Уездисполкомы предоставить Губпрофсоветам и Уездпрофбюро помещения для «Дворцов труда», вполне пригодные и достаточно обширные для удобного размещения в них всех местных профорганизаций» [10, с.30].

В первые послереволюционные годы, когда профсоюзы играли большую роль в общественной жизни страны, Дворцы труда стали одними из характерных типов комплексных общественных зданий, функции которых охватывали широкий круг вопросов (нередко далеко выходящих за пределы профсоюзной деятельности).

Символом нового общества должен был стать Дворец труда в Москве, конкурс на проект которого был объявлен в конце 1922 г. Дворец предполагалось разместить на проспекте Маркса (проспект существовал до 1990г.). В нём должны были размещаться и большой зал на 8000 человек, и малые залы различного назначения (собрания, лекции, концерты, спектакли, кино и т. д.) на 300, 500 и 1000 человек, и комплексы помещений Моссовета и Московского комитета партии (залы для заседаний, кабинеты и т. д.), и музей социальных знаний, и столовая на 1500 мест и т. д. Повышенные объёмы Дворца труда предполагалось использовать для радиостанции, обсерватории, а на крыше предусматривалась возможность устройства посадочной площадки для самолётов.

Первую премию получил проект Н. Троцкого. В основе композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения. Грандиозный объем эллиптического в плане зала подчеркнут своеобразными абсидами, в которых размещены лестницы.

Несмотря на первую премию, большинство архитекторов считали предложение Н. Троцкого не соответствующим идее Дворца труда ни с градостроительной точки зрения, ни по образным характеристикам.

Рис. 6. Н. Троцкий. Конкурсный проект Дворца труда. Москва. (1-я премия). Фасад, план. 1923 г.

 

Самым значительным явлением был проект братьев Весниных. Они выступили как представители нового творческого направления в архитектуре — конструктивизма. И их проект был ясной творческой декларацией этого направления. Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчёт на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решённый единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружён пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершённым 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба лёгкий геометризированный ажурный абрис.

 

Рис. 7. Л., В., А.Веснины. Конкурсный проект Дворца Труда. Москва. Перспектива, план. 1923 г.

 

Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры.

Конкурс на Дворец труда в Москве повлиял на формирование программ целого ряда местных конкурсов на этот комплексный тип общественного здания, состоявшихся в 1923–1926 гг.

Были проведены конкурсы на Дворец труда в Ростове-на-Дону, Екатеринославле и других городах Советского Союза.

Так, в программе конкурса на проект Дворца труда в Ростове-на-Дону (1925г.) предусматривалось объединение в одном здании театра (на 3500 человек), двух концертных залов (на 500 и 1000 человек), столовой (на 1000 мест), библиотеки-читальни, двух аудиторий, спортивных залов, комнат для кружковых занятий и других помещений. Дворец труда (ныне Дворец культуры железнодорожников) в Ростове — это один из самых первых в стране Дворцов для рабочих. Он до сих пор остаётся одним из крупнейших дворцовых зданий на юге России.

Первоначально здание Дворца задумывалось как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение. Вертикаль Рабочего Дворца стала новой важнейшей градостроительной доминантой, обращённой в пространство города и играющей роль пространственной связи городка железнодорожников с самим городом.

После конкурсного отбора проектов специальная Комиссия остановила свой выбор на проекте, разработанном гражданским инженером М. Кондратьевым и архитектором А. Маркеловым. Дворец должен был являть собой контраст вытянутого по горизонтали основного объёма здания и вертикали башни. А она представляла собой мощный, сужающийся кверху объем, закрученный по спирали монументальной лестницей, её обрамляющей.

В ходе строительства проект был несколько раз изменён. Разработку проекта параллельно с идущей стройкой закончил ростовский архитектор Л. Эберг. Ему предстояло сделать окончательный вариант проекта, который был утверждён вместе с окончанием строительства.

Самые большие изменения произошли с башней: она получилась в виде вытянутого объёма — ничуть не напоминающей свой спиралевидный прототип. Верхнюю часть фасада украшал вылепленный герб Советского союза, ниже него стояла дата — 1927, слева и справа от герба надпись «Рабочий Дворец имени Ленина».

Рис. 8. А.Маркелов, Л.Эберг. Дворец труда им. Ленина. Ростов-на-Дону. 1925–1927 гг.

 

Интересным представителем дворцовой архитектуры является Дворец труда в Екатеринославле (ныне г. Днепропетровск) (1925–1932гг.). Современное название Дворец культуры металлургов имени Ильича. Когда в 1925 г. был объявлен всесоюзный конкурс на Дворец труда в Екатеринославле, только один проект оказался выполненным в формах классики — все остальные представляли различные направления набиравшего силу конструктивизма. Ни один из отмеченных жюри проектов не был пригоден к исполнению в натуре, и дальнейшее проектирование поручили А. Красносельскому, который должен был разработать проект в соответствии с реальными техническими и экономическими возможностями строительства. Центральную часть симметричной композиции занимает театр. Два боковых корпуса соединены с театром полукруглыми крыльями. В левом 2-этажном объёме внизу размещён кинотеатр, а на втором этаже — танцевальный зал. Первый этаж правого корпуса занимает спортзал, на втором находится библиотека, в закруглённых крыльях — клубные помещения. Органичное соединение в объёмно-пространственной композиции отдельных блоков с чётким зонированием функциональных процессов позволяет автономную эксплуатацию клубной и зрелищной частей здания. Дворец труда был построен возле рабочего посёлка им. Фрунзе и предназначался прежде всего для обслуживания трудящихся металлургического завода им. Г. И. Петровского. Здание закончено строительством к 15-й годовщине пролетарской революции.

Рис. 9. А. Красносельский. Дворец труда. Днепропетровск. Общий вид, Генплан, план, разрез. 1925–1932 гг.

 

Подобные Дворцы труда при всей комплексности их функционального назначения были уже в значительной степени специализированы и представляли собой центры культурно-массовой работы с чётко выделенными секторами — театральным, клубным, спортивным, библиотечным, лекционным и др. Развиваясь одновременно с другими типами общественных зданий, Дворцы труда были важным этапом становления новой сети культурно-массовых учреждений, являясь одновременно и комплексными общественными центрами, и сферой формирования более специализированных типов зданий.

Дворец пионеров — это ещё один новый тип общественного здания, появившийся с новой властью в России. Дворец пионеров — детское внешкольное учреждение в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации.

В начале Дворцы пионеров размещались, главным образом, в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции. В начавшемся с середине 1930-х годов строительстве новых зданий для дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Структура дворцов и домов пионеров, малоэтажных в силу специфики работы с детьми, слагалась из отдельных функциональных зон и групп помещений в соответствии с характером проводимой работы (политико-массовой, юннатской, в области технического и художественного творчества). Большая роль принадлежала идее синтеза искусств. Планировка прилегающего участка выполнялась с площадью парадов, игровыми и спортивными площадками и другими сооружениями.

Рис. 10. Дворец пионеров. Архангельск. 1938г

 

Рис.11. Г. Иновицкий, Дворец пионеров, Сталино (ныне г. Донецк). 1928г.

 

К концу первой пятилетки развитие советской архитектуры ознаменовалось проведением конкурсов на разработку проектов Дворца Советов. Решение о строительстве Дворца было принято ещё в 1922 г. на I съезде Советов СССР (идея Дворца Советов была высказана С. М. Кировым).

Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное здание должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны.

Утверждённая программа конкурса предусматривала размещение во Дворце большого зала на 15 тыс. человек для проведения съездов и малого на 6 тыс. человек для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того здание Дворца должно было иметь множество различных обслуживающих и подсобных помещений.

На конкурс было представлено более 150 проектов. Только после 4 тура конкурса Совет строительства постановил принять за основу проект архитектора Б. Иофана, в котором здание Дворца завершалось 18-метровой статуей «Освобождённого пролетария» (высота здания вместе со статуей — 260м). В июне 1933 года было принято решение Совета строительства здание Дворца завершить монументальной скульптурой Ленина высотой 50–75м, а само здание нужно было рассматривать как пьедестал скульптурного памятника. Окончательным проектом 1939 года Дворец Советов задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров — выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскрёба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров.

Место строительства Дворца определили на набережной у площади Кропоткинских ворот, где прежде стоял Храм Христа Спасителя, взорванный в 1931 году.

Основа здания — большой круглый зал (диаметр 120 м) с местами, расположенными амфитеатром (вместимость 21 тыс. человек). В основу образного решения был положен принцип синтеза искусств. Ярусная композиция Дворца высотой 415 м завершалась гигантской скульптурой Ленина. Её автор, скульптор С. Меркуров, прекрасно понимал, что автоматическое увеличение статуи до стометровой высоты невозможно. Необходимо было учесть особенности её восприятия в сильных ракурсах и на большом расстоянии. Необычными, не имеющими аналогов были и абсолютные размеры статуи: голова имела размер больше пятиэтажного дома. Авторы не могли не понимать, что в условиях московского климата большую часть года статуя будет закрыта облаками. В качестве материала была выбрана пластичная никелевая бронза.

Рис. 12. Б. Иофан, В. Гельфрейх. Проект Дворца Советов. Общий вид, каркас. 1933–1935 гг.

 

Конструктивную основу здания составлял металлический каркас. Особенно сложным он был внутри статуи Ленина. Для каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали «ДС». Фундамент был заложен на глубину более 20 м, после чего начался монтаж каркаса. На фундаменте были установлены 32 огромных «башмака», на которые должны были опираться колонны залов первого этажа.

Строительство Дворца должно было полностью изменить планировку московского центра: сносились старые дома и целые кварталы, выпрямлялись улицы, планировалось пробить многокилометровые широкие проспекты, ведущие к площади перед Дворцом. В задании на проектирование огромное внимание удалялось организации различных шествий, демонстраций и парадов. Практически весь старый центр Москвы должен был подвергнуться коренной реконструкции.

Когда началась Великая Отечественная война, частично собранный каркас достиг высоты 10-этажного дома (его вес составлял приблизительно 25 тыс. тонн). В 1941 г. все работы на стройке были прекращены. Железнодорожным строителям остро не хватало металла для строительства мостов через реки Северную Двину, Вычегду, Усу, Вымь и другие, и летом 1942 поступило указание приступить к разборке каркаса. Никакой специальной техники не было, заклёпки срезали автогеном, снятые металлоконструкции грузили на платформы и отправляли на строительство Северо-Печерской магистрали. Строительство Дворца Советов больше не возобновлялось, на месте его фундамента в 1960 г. по проекту архитектора Д. Чечулина был построен плавательный бассейн «Москва», который просуществовал до 1993 года.

Вслед за конкурсом на Дворец Советов стали проводится конкурсы на градообразующие здания областных центров и столиц союзных республик. Гигантомания Дворца успела наложить отпечаток на представляемые конкурсные проекты. В качестве примера можно привести проект Дворца культуры в г. Архангельск. В 1933 году был объявлен конкурс проектов нового многоэтажного Дворца, который величественно возвышался бы над 1–2-этажным деревянным городом. Место, которое было отведено под строительство нового общественного здания историческое — отсюда начинался город Архангельск, здесь находились Гостиные Дворы — памятник архитектуры XVII века — подлежавшие сносу. Победителями конкурса стали архитекторы А. Капустина, В. Кусаков и Б. Рогайлов. Только нехватка средств не позволила осуществиться строительству Дворца.

Рис. 13. А. Капустина, В. Кусаков, Б. Рогайлов. Конкурсный проект Дворца культуры в Архангельске. Перспектива. Генплан. План 1 этажа. 1933 г.

 

Самыми немыслимыми проектами первых советских пятилеток стали Дворцы Коммунизма. Теоретики и практики архитектуры создавали свои работы в годы расцвета коммунистической идеи, наполненной верой, надеждой и мечтами о новом Обществе.

С одной стороны, характеристикой этого общества должен был стать гуманизм, в котором машины и заводы будут трудиться на благо каждого человека, а не отдельных капиталистов. С другой стороны, в этом обществе индивидуум мог быть значим только в аспекте героизма, а главной задачей каждого отдельного человека была работа на благо всего общества. Так утилитаризм эпохи проявился в понятии социального долга, которое прослеживается в работах практически всех действующих в то время художников.

К таким идейным художникам относился Яков Чернихов. Несмотря на жестокую критику, после разгрома конструктивизма и провозглашения принципиально нового подхода в идеологии архитектуры Советской России, Я.Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи. В период 1934–1946 гг. он создаёт циклы работ «Архитектура дворцов», «Архитектурные ансамбли», «Архитектура будущего», «Архитектура мостов», «Дворцы коммунизма», в которых не только исследует образ архитектуры новой эпохи, но и вопросы формирования архитектурного ансамбля.

«Архитектура, как искусство пространственных форм, как постоянно видимый и ощущаемый образ, является одним из могущественных факторов убедительной пропаганды великих идей коммунизма. Героика сталинской эпохи, несомненно, найдёт в архитектурных сооружениях тот выразительный и лаконичный образ, который выдвинет особую категорию композиционных трактовок пространственных форм. Пышность и парадность, подъём и торжество, радость и счастье, мощь и силу — все это я стремился отобразить в композиционных фантазиях «Дворцы коммунизма» [2].

В общих ансамблях дворцы коммунизма центрируют собой виднейшие сооружения, влияя на силуэт города. Вопрос силуэта города играет весьма значительную роль при осуществлении сооружений в натуре.

Рис. 13. Я. Чернихов. Дворцы Коммунизма

 

Одним из последних практически осуществлённых проектов Дворца Коммунизма является недостроенный Дворец в городе Калининград.

На месте Дворца раньше располагался замок Кёнигсберг — символ города. В начале 50-х годов ХХ века главным архитектором города Д. Навалихиным был составлен план реконструкции Калининграда в духе современности. Не смотря на протесты местных жителей, замок снесли, для того, чтобы «…на месте оплотов клятого прусского милитаризма возвести Дворец Коммунизма…».

По замыслу архитектора проекта Дворца Л. Мисожникова, 28-этажное здание должно было быть в стиле Советского конструктивизма и состояло из двух высотных прямоугольных башен, объединённых в двух уровнях крытыми переходами. На площади перед зданием планировалось разместить фонтаны, цветники и концертный зал под открытым небом. В здании должна была располагаться администрация Калининградского Обкома КПСС и Облисполкома.

Строительство Дворца началось в 1970 году, но из-за нехватки средств работы были приостановлены. После распада СССР недостроенный объект передавался от одних учредителей к другим. В итоге Калининградский Дворец Коммунизма так и не был достроен, намечавшийся Дом Советов не состоялся. Теперь этот долгострой собираются сносить и на его месте вновь возвести исторический замок.

Рис. 14. Л. Мисожников. Дворец Коммунизма. Калининград. 1967–1992. Строительство не завершено

 

Идея свободы и демократии, заложенная в каждое общественное здание 1920–30 гг., превращала их в своеобразный народный форум, место общения многотысячных масс трудящихся. Она рождала грандиозные композиции, но о реальном строительстве таких зданий в тот период не могло быть и речи. Вместе с тем проектная работа стимулировала отработку выразительного архитектурного языка эпох в истории Советской архитектуры.

 

Литература:

 

1.      Архитектурная газета. Приложение. — 1936г. — № 24. — с.7.

2.      Барабаш, Д. Дворцы коммунизма, 1934–41. (Проекты Якова Чернихова). / Д. Барабаш // Дилетант. [Электронный ресурс], 2012 — Режим доступа: http://diletant.ru/blogs/5525/2608/

  1. Барашков Ю. А. История архитектуры. Современная архитектура: [в 2т.] Т.2 / Юрий Барашков. — Архангельск: ОАО «ИПП Правда Севера», 2011. — 312с.: с илл.
  2. Былинкин, Н. П. История советской архитектуры. / Н. П. Былинкин и др. — М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1962. — 348с, с илл.

5.      Дворец Искусств. / Официальный туристический портал Ивановской области. [Электронный ресурс], 2012 — Режим доступа: http://www.visitivanovo.com/ivanovo/sights/monuments/dvorets-iskusstv/

  1. Дворец культуры железнодорожников в Ростове. / Памятники Дона. [Электронный ресурс], 2012 — Режим доступа: http://www.voopiik-don.ru/main/2009–06–01–10–23–39/37–2009–06–01–06–57–03/2759–2012–11–06–08–52–18

7.      Конкурсные проекты Дворца труда. / Архитектурно-строительный справочник. [Электронный ресурс], 2012 — Режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/2411

  1. Лагутин К. К. Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры. — М.: Искусство, 1953. — 235с., с илл.

9.      Строитель. — 1920. — № 11–12.

10.  Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы. — М.: Стройиздат, 2001. — 712 с: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle