Библиографическое описание:

Демидова Ю. М., Капралова М. А. Совершенствование систем пожарной безопасности в учебных заведениях РФ [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 109-113.

В работе представлены результаты исследований пожарной экспертизы, результаты численных и натуральных исследований учебной эвакуации, предложены решения по совершенствованию пожарной безопасности университета.

Ключевые слова: система пожарной безопасности, пожарный риск, скорость потока, нормативное время эвакуации.

 

Объект исследования — Сибирский государственный университет путей сообщения.

Цель исследования — разработка мероприятий по усовершенствованию пожарной безопасности СГУПС и устранение выявленных нарушений.

Одной из важных и актуальных проблем является предотвращение несчастных случаев связанных с пожарами в учебных заведениях. Пожар в Московском институте государственного и корпоративного управления, унёс жизни 10 человек. Причиной трагедии стала старая электропроводка, ни разу не заменявшаяся целиком за 70-лет. Шестерых погибших нашли у заблокированного запасного выхода. Дважды горели общежития Российского университета дружбы народов, в последнем пожаре погибли 44 человека, пострадали более 170. Одним из пунктов обвинения было то, что администрация вуза не установила в помещениях общежития пожарную сигнализацию.

Задачи:

1.      Проведение пожарной экспертизы СГУПС на основании Постановления правительства РФ № 390 «Правила противопожарного режима РФ» от 25 апреля 2012 г. и др. действующей нормативно-правовой базы.

2.      Проведение исследования движения людских потоков СГУПС (численное моделирование и натуральные исследования при учебной эвакуации университета)

Проанализировав статистику все проблемы пожарной безопасности были разделены на 3 блока: проектирование и перепланировка, эвакуация и экспертиза (Рис.1)

Рис.1. Проблемы пожарной безопасности

 

1.      Проектирование и перепланировка

1.1.  Важной проблемой университета является переполненность учебных корпусов.

В СГУПСе существует Культурно Досуговый Центр, который занимает площади главного корпуса университета. В условиях дефицита учебных площадей было предложено рассмотреть вопрос о возможности надстройки 3го этажа здания столовой «Журавушка», с последующим переносом КДЦ. Под руководством сотрудников лаборатории проводится техническая экспертиза здания столовой.

1.2.  Согласно требованиям, на путях эвакуации не должно быть препятствий, таких как турникеты, паласы должны быть прикреплены к полу. [1, с.6] Демонтаж турникетов и закрепление паласов позволит увеличить скорость движения потоков при эвакуации и уменьшить количество травмоопасных ситуаций.

1.3.  В рамках пожарных учений установлено, что у большинства предоставленных огнетушителей срок годности закончился около 10 лет назад. Из 25 огнетушителей 10 оказались неэффективны, еще часть из них обладает обратным действием — вместо тушащего вещества из них выделяется кислород, который усиливает пламя. У двух огнетушителей при использовании отлетели раструбы, что представляет серьезную угрозу жизни. Важно подчеркнуть, что данные огнетушители находились в складе ГСМ, где помимо топлива, расположены автомобили и техника. Недопустимо хранение и использование неисправных огнетушителей.

2.      Эвакуация

2.1.  В течении трех последних лет во время эвакуации на каждый выход назначались наблюдатели, производившие видеосъемку и заносившие данные в протоколы. К проведению учебной тревоги были привлечены 16 проинструктированных и подготовленных наблюдателей — студентов факультета ПГС. У каждого выхода велось видео-фото наблюдение и составления протоколов исследования, представленных на рисунке 2.

протокол исследований

Рис.2. Протокол исследований

 

Данные по количеству эвакуированных людей по каждому выходу представлены на рис.3. Анализируя потоки — лабораторный корпус переполнен.

Рис. 3. Количество эвакуированных людей

 

Для научного подтверждения проводились теоретические расчеты времени эвакуации. Объем здания: V = 132*18*22=52 300 м3. Степень огнестойкости I, II. Расчётное время эвакуации оказалось почти в 2 раза больше нормативного.

Рис. 4. Первый и четвертый этажи лабораторного корпуса СГУПС

 

 

Для расчета практического времени эвакуации устанавливались метки на стенах, расстояние между которыми 2 метра, и рассчитывались скорости потока. Скорость оказалась неоднородной и низкой.

Нормативное время эвакуации: 2,5 мин. [2, п.13, п.25] Расчётное время эвакуации: 4,64 мин. Практическое время эвакуации составило 9 минут.

2.2 Были проведены расчеты пожарного риска в лабораторном корпусе, которые показали, что индивидуальный пожарный риск не отвечает требуемому.

 

Рис. 5. Расчётный участок лабораторного корпуса

 

2.2.  При эвакуации скорость движения потока уменьшается, если вторые створки дверей в переходах между корпусами закрыты. Открыть их сложно, из-за высоты расположения шпингалетов. Предлагается демонтировать верхние шпингалеты или адаптировать их к среднему росту человека.

2.3.  На некоторых дверях эвакуационных выходов установлены замки (выходы 1 и 1а, рис.6).Заблокированные двери невозможно открыть изнутри, возле них собираются толпы студентов, которые вынуждены искать другие пути эвакуации. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. [1, с.5] Предлагается демонтаж замков и установка легкооткрывающихся изнутри затворов.

2.4.  Для рационального распределения потоков студентов в сторону ближайшего эвакуационного выхода необходимо добавить указатели движения, потому что некоторые направляющие таблички вводят студентов в заблуждение и приводят в тупики.

2.5.  При пожаре, в условиях недостаточной освещенности при задымлении, будет плохо видно направляющие таблички. Предлагается сделать таблички, планы маршрутов эвакуации, аварийные выходы из фотолюминесцентных материалов.

Был проведен социологический опрос на тему: Знаете ли вы для чего дымоотсечные двери и умеете ли вы ими пользоваться? По результатам опроса было установлено: 15 %-знаю, умею; 25 %-знаю, но возникают проблемы; 60 %-не знаю. Затем добровольцам было предложено открыть дымоотсечные двери. Это оказалось затруднительно и потрачено много времени. Для решения этой проблемы разработаны простые схематичные инструкции (рис. 6) в виде табличек и установлены на каждую дымоотсечную дверь около механизма открытия, что позволяет сократить время эвакуации.

Рис.6. Схема механизма открытия дымоотсечной двери

 

2.6.  Одной из самых важных проблем в университете и грубейшим нарушением правил пожарной безопасности является неисправная система автоматического открывания эвакуационных дверей при пожаре (5,6,7 выходы, рис.6)

Двери, не открывшиеся автоматически, вынуждены открывать сотрудники охраны, что приводит к столпотворению и давке у выходов.

Презентация23

Рис.7. Схема основных и запасных действующих выходов корпусов СГУПС

 

Также охранники открывают некоторые эвакуационные двери заранее на 5–20 минут. Такими действиями эффективность учебной эвакуации сводится к нулю, так как становится невозможным проверка автоматического открывания эвакуационных дверей.

2.7.  В планах эвакуации, расположенных на каждом этаже, не отмечено места размещения самого плана в здании, что создает трудности при ориентировании в здании при пожаре. Предлагается дополнить планы этими отметками.

3.      Экспертиза

По результатам проведения пожарной экспертизы СГУПС выявлено множество нарушений и сделан вывод, что либо экспертиза пожарным надзором проводится недобросовестно, либо администрация ВУЗа не реагирует на замечания.

Статья будет направлена в качестве рекомендаций в администрацию СГУПС и планируется активное участие в осуществлении предложенных решений проблем.

 

Литература:

 

1.       Постановление Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме».- 2012. N 19. — ст. 2415.

2.       ГОСТ Р 12.3.047–2012 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля. — 2012. — ст.77.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle