Принципы воспитательной работы в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кудряшова, Н. Ю. Принципы воспитательной работы в начальной школе / Н. Ю. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 111-118. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18510/ (дата обращения: 20.05.2024).



Принципы воспитательной работы в образовательном процессе рассматриваются как внутреннее содержание воспитания, именно они раскрывают содержание каждого этапа работы по воспитанию детей в начальной школе. Многие принципы воспитания взяты из советской школы, некоторые устарели, и появились новые.

Ключевые слова: воспитательная работа, личность, принципы, гуманизм, активность, индивидуальность.

The principles of educational work in the educational process are considered as the internal content of education, they reveal the content of each stage of work on the upbringing of children in primary school. Many principles of education are taken from the Soviet school, some are outdated, and new ones have appeared.

Keywords: educational work, personality, principles, humanism, activity, individuality.

Принципы являются важными составляющими любой науки. На принципах базируются нормы науки. Принципы изучали во все эпохи, советскую, современную и этот процесс продолжается до сих пор [9].

В современной педагогической и психологической науках разработаны и действуют разные объяснения по вопросу происхождения сущности принципов.

В истории школьных учреждений и педагогики сложились к настоящему времени традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми педагогами, психологами, которые подтверждены практическим опытом и эмпирическими исследованиями, они отображают наиболее существенные закономерности процесса воспитательной работы.

Принципы, будучи системой ведущих идей педагогов, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов.

Анализ и отбор принципов обучения и воспитания, акцент на каких-то предложенных из них, переосмысление их содержания — это сложный процесс, не только с точки зрения теоретического осмысления, но и практического воплощения .

Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно [10].

Ниже на рис. 1 отображена схема группы принципов, которые, на мой взгляд, отражают реалии сегодняшнего дня, как с позиции образовательного процесса, так и воспитательной работы педагогов в начальной школе.

Группы принципов [1]

Рис. 1. Группы принципов [1]

Затем на последующих рисунках 2–4 рассмотрено внутреннее содержание групп принципов.

Состав первой группы принципов [1]

Рис. 2. Состав первой группы принципов [1]

Состав второй группы принципов [1]

Рис. 3. Состав второй группы принципов [1]

Состав четвертой группы принципов [1]

Рис. 4. Состав четвертой группы принципов [1]

Анализируя эти схемы, в которых раскрыт смысл понятия принципы воспитательной работы, тем не менее до сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению [2].

Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.

Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы.

По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике. В частности, это принципы Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами [3]. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т. д.

Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность, но сегодня, современная школа, переосмыслив и перестроив свою работу, и потому немного изменила трактовку некоторых принципов, которые касаются воспитательной работы [4].

Согласно действующим педагогическим концепциям, принципы воспитательной работы должны обладать общими обязательными чертами, такими как направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой является формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу, затем выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем [6].

И последней чертой должно быть решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.

Воспитательная работа построена на определенных элементах, критериях, принципах, и поэтому воспитательная работа строится на следующих принципах:

Принцип субъектности — рассматривая суть этого принципа, можно его охарактеризовать следующим образом:развитие самосознания школьников, предоставление им возможности быть субъектами своей деятельности от постановки цели, планирование, поиск средств осуществления до анализа результатов.

Субъектность предполагает осмысление ребенком своего «Я» во взаимосвязях с окружающим миром, самоопределение его в мире [7].

Принцип индивидуальности — данный принцип можно сказать вытекает из предыдущего. Суть его в том, что, организуя воспитательную работу, педагог способствует раскрытию уникальной личности ребенка, учитывает индивидуальные темпы ее развития, исходит из интересов и потребностей ребенка, помогает ему занять собственную позицию, увидеть границы собственного «Я».

Реализация принципа предполагает уважение к индивидуальности ребенка, признание его уникальности и неповторимости [7].

Принцип активной деятельности один из ведущих принципов в воспитательной работе. Одной из ярких особенностей младших школьников является активность. Дети с огромным удовольствием и неиссякаемой энергией включаются во все школьные и классные дела.

Чтобы направить эту энергию в нужное русло, педагог организует такую деятельность, в которой нашлось бы место каждому ребенку.

Активное участие детей в организуемых делах, с одной стороны, развивает индивидуальные способности и склонности ребенка, а с другой — позволяет ему занять достойное место в группе сверстников.

Принцип успеха или еще говорятситуация успеха — это внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом.

Создавая ситуацию успеха, педагог использует положительное подкрепление в виде поощрения, похвалы, сюрприза.

Переживание успеха ведет к возвышению ребенка [8].

Принцип оптимизма — по-другому его можно назвать принципом «мажора», «оптимистического рубежа» (А. С. Макаренко). Он продолжает предыдущий принцип. Суть его раскрывается через опору на положительное в ребенке, веру в его способности и возможности, уверенность в том, что у него все получится [10].

Принцип свободы выбора — суть данного принципа заключается в том, что каждому участнику совместной деятельности предоставляется право свободы выбора. Оно проявляется в свободном высказывании своего мнения, суждения, оценки, желания или нежелания участвовать в деятельности. При этом педагог приучает детей к ответственности тем, что просит непременно аргументировать сделанный выбор.

Принцип связи с жизнью детей — обучаясь в школе, ребенок не готовится к будущему, а живет «здесь и сейчас». Период детства имеет свою ценность и важен не менее других. Поэтому, определяя содержание деятельности детей, необходимо отталкиваться от их актуальных потребностей и интересов, помочь им в решении насущных проблем, сложившихся жизненных ситуациях. Важно учитывать то, что действительно волнует детей, затрагивает их чувств [12].

Таким образом, проанализировав и раскрыв смысл принципов, которые могут использоваться в воспитательной работе, показывают, что на сегодняшний день представители современной педагогики и психологии немного расширили объем принципов воспитательной работы, который действовал в советское время [5].

Идет переосмысление современных реалий, возможностей, поэтому принципы воспитательной работы и изменили свое предназначение, цели и задачи.

Литература:

  1. Буданова, Г. П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. — М.: Просвещение, 2019. — 256 с.
  2. Головнева, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Головнева // Педагогика. — 2021. — № 10. — С. 38–47.
  3. Землянская. Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
  4. Каганович, А. А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем / А. А. Каганович // Педагогика. — 2008. — № 7. — С. 46–50.
  5. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В. С. Кукушин. — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2020. — 352 с.
  6. Куприянов, Б.В. 18 форм воспитательной работы с детским коллективом класса / Б. В. Куприянов // Классный руководитель. — 2017. — № 6. — С. 103–125.
  7. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебник / Л. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 480 с.
  8. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: «Академия», 2019. — 160 с.
  9. Петрова, Л. И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 347 с.
  10. Плахова, Т. В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие / Т. В. Плахова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 157 с.
  11. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021. — 384 с.
  12. Степанов, Е. Н. Воспитательная система класса / Е. Н. Степанов // Классный руководитель. — 2019. — № 4. — С. 5–19.