Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмаилова, Г. К. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся / Г. К. Исмаилова, Б. О. Туребаев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18509/ (дата обращения: 20.05.2024).



В статье рассматриваются методы и инструменты для оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода. Также рассматривается переход образовательного оценивания от традиционных методов к компетентностному подходу, который фокусируется на оценке практических навыков учащихся и применении знаний. В статье исследуется роль технологий, международных рамок и передового опыта в реализации этого подхода, а также рассматриваются его последствия для будущих образовательных реформ.

Ключевые слова : компетентностный подход, компетентностно-ориентированное обучение, методы оценки, профессиональная компетенция.

Введение : В последние годы компетентностный подход получил распространение, выступая за систему, которая ценит демонстрацию навыков и знаний, а не простое завершение курсов. Такой подход требует переоценки стратегий оценивания, чтобы гарантировать, что они точно отражают компетенции учащихся в реальных сценариях.

Сфера образования постоянно развивается, а вместе с ней и методы оценки результатов обучения учащихся. Компетентностный подход стал ключевой основой, смещающей акцент с традиционных показателей на более детальное понимание способностей учащихся.

В основе компетентностного подхода лежит принцип, согласно которому оценка должна быть постоянным формирующим процессом, интегрированным в процесс обучения. В нем подчеркивается важность согласования оценок с четко определенными компетенциями, адаптированными к потребностям отрасли и общества.

Оценивание в компетентностно-ориентированном обучении направлено не только на определение объема знаний учащихся, но и их способности применять эти знания на практике [1]. Для этого используются разнообразные методики оценивания, такие как выполнение практических заданий, создание портфолио и проведение симуляций, что обеспечивает всестороннее понимание процесса обучения.

Хотя компетентностный подход предлагает более достоверную оценку способностей учащихся, он также создает проблемы. Учреждения должны преодолеть барьеры, связанные с аккредитацией, стандартизацией и разработкой надежных инструментов оценки [2]. Однако потенциальные преимущества, такие как повышение вовлеченности студентов делают эти проблемы достойными решения.

Компетентностный подход основан на убеждении, что образование должно быть более персонализированным и что оценки должны отражать индивидуальный рост учащихся. Сторонники утверждают, что этот подход обеспечивает более точное представление о способностях и готовности студента к профессиональным задачам [3].

Ученые выражают разные мнения относительно реализации компетентностного подхода. Иванов А. и Петрова С. выступают за его целостный характер, предполагая, что он позволяет более детально понять способности учащихся [4]. Хьюм П., Норрис В. и Пауэлл А. считают, что без тщательного проектирования компетентностный подход может быть подвержен субъективности и требует тщательной проверки для обеспечения надежности [5].

Внедрение компетентностного подхода включает в себя определение ключевых компетенций и разработку оценок, позволяющих оценить уровень компетентности в этих областях. Методы могут включать в себя задачи, основанные на результатах, моделирование и прямое наблюдение за навыками, связанными с работой. Цель состоит в том, чтобы создать систему оценивания, отражающую компетенции, необходимые в будущей профессиональной среде студента.

Компетентностный подход ценят за акцент на практических навыках и за его потенциал способствовать развитию культуры постоянного совершенствования среди студентов. Однако такие проблемы, как разработка надежных инструментов оценки и необходимость обучения преподавателей методологиям компетентностного подхода, остаются серьезными препятствиями на пути широкого внедрения [6].

Преподаватели адаптируют учебный опыт в соответствии с компетенциями, в то время как учащиеся активно направляют свое собственное обучение [7]. Это включает участие как в формирующем, так и в итоговом оценивании, гарантируя, что каждый учащийся является активным участником процесса оценивания.

В Европе Болонский процесс сыграл важную роль в продвижении компетентностно-ориентированного обучения на всем континенте. Аналогичным образом, авторы из Казахстана и России внесли свой вклад в дискуссию, выступая за образовательные реформы, соответствующие этому подходу [8].

Тематические исследования по компетентностному подходу освещают передовой опыт создания, поддержания и расширения программ компетентностно-ориентированного обучения (CBE) [9]. Эти исследования дают ценную информацию об эффективном внедрении компетентностного подхода, демонстрируя успешные стратегии и уроки, извлеченные из различных образовательных учреждений.

Технологии являются краеугольным камнем внедрения компетентностного подхода, предлагая инновационные решения для персонализированных путей обучения. Он обеспечивает расширенный сбор и анализ данных, предоставляя преподавателям представление об успехах отдельных учащихся и облегчая оценку компетенций с помощью цифровых инструментов, таких как электронные портфолио и аналитика обучения. Эти технологии поддерживают прозрачное документирование компетенций и помогают персонализировать процесс обучения.

Будущее компетентностного подхода предполагает непрерывную эволюцию и адаптацию для удовлетворения меняющихся потребностей учащихся и рынка труда. Оно включает в себя разработку новых технологий и создание более гибкой среды обучения. Основное внимание уделяется созданию профессиональных обучающихся сообществ, разработке четких теорий изменений и повышению качества практик компетентностно-ориентированного обучения [10].

Заключение: Компетентностный подход в оценке качества результатов обучения учащихся знаменует собой революционный сдвиг в философии образования. Эта парадигма ставит в центр внимания овладение компетенциями, а не простое накопление знаний, тем самым более тесно увязывая образование с практическими потребностями современной рабочей силы. Подчеркивая, что учащиеся могут делать с тем, что они знают, преподаватели могут предложить более актуальное, инклюзивное и справедливое образование. Этот подход не только готовит студентов к неотложным задачам профессионального мира, но и снабжает их адаптивными навыками, необходимыми для непрерывного обучения и успеха в постоянно меняющемся глобальном ландшафте.

Литература:

  1. Кунанбаева С. С. Теория и практика современного иноязычного образования. — Алматы, 2010–344 с., 187 с.
  2. Byrnes, H., Maxim, H. H., & Norris, J. M. (2010). Competency-Based Language Teaching in Higher Education . John Benjamins Publishing Company URL: https://www.scribbr.com/citing-sources/cite-a-book/.
  3. Касымова Г. М., Тулепова С. Б., Бектурова М. Б. (2020). Восприятие цифровой компетентности при преподавании английского языка в контексте онлайн-образования. Европейский журнал современного образования.
  4. Иванов А., Петрова С. (2023). Коммуникативная компетентность на уроках русского языка. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  5. Patrick, S., Kennedy, K., & Powell, A. (2013). Defining and integrating personalized, blended, and competency-based education. Retrieved 24 November 2013, from: International Association for K-12 Online Learning.
  6. Sturgis, C., & Patrick, S. (2010). When Success is the only Option: Designing Competency-Based assessment. International Association for K-12 Online Learning. Retrieved 19 August 2014, from: http://www.inacol.org/cms/wp-content/uploads/2012/09/iNACOL_SuccessOnlyOptn.pdf.
  7. Нурмуханова Д. (2021). Компетентностный подход в высшем образовании Казахстана. Алматы: КазУМОиМЯ
  8. Ричардс, Дж., и Роджерс, Т. (2001). Подходы и методы в обучении языкам. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  9. Толлефсон, Дж. (1986). Оценивание при компетентностном подходе к обучению иностранному. TESOL Quarterly, 20 (4), 649–664.
  10. Rychen D. S., Salganik L.H (Eds.). (2001). Defining and Selecting Key Competencies Göttingen Germany: Hogrefe & Huber.

Ключевые слова

компетентностный подход, профессиональная компетенция, методы оценки, компетентностно-ориентированное обучение