Непрерывное образование детей из неполных семей: важность мониторинга в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мирзоева, Н. Э. Непрерывное образование детей из неполных семей: важность мониторинга в образовательном процессе / Н. Э. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 55-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18426/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассматривается понятие неполной семьи и оценивается влияние мониторинга на образовательный процесс детей, воспитывающихся в неполных семьях. Мониторинг определяется как систематический процесс сбора, анализа и применения информации для адаптации и оптимизации образовательных стратегий. Акцент делается на необходимости интеграции мониторинга в образовательную среду как средства для идентификации и устранения барьеров, препятствующих непрерывному образованию.

Ключевые слова: непрерывное образование, дети из неполных семей, мониторинг, адаптация, образовательные барьеры.

Семья, исторически сложившаяся как система взаимоотношений, обусловленная брачными, родственными связями, общностью быта и взаимными моральными обязательствами, представляет собой ключевую социальную группу, в рамках которой происходят основные процессы человеческого развития [1]. Она оказывает существенное влияние на индивидуальное развитие личности, проникая во все аспекты ее существования. Сложность объективного изучения семьи, как отмечает В. Гуд, обусловлена обширным личным опытом и эмоциональной вовлеченностью каждого индивида в семейные процессы, он говорил «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [2]. Исторические изменения в структуре и функциях семьи привели к значительному разнообразию брачно-семейных моделей, среди которых особое место занимают так называемые неполные семьи, активно обсуждаемые в современной литературе и общественном дискурсе.

В различных культурах и языках существуют уникальные термины для обозначения семей, где воспитанием детей занимается один родитель. На немецком языке такие семьи называются «unvollstaendige Familie», дословно переводясь как «семьи одиноких родителей» [4], а также используется термин «einelternfamilie» — «семья с одним родителем». В английском языке применяется термин «one-parent family», под которым подразумеваются разведенные семьи, вдовые семьи и семьи с внебрачными детьми. Финские социологи, уделяющие особое внимание изучению таких семей, обозначают их термином «Yksinhuoltaja», что в переводе означает «заботящийся в одиночку». Во Франции с 1981 года используется термин «неполной семьи», включающий родителей, воспитывающих детей без супруга или супруги. В международном контексте такие семьи обычно называют «семьей с одним родителем» или монородительской семьей.

Для неполных семей характерны следующие проблемы (рис.1).

Проблемы неполных семей

Рис 1. Проблемы неполных семей

В современном обществе непрерывное образование выступает не просто как базовая потребность, но как фундаментальное право каждого ребенка, открывающее двери к социальной мобильности и обеспечивающее личностное развитие на протяжении всей жизни. Однако для детей, воспитывающихся в неполных семьях, доступ к высококачественному образованию и его непрерывность сталкиваются с серьезными препятствиями, связанными как с внешними, так и внутренними факторами, включая социально-экономические условия и психоэмоциональное состояние.

В социально-педагогической научной литературе термин «неполная семья» обозначает семейный уклад, в котором функции воспитания и обеспечения благополучия ребенка возлагаются на одного из родителей, проживающего с несовершеннолетним. Несмотря на то, что присутствие двух родителей в семье не является абсолютным гарантом создания оптимальных условий для развития ребенка, оно может существенно способствовать выполнению задач, направленных на сохранение его психологического здоровья. В то же время, отсутствие одного из родителей, хотя и не определяется как детерминант семейного неблагополучия, может ограничивать воспитательный потенциал семьи. Это обстоятельство, особенно в сочетании с другими неблагоприятными факторами, потенциально негативно сказывается на воспитательном процессе и формировании мировоззрения ребенка в силу недостатка родительских ресурсов.

В этом контексте мониторинг образовательного процесса выступает не только как инструмент оценки и контроля, но и как механизм выявления и преодоления барьеров на пути к образовательным достижениям и социальному включению. Систематический сбор, анализ и использование информации о прогрессе и трудностях учащихся позволяют адаптировать образовательные стратегии и педагогические подходы, делая их более чувствительными к индивидуальным потребностям и обстоятельствам жизни детей из неполных семей. Что же такое мониторинг в непрерывном образовании? Мониторинг непрерывного образования представляет собой целенаправленный и систематический процесс наблюдения, регистрации и анализа текущего состояния и динамики изменений в системе непрерывного образования. Этот процесс включает в себя оценку как самой системы непрерывного образования, так и происходящих в ней процессов, а также прогнозирование будущего развития данной системы на основе полученных данных [5].

Основываясь на теории социального научения Альберта Бандуры, можно утверждать, что моделирование поведения, наблюдение и имитация являются ключевыми факторами в обучении и развитии детей. Для детей из неполных семей важно иметь положительные образцы для подражания как в школе, так и вне ее. Таким образом, мониторинг должен включать оценку не только академической успеваемости, но и внеклассного участия, социального взаимодействия и эмоционального благополучия.

Влияние мониторинга на преодоление образовательных барьеров.

В современном образовательном дискурсе вопрос преодоления образовательных барьеров занимает одно из центральных мест. Мониторинг образовательного процесса выступает как механизм, направленный на выявление и последующее устранение этих барьеров, обеспечивая тем самым доступность и качество образования для всех учащихся. Мониторинг в сфере образования для детей из неполных семей выполняет несколько ключевых функций:

  1. Идентификация образовательных и психоэмоциональных потребностей: Раннее выявление трудностей в обучении или эмоциональных проблем позволяет своевременно предоставить необходимую поддержку и интервенцию.
  2. Адаптация учебных программ: Учет индивидуальных потребностей, интересов и возможностей каждого ребенка способствует эффективному обучению и развитию.
  3. Повышение вовлеченности родителей: Регулярный мониторинг и обратная связь с одинокими родителями способствуют более активному участию в образовательном процессе и воспитании ребенка, что крайне важно для эмоционального благополучия и социальной адаптации детей из неполных семей.
  4. Профессиональное развитие педагогов: Анализ данных мониторинга помогает педагогам лучше понимать, какие методы и подходы наиболее эффективны для преодоления конкретных образовательных барьеров. Это способствует профессиональному развитию учителей и повышению качества образовательного процесса.
  5. Создание поддерживающей образовательной среды: На основе данных мониторинга школы могут разрабатывать и внедрять стратегии, направленные на создание более инклюзивной и поддерживающей образовательной среды. Это включает в себя меры по социальной интеграции, психологической поддержке и созданию условий для всестороннего развития каждого учащегося.
  6. Личностное развитие: Особое внимание уделяется развитию самооценки, самостоятельности и устойчивости к жизненным трудностям, что является ключевым для успешной социальной адаптации.

Методы мониторинга могут включать как традиционные формы оценки успеваемости и наблюдения за поведением учащихся, так и более инновационные подходы, такие как анкетирование, групповые обсуждения и индивидуальные беседы. Целью таких методов является получение полной картины об образовательном опыте и социальном благополучии детей, что требует от педагогов не только профессиональных знаний, но и эмпатии, терпения и готовности к открытому диалогу [3].

Для улучшения мониторинга в образовательном процессе, особенно касающегося детей из неполных семей, предлагаю разработать мультидисциплинарную модель мониторинга. Эта модель будет включать не только анализ академических достижений учащихся, но и оценку их эмоционального и социального благополучия с использованием комплексных инструментов и методик. Такой подход предполагает сотрудничество между учителями, психологами, социальными работниками и родителями для создания полной картины благополучия и успеваемости каждого учащегося.

В заключении данной статьи, освещающей проблематику непрерывного образования детей из неполных семей, предлагаю акцентировать внимание на критической роли мониторинга в воспитательном процессе как фундаментальном инструменте для обеспечения адаптивной и поддерживающей образовательной среды. Научные данные и теоретические построения, представленные в рамках данного исследования, убедительно демонстрируют, что систематический и целенаправленный мониторинг образовательного и психоэмоционального развития учащихся из неполных семей является ключевым для идентификации их индивидуальных потребностей и последующей адаптации учебных программ и воспитательных практик.

Обеспечение соответствующей поддержки и создание условий для полноценного развития этих детей требуют не только глубокого понимания специфики их социального и психологического статуса, но и разработки интегрированных подходов, включающих участие не только образовательных, но и социальных структур. Важно подчеркнуть, что успешная реализация такого подхода предполагает активное вовлечение всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей (опекунов), психологов и социальных работников.

Исследования, проведенные в данной области, подтверждают, что учет индивидуальных образовательных и психологических потребностей детей из неполных семей и их активная социализация в рамках образовательного процесса способствуют повышению их учебной мотивации, социальной адаптации и общего психологического благополучия. Это, в свою очередь, ложится в основу их успешного включения в социальные процессы и достижения личностного роста.

Литература:

  1. Голод С. И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. СПб., 1998. 229 с.
  2. Литвинов Г. А., Зарединова Э. Р., Меджитова З. С., Фазылова Э. Э. Психологическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье // Проблемы современного педагогического образования. 2015. No 47–5. С. 267–275.
  3. Мониторинг непрерывного образования в профессиональной педагогической деятельности: модель, инструментарий, структура. https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-model-instrumentariy-struktura (дата обращения: 31.03.2024).
  4. Мониторинг положения семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: региональный аспект. https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-polozheniya-semey-s-odnim-roditelem-okazavshihsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-regionalnyy-aspek (дата обращения: 30.03.2024).
  5. Monitoring of Teaching and Learning. https://www.snct.org.uk/library/126/glasgow_lnct_-_monitoring_teaching_&_learning.pdf (дата обращеия: 31.03.2024)

Ключевые слова

адаптация, мониторинг, непрерывное образование, дети из неполных семей, образовательные барьеры