Влияние автоматизации на работу человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

LXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Соколов, О. А. Влияние автоматизации на работу человека / О. А. Соколов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18424/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье автор проводит обзор взаимодействий человека и автоматизации работы. Разделяется статичная и гибкая автоматизация, определяется влияние автоматизации на воспринимаемую автономию и компетентность человека, восприятие его роли; на загруженность рабочего процесса и производительность работы.

Ключевые слова: человек, автоматизация, взаимодействие, влияние.

Технический прогресс позволил разработать более сложные системы, которые не только способны выполнять простые действия, но и берут на себя все больше когнитивных функций — происходит автоматизация. Автоматизация — это использование инструментов, технологий и алгоритмов для автоматического выполнения задач планирования и контроля с минимальным вмешательством человека или вообще без него, которые в противном случае выполняются людьми вручную [1, с. 51]. Первоначально автоматизация в основном использовалась для поддержки аналитических процессов, сегодня разрабатывается и внедряется все больше средств автоматизации, которые также поддерживают процессы принятия решений.

Анализ показал [2, с. 2], что риск негативных последствий возрастает при повышении степени автоматизации. Степень автоматизации определяет уровень поддержки автоматизации от ручного управления до полной автономии на четырех этапах обработки информации: 1 — сбор информации, 2 — анализ информации, 3 — выбор решения, 4 — выполнение действий. Высокие степени автоматизации повышают производительность оператора и снижают рабочую нагрузку, но за счет уменьшения осведомленности о ситуации и производительности, когда система возвращается к ручному управлению. Риск этих негативных последствий наиболее вероятен, когда автоматизация переходит критическую границу от информационной автоматизации (автоматизация, поддерживающая информационно-аналитические процессы, соответствует стадии 2) к автоматизации принятия решений (автоматизация, поддерживающая процессы принятия решений, соответствует стадии 3).

Статическая и гибкая автоматизация

В концепциях статической автоматизации распределение задач предопределяется один раз в процессе проектирования автоматизации и впоследствии не может быть изменено в процессе использования автоматизации. Однако в ситуациях, когда задачи требуют принятия сложных решений, изменчивости, изменения рабочей нагрузки или возможности возникновения непредвиденных событий, статическая автоматизация может неадекватно удовлетворять различные потребности людей-операторов [3, с. 344]. Благодаря гибкой автоматизации распределение функций между человеком и автоматизацией может динамически корректироваться во время использования системы автоматизации в соответствии с различными ситуационными условиями, состоянием оператора или оборудования.

В этой статье основное внимание уделяется одной конкретной форме гибкой автоматизации, которая называется адаптивной автоматизацией. Адаптивная автоматизация может представлять собой многообещающий подход, позволяющий использовать преимущества традиционных подходов к автоматизации, таких как повышение эффективности и безопасности, и одновременно противодействовать нежелательным последствиям, связанным со статическими концепциями автоматизации, таким как снижение квалификации, ухудшение приобретаемого опыта автономии и компетентности.

Воспринимаемая автономия

Автономия — одна из важнейших характеристик работы, которая существенно влияет на мотивацию и духовное благополучие человека. Она относится к степени свободы, которой люди обладают при выполнении своей работы, и представляет собой ощущение способности действовать самостоятельно [4, с. 98]. Автономия также влияет на производительность, результативность, удовлетворенность работой и количество невыходов на работу (прогулов). Внедрение автоматизации часто снижает степень самостоятельности. Данное обстоятельство может негативно сказаться на безопасности труда, мотивации и удовлетворенности работой человеком. В то время как информационная автоматизация по-прежнему позволяет людям самостоятельно решать, как выполнять задачи и выбирать путь решения проблем, автоматизация принятия решений вмешивается в автономный процесс принятия решений, что может негативно повлиять на ощущение автономии. Использование адаптивной автоматизации может нейтрализовать этот эффект, поскольку в этом случае человек-оператор контролирует распределение функций. Адаптивная автоматизация может удовлетворить первоначальное стремление человека к большему контролю.

Воспринимаемая компетентность

В соответствии с основной потребностью человека в воспринимаемой компетентности, хорошо спроектированное рабочее место должно включать разнообразные, значимые задачи, которые позволяют эффективно использовать навыки сотрудников. Потребность в воспринимаемой компетентности связана с изначальным желанием людей воспринимать себя способными решать задачи и уметь эффективно использовать свои способности. Воспринимаемая компетентность является важной предпосылкой для мотивации и благополучия человека [6, с. 1129] и может привести к повышению производительности, удовлетворенности работой и уменьшению оттока сотрудников.

Доказано, что такие факторы, как оптимальная сложность задач, возможности для обучения и чувство ответственности за успешно выполненную работу повышают чувство компетентности, что подчеркивает, что удовлетворение этой потребности также имеет решающее значение для успешного взаимодействия человека и автоматизации. Если внедренная технология автоматизации позволяет удовлетворить потребность в компетентности, ее одобрение может возрасти. Если технология ограничивает чувство компетентности, это может привести к отторжению автоматизации человеком и даже привести к снижению показателей безопасности. Если автоматизация поддерживает процесс принятия решений, то возможно, что результаты будут в меньшей степени зависеть от компетентности самого человека и в большей — от компетентности автоматизации, поскольку человек-оператор может чувствовать себя менее вовлеченным в процесс принятия решений. Таким образом, возможности использования собственных навыков при автоматизации принятия решений, вероятно, воспринимаются как ограниченные. Этот недостаток может быть устранен с помощью адаптивной автоматизации, которая позволяет людям неоднократно возвращаться к роли принятия решений и выполнения действий, чтобы чувствовать себя компетентными [5, с. 9]. Более того, дополнительная роль по распределению функций должна еще больше способствовать восприятию компетентности и значимости.

Восприятие роли

В результате растущей роли автоматизации роль человека обычно меняется с активного управления на пассивный мониторинг. Такая смена ролей может не только иметь плохие последствия с точки зрения мотивации человека, производительности работы и безопасности рабочего процесса, но и весьма сомнительна с точки зрения человека, если она создает роли, которые ограничивают активное участие и снижают значимость работы. Это негативное влияние на восприятие роли гораздо более вероятно для людей, использующих автоматизацию принятия решений, по сравнению с теми, кто использует автоматизацию информации. Первые должны работать с системой, которая не только помогает им правильно анализировать информацию, но и подсказывает, как действовать. В данном случае люди, скорее всего, окажутся в более пассивной роли наблюдателей. С помощью адаптивной автоматизации этот негативный эффект на вовлеченность в выполнение задач может быть уменьшен, поскольку люди сами несут ответственность за распределение функций. Следовательно, они более активно воспринимают свою роль и лучше осознают себя в роли ответственных за принятие решений.

Загруженность рабочего процесса (рабочая нагрузка)

Если автоматизация работает должным образом, рабочая нагрузка на человека может быть снижена по мере повышения степени автоматизации. В обычных условиях участники рабочего процесса, работающие с информационной системой автоматизации, испытывают более высокую нагрузку, чем те, кто работает с системой автоматизации принятия решений. Рабочая нагрузка в режиме информационной автоматизации может быть выше, чем в режиме автоматизации принятия решений [7, с. 21]. При адаптивной автоматизации, с одной стороны, из-за дополнительной задачи по распределению функций со стороны человека общая рабочая нагрузка может увеличиться. С другой стороны, гибкое распределение задач позволяет человеку оптимально сбалансировать различные уровни рабочей нагрузки, что позволяет снизить общую нагрузку.

Производительность

Если автоматизация функционирует должным образом, то её использование для выполнения рутинных задач дает преимущества в плане производительности. Обычно, что при поддержке автоматизации можно добиться более высокой производительности, чем при выполнении задач вручную. Этот эффект возрастает с увеличением степени автоматизации. Соответственно, преимущества автоматизации, вероятно, будут больше при статической автоматизации принятия решений, чем при статической автоматизации обработки информации [8, с 179]. Адаптивная же автоматизация способна лучше реагировать на потребности человека и рабочего процесса и избегать проблем, возникающих в процессе работы, что позволяет достичь более высокой производительности. Однако, из-за дополнительной задачи по распределению функций на стороне человека адаптивная автоматизация также может привести к конфликту распоряжения ресурсами и снижению производительности. Производительность при адаптивной автоматизации сравнима со статической автоматизацией принятия решений, поскольку здесь люди-операторы могут использовать автоматизацию в соответствии со своими потребностями и/или потребностями технологического процесса или рабочего процесса и всегда иметь возможность воспользоваться более высокой степенью поддержки.

Литература:

  1. Воройский, Ф. С. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник. / Ф. С. Воройский. — Москва: Физматлит, 2007. — 760 c. — Текст: непосредственный.
  2. Stages of Decision Automation: Impact on Operators’ Role, Awareness and Monitoring. — Текст: электронный // SageJournals: [сайт]. — URL: https://journals.sagepub.com/doi/epdf/10.1177/1071181319631126 (дата обращения: 30.03.2024).
  3. Миронов, В. В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. В. Миронов. — Москва: Гардарики, 2006. — 636 c. — Текст: непосредственный.
  4. Ушаков, Е. В. Философия техники и технологии / Е. В. Ушаков. — Москва: Юрайт, 2017. — 307 c. — Текст: непосредственный.
  5. Гарфинкель, Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий. Пер. с англ. А. М. Корбута. / Г. Гарфинкель. — 1. — Москва: Социологическое обозрение, 2009. — 114 c. — Текст: непосредственный.
  6. Kruger, J. Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one's own incompetence lead to inflated self-assessments. / J. Kruger, D. Dunning. — Текст: непосредственный // Journal of Personality and Social Psychology. — 1999. — № 77. — С. 1121–1134.
  7. Корнилова, Т. В. Методологические проблемы психологии принятия решений / Т. В. Корнилова. — Текст: непосредственный // Психологический журнал. — 2005. — № 1. — С. 19–24.
  8. Чернавский, Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). / Д. С. Чернавский. — 1. — Москва: Едиториал УРСС, 2004. — 288 c. — Текст: непосредственный.