Влияние современной медиареальности на журналистику: направления специализации профессионалов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в

LXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Астен, А. Д. Влияние современной медиареальности на журналистику: направления специализации профессионалов / А. Д. Астен. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18422/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассматривается журналистика в быстро меняющихся условиях медиамира. Затрагивается тема конвергентности в современных редакциях, поднимается вопрос о появлении новых программ обучения и узконаправленных специальностей.

Ключевые слова: журналистика, современная медиареальность, новые специализации, конвергентная редакция.

Процесс информационного обмена с каждым днем становится все более быстрым и многогранным. Постоянно изменяющиеся условия требуют от журналистики моментальной реакции, что не может не отражаться и на процессе подготовки специалистов.

Стоит отметить, что журналистскому образованию в России уже более 100 лет, но оно продолжает оставаться в центре внимания представителей медиаиндустрии, журналистского сообщества и общественности, потому что постоянно модернизируется и изменяет вектор развития [4].

Более 130 вузов России готовят специалистов в этой сфере. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов конкурс при поступлении на направление «журналистика» составляет 90 человек на место [3]. Это говорит о востребованности данной профессии.

По мнению ведущего специалиста по теории и практике специальности, профессора Елены Леонидовны Вартановой, на журналистику, являющуюся сегодня неотъемлемой частью системы творческих специальностей и креативных индустрий, следует смотреть через призму тех эффектов, которые она производит в социуме и на уровне отдельного человека. И связано это с тем, что журналистика призвана удовлетворять одновременно и индивидуальные, и групповые, и социальные потребности в информации [2].

Сегодня информационные потребности человека и общества в целом многогранны, следовательно, и закрывать их необходимо разносторонне. Именно поэтому современные учёные говорят о появлении «человека медийного».

На рисунке 1 приведена статистика, из которой видно, что вопрос борьбы за внимание аудитории стоит довольно остро.

Отчет о состоянии журналистики 2023 [1]

Рис. 1. Отчет о состоянии журналистики 2023 [1]

Поэтому в условиях современной медиареальности становится актуальным вопрос о появлении новых специализаций в сфере журналистики и массовых коммуникаций, которые бы смогли разносторонне закрывать потребности индивида.

Традиционная классификация журналистских профилей опирается на несколько оснований [5]:

– жанровое: очеркист, фельетонист, аналитик, репортер и т. д.

– тематическое: политический, экономический, спортивный обозреватель;

– отраслевое: газетчик, теле- и радиожурналист, интернет-журналист и т. д.

В новых условиях, когда о журналистике заговорили как о синтетической профессиональной деятельности, журналисты становятся универсальными специалистами.

Рассмотрим новые подходы к организации работы конвергентной редакции. В зависимости от того, с какими источниками более тесно работает журналист, Пол Бредшоу выделяет следующие новые роли в редакции [6]:

– редактор-агрегатор (сбор информации (агрегация), отбор полезного и релевантного материала (фильтрация), публикация (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах));

– мобильный журналист (его задача — оперативно находить людей и события, о которых ещё нет информации в сети);

– медиа-аналитик (специалист, занимающийся изучением рынка, аудитории и конкурентов, а также разработкой стратегии продвижения продуктов и услуг);

– медиа-продюсер (умеет комбинировать разные формы подачи информации и координирует работу тех, кто задействован в раскрытии конкретной темы);

– редактор-эксперт (делает аналитические обзоры, ведет тематические блоги, комментирует записи в других блогах);

– редактор сообщества (он формирует сообщества, оказывает помощь в проведении дискуссий, организует диалог).

Профессионализм конвергентного журналиста проявляется в умении мыслить аналитически и решать профессиональные задачи с высокой грамотностью и точностью. Независимо от типа материала, такой журналист способен определить наиболее эффективный формат для его представления.

Сейчас можно заметить тенденцию к разработке и внедрению программ обучения, включающих в себя нестандартные сочетания дисциплин [7]:

– медиакоммуникации

Учебная программа совмещает в себе обучение продюсированию, менеджменту СМИ, анализу данных, коммуникациям, основам режиссуры и создания медиапродукта.

– журналистика данных (Data Journalism)

Задача программы — дать компетенции по эффективному поиску, фильтрации, анализу и обработке больших массивов данных для оформления полученного материала в виде увлекательного медиатекста, инфографики, визуализации.

– интерактивные медиа и цифровые индустрии

Развитие компетенций, необходимых для работы креативного продюсера разноформатных проектов: управление разработкой мобильных приложений, видеоигр, мультимедийных книг, онлайн-курсов, веб-сериалов, сложных трансмедийных проектов.

– медиаменеджмент

Программа готовит медиаменеджеров, способных управлять системами информационных производств различных масштабов — от small media до холдингов.

Проведя мониторинг платформ онлайн-рекрутинга (HeadHunter, Mediajobs), можно прийти к выводу, что сегодня встречается большое количество специальностей, являющихся синтезом сразу нескольких сфер, например, реклама + PR + маркетинг. Так, востребованными на рынке труда являются:

– Копирайтер

– Контент-менеджер

– SMM-специалист

– Креатор

– Digital-маркетолог (интернет-маркетолог)

– Редактор сайта

– Медиаменеджер

– Дата-журналист

– Сторителлер

– Медиабайер

– Медиадизайнер

– Медиа-консультант

– Архитектор трансмедийных продуктов

Таким образом, мы видим, что мир журналистики сильно изменился. Современная медиареальность диктует свои требования, заставляет журналистов быть максимально конкурентоспособными, социально-мобильными специалистами, способными быстро и качественно адаптироваться к изменяющимся требованиям и технологиям в медиаиндустрии. Они должны быть гибкими и открытыми к новым идеям, способными быстро переключаться между различными форматами контента и умело адаптировать свою работу под требования целевой аудитории.

В условиях современной медиареальности журналисты должны быть готовы к работе под давлением, генерации креативных подходов к решению профессиональных задач и постоянному обучению. Только такие специалисты смогут успешно конкурировать в быстро меняющемся медиапространстве.

Однако базовое гуманитарное образование остается основой для формирования ключевых профессиональных навыков любого специалиста медиаиндустрии. Сохраняя свою важность вне зависимости от меняющихся условий, журналистика остается значимой творческой профессией, в которой востребованы специалисты, обладающие высоким культурно-ценностным потенциалом, творческой индивидуальностью, способные вносить свой вклад в развитие современного медиамира.

Литература:

  1. The State of Journalism 2023. — Текст: электронный // Muck Rack: [сайт]. — URL: https://info.muckrack.com/hubfs/Email %20images/3.8.2023_state %20of %20journalism %202023_FINAL.pdf (дата обращения: 02.03.2024).
  2. Вартанова, Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — Текст: непосредственный // Медиаскоп. — 2010. — № 1.
  3. Журналистика. — Текст: электронный // Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов: [сайт]. — URL: https://www.gup.ru/uni/structure/faculties/fac_kult/spec/reporter/ (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Исакова, Т. Б. Журналистское образование в условиях модернизации / Т. Б. Исакова. — Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 5. — С. 383–388.
  5. Распопова, С. С. Новые профессиональные профили журналиста: опыт типологического прочтения / С. С. Распопова. — Текст: непосредственный // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. — Воронеж: 2011. — С. 38–43.
  6. Силантьева, О. М. Газетно-журнальный холдинг: как поставить традиционную редакцию на мультимедийные рельсы (опыт ИД «Алтапресс» по созданию интегрированной мультимедийной редакции) / О. М. Силантьева. — Текст: непосредственный // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. — Москва: Фокус-медиа, 2010. — С. 80–105.
  7. Факультет креативных индустрий. — Текст: электронный // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: [сайт]. — URL: https://cmd.hse.ru/ (дата обращения: 01.03.2024).

Ключевые слова

журналистика, современная медиареальность, новые специализации, конвергентная редакция