Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18409/ (дата обращения: 30.04.2024).



Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации [5].

Одним из путей решения данной проблемы являетсяиспользование с дошкольниками с ОВЗ алгоритмов действий.Наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». Использование в педагогическом процессе алгоритмов, позволяет педагогам сократить время на обучение и одновременно решает следующие задачи: развивает основные психические процессы, способствует формированию у детей умений кодировать информацию, то есть преобразовывать предметы, образы в абстрактные знаки и символы.

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы деятельности по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, использовании разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе занимались отечественные педагоги: Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина и др. [2].

В настоящее время является актуальным поиск современных форм и методов, которые эффективно влияют на формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольниковс ОВЗ. Таким методом является применение алгоритмов в коррекционно-образовательной деятельности детского сада.

В детском саду «Колокольчик» п. Чернянка реализуется система работы по данной проблеме. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге для ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием алгоритмов. В соответствии с целью определены задачи: формирование навыков безопасного поведения на дорогах у ребенка с ОВЗ в условиях построения алгоритмов; развитие способности удерживать цель деятельности, овладение действиями контроля и оценки полученного результата своей деятельности при выполнении задания, опираясь на предложенный алгоритм; воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе; повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения ребенка на дороге [3].

Обучение ребенка с ОВЗ способам использования алгоритмов при формировании навыков безопасного поведения на дороге строилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Прежде чем ввести в предметно-пространственную среду тот или иной алгоритм, педагог определяет необходимость и информационную нагрузку выбранных алгоритмов. Выбор алгоритмов осуществляется с учётом программных задач, возрастных особенностей ребенка с ОВЗ.

На первом этапе вводились отдельные элементы алгоритма — символы, которые обозначают цвет, форму, величину, действия и др. Здесь применялись линейные алгоритмы : все действия выполняются однократно, последовательно, в строго заданном порядке. Педагог сообщает ребенку определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Дается установка на запоминание последовательности действий. Например, игра «Найди нужный знак», цель которой закреплять знания детей о дорожных знаках; умение сравнивать и ориентироваться в них; классифицировать по видам: запрещающие, предупреждающие и информационно-указательные [1].

  1. Обучающий. Педагоги разбирают с детьми структуру алгоритма, объясняют принципы применения разнообразных алгоритмов, показывают, как и для чего могут быть они использованы. На данном этапе применяются разветвляющиеся, циклические алгоритмы.Разветвляющиеся,это алгоритмы, в которых проверяется какое-то условие, если оно выполняется, осуществляется одна последовательность, если не выполняется — реализуется другая. Циклические,содержат часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие [2].

В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, для развития навыков безопасного поведения на дороге использовались игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «Что будет если?», «Кто знает, тот дальше продолжает», «Расставь правильно знаки и продолжи движение». Интересными и увлекательными для ребенка являются игры по типу «Сделай по условию». После того, как ребенок усвоил разветвляющийся алгоритм, вводился циклический алгоритм. Самый простой вариант циклического алгоритма — это построение сериационных рядов. Вначале целесообразно выполнить с ребенком несложное задание: например, вспомнить сказку «Колобок в городе» (интерпретация сказки «Колобок» на новый лад) и выложить с помощью геометрических фигур последовательность действий героев в сказке.

  1. Самостоятельная деятельность дошкольников . Данный этап позволяет ребенку на основе сформированных навыков использования разнообразных алгоритмов, самостоятельно организовывать своё пространство, свою деятельность. На данном этапе происходит закрепление алгоритмических умений, которые ребенок приобрел в процессе коррекционной и игровой деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно, используя карточки, схемы, знаки, картинки [4].

Например, в игре «Перекресток» можно выстроить систему правил: сначала необходимо найти место, где можно безопасно перейти дорогу (пешеходный переход), затем взять взрослого за руку, дождаться когда загорится зеленый свет, посмотреть налево и направо, если машины остановились и водитель видит пешеходов, переходить проезжую часть, дорогу переходим пешком (не бежать). Самое главное не нарушать в игре алгоритм (последовательность действий); при проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать, что формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации.

  1. Работа с родителями . С целью повышения педагогической грамотности родителей по вопросам применения алгоритмов при формирование навыков безопасного поведения детей с ОВЗ на дороге. Применение алгоритмов возможно не только в работе с дошкольником, но и с его родителями в домашних условиях . Для родителей был реализован проект «Дорога без опасностей», родители совместно с ребенком составляли алгоритмы: правила поведения пассажира, пешехода, правила поездки на велосипеде, правила перевозки детей и т. д.Совместно с родителями (законными представителями) разработан маршрут по безопасности дорожного движения «Мой безопасный путь» с включением алгоритмов.

Таким образом, предложенная система коррекционно-образовательной деятельности помогает сформировать навыки безопасного поведения на дороге у детей с ОВЗ. Включение алгоритмов в данную деятельность способствует: развитию умения выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить, представлять действия в виде строгой последовательности и планировать их, осуществлять контроль своих действий и их коррекцию; строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при сознательном выполнении правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Литература:

  1. Буценко О.А, Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у детей с ОВЗ. Режим доступа: https://solncesvet.ru/book_work/58588/
  2. Денисова Н. С. Алгоритм работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения //Совушка. — 2018. — № 3. — С.97–101.
  3. Степанова А. Э. Использование алгоритмов при организации взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста //Всероссийский журнал Педагог ДОУ. — 2018. — № 23. С.56–59.
  4. Устюмова Е. А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста /Журнал «Педагогическое образование в России, 2014. — № 3. –С. 134–138
  5. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах » (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 г. Москва).