Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны / К. В. Раскатова, Т. А. Кайсаканова, Н. П. Эверт, А. В. Старостина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18387/ (дата обращения: 28.04.2024).



Война — короткое, но страшное слово, несущее в себе бесконечный смысл и воспоминания об ужасах тех времен. Мы — люди двадцать первого века не знаем ужасов войны благодаря отважному подвигу наших предков. Но мы помним! Помним людей, которые сложили головы за наше спокойствие.

Город Старый Оскол война не обошла стороной. Тяжелые испытания выпали на долю нашего края в годы Великой Отечественной войны.

По совершенно другой колее пошла жизнь мирных старооскольцев, находившихся на территории оккупированного города со 2 июля 1942 по 5 февраля 1943 года. Население понесло огромные потери — тысячи девушек и юношей подросткового возраста были угнаны в Германию, многие расстреляны. Но и среди жителей нашего города были свои герои, которые ценой собственных жизней сдерживали неприятелей и приближали Победу.

Одна из самых значимых страниц в истории нашего края, да и всей страны — зима 1943. Погода не давала отдыха: лютые ветра, 30-градусные морозы, метели. А 31 января противотанковый взвод, численностью 17 человек, охранявший разъезд села Набокино, совершил невозможное.

Немецкое командование направило к подступам города подкрепление, подходившее со стороны железнодорожного разъезда Набокино. Осуществление их плана понесло бы за собой усиление обороны противника, и бои стали бы еще ожесточеннее. Это понимали и командиры, и бойцы 409-го дивизиона, встретившие противников у разъезда. Допустить прорыва было нельзя, за их спинами оставался измученный оккупацией город. Солдаты во главе со старшим лейтенантом Плотниковым, вооруженные только лишь противотанковыми ружьями, окопались у будки обходчика Майсюка. Ожесточенный бой длился 3 часа, но вражеский отряд численностью около 500 человек с минометами и пулеметами не прорвался в город, и был разгромлен.

Тринадцать героев из семнадцати пали смертью храбрых, четверо получили тяжёлые ранения, но не пропустили врага. В бою погибли старший лейтенант Валентин Плотников, младший лейтенант Василий Бондаренко, рядовые Умербай Чажабаев, Сергей Башев, Пётр Николаев, Михаил Яблоков, Тимофей Савин, Григорий Опарин, Михаил Дроздов, Павел Виноградов, Алексей Золотарёв, Николай Литвинов, Пётр Толмачев. Тяжело ранены Тихон Бабков, Абдыбек Бутбаев, Павел Рябушкин, Василий Кукушкин

Родина высоко оценила подвиг героев, защищавших город: пятеро из них удостоены ордена Боевого Красного Знамени, остальные — ордена Отечественной войны. А в Старом Осколе есть улицы, названные в честь освободителей — улицы Плотникова, Бондаренко, Литвинова, улица 17-ти героев. Героев, живущих в нашей памяти.

Недалеко от станции Старый Оскол в 1968 году установлен памятник 17-ти героям-освободителям. В день Победы и в день освобождения Старого Оскола здесь собираются железнодорожники, чтобы почтить память героев.

Но на защиту Родины встали не только солдаты, военные и мужчины, но и старики, женщины и дети. С началом войны остро встала проблема рабочих рук. Ведь большинство рабочих были призваны на фронт.

Пока солдаты в годы Великой Отечественной войны совершали невозможные, на первый взгляд, подвиги на фронте, трудившиеся в тылу, камень за камнем строили фундамент Победы. Да, большинство из них не слышало разрывов снарядов и свиста пуль над головами, это ни в коей мере не уменьшает их огромной роли, привнесенной во всеобщую Победу.

Город Старый Оскол война не обошла стороной. Тяжелые испытания выпали на долю нашего края в годы Великой Отечественной войны.

Чтобы обеспечить наших солдат всем необходимым и вывозить раненых в 1943 году было принято решение строить железную дорогу по направлению Старый Оскол — Ржава. На строительство отводилось 2 месяца. Малый срок для такой масштабной работы, но пробный рейс был запущен уже через 32 дня.

Работы велись даже когда совсем рядом проходили ожесточенные бои. Александра Акульшина, труженица тыла, принимавшая участие в строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава, вспоминает о тех днях: «Работали весь световой день: одни копали землю, насыпали в носилки, другие носили эти носилки на линию, где должна была дорога проходить, третьи — трамбовали. Дисциплина была, слаженность была, дружба была».

Из-за того сколько сил было вложено в строительство, эту дорогу назовут «дорогой мужества. С её помощью удалось разгрузить соседние железнодорожные ветки. Переброска орудий, боеприпасов и продовольствия к линии фронта увеличилась в разы. В возведении дороги было задействовано несколько железнодорожных бригад и две тысячи красноармейцев. Однако главный вклад внесли местные жители. Их было 20 тысяч. Почти все мужчины были на фронте, поэтому трудились на стройке в основном женщины и дети.

«Большинство из нас было из деревни, не видели тогда ещё ничего, кроме полуторки. Все были удивлены, как такая машина едет по такой дороге. «Ура кричали», — вспоминает Александра Акульшина.

Тот подвиг, который совершили труженики тыла — молодые девушки, женщины, старики и дети невозможно повторить даже в современных технических условиях.

Глядя на фотографии строителей дороги Старый Оскол — Ржава, мы видим улыбающиеся, молоденьких девушек. На них светлые нарядные блузки, а волосы спрятаны под белоснежными косынками. Вот только ноги босые, так как обуви не было. Можно подумать, что это иллюстрации к советскому мирному празднику. За кадром остался бешеный темп круглосуточной работы и вырытые траншеи глубиной в шесть метров.

Одна из тружениц тыла вспоминая об этом событии, рассказывает: «Совсем юная я со своими братьями, не задумываясь, приняла участие в строительстве железной дороги, так как понимала, что наша помощь просто необходима. Было невыносимо сложно, ведь приходилось вставать с рассветом и трудиться до темноты, без отдыха и выходных. Нам приходилось грузить тяжелые шпалы на вола, который не понимал, что мы от него хотим, просто замирал и не двигался с места. Бывало, наступит на ногу, боль такая, что не объяснить, ведь работали мы босоногими, но осознание того, что нужно закончить работу, ведь это все на благо Родины, подавляло боль, я продолжала работу, хромая, но сдерживая слезы от боли. И все это было не напрасно, а ради Отечества, ради мира на земле».

Все они, тогда еще молодые девушки или даже девочки с возможным светлым будущим, которое отняла у них война, вносили свой героический вклад в Победу. Земляные глыбы и насыпи, тысячи уложенных шпал и километры рельс, рекордные сроки выполнения стратегически важного объекта — все это сделано их женскими руками!

Надо сказать, что строительство этой железнодорожной ветки в 1943 году было самой масштабной, но далеко не единственной мобилизацией крупных человеческих сил на нашей территории.

Тысячи старооскольцев и белгородцев, не принимавших участие в боях, трудились в тылу. Они восстанавливали разрушенные зимними боями дороги, которые должны были находиться всегда в проезжем состоянии, шириною не менее 8 метров. Для этого женщины и дети вручную ровняли, укрепляли жердями, щебнем, засыпали песком ямы, а при необходимости привозили, за неимением лошадей — на коровах, материалы для восстановления дорожного полотна. Несмотря на недостаток рабочей силы, выполняли суточную норму в 1,5–2 раза. Цель была четкой и ясной — направить все силы на обеспечение снабжения фронта и максимально быстрое передвижение транспорта.

И только благодаря отваге и сплоченности людей немецкие войска были разгромлены и отброшены с нашей земли.

Время идет, но есть события, имена и даты, которые навсегда вписаны кровью в историю города Старый Оскол, в историю всеобщей Победы! Главное — о них помнят и гордятся! И память эта передаётся из поколения в поколение, не угасает и не даёт стереться страшным событиям. Память о Великой Отечественной войне должен с гордостью хранить каждый человек нашего государства!

Не забыт и великий подвиг старооскольских женщин, да и вряд ли когда-нибудь будет стерт из памяти. Напоминание тому — железная дорога, уходящая вдаль на сотню километров, по которой до сих пор исправно ходят поезда. А также памятник подле железнодорожного моста, на котором застывшие в камне хрупкие женские фигуры, занятые совершенно не женской работой, на которую их вынудила война, но они выполняли ее, несмотря ни на что, ведь каждый в то страшное время делал всё для Победы!

С каждым годом редеют ряды ветеранов, но остаётся память, сложенная из песчинок воспоминаний людей, сражавшихся за наше счастливое будущее. Она — печать в душе каждого из нас.

Наш долг помнить их имена подвиги, а также гордиться тем, что наши земляки, отдавая свои жизни, шли в бой ради того, чтобы в кровопролитной борьбе отстоять свободу и независимость нашего Великого Отечества. Их воспоминания — это память, память о былом, об опыте прошлого, о людях. Ведь никто не забыт — ни что не забыто!!!

Литература:

  1. Во имя победы. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (По документам и материалам областных архивов). Белгород, Белгородская областная типография, 2000.
  2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история. М., Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970.
  3. Никулов, А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) — Курск: ГУИПП «Курск». 1997. — 576с.