Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевченко, И. Н. Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр / И. Н. Шевченко, Ю. Е. Шершнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/509/18363/ (дата обращения: 13.05.2024).



На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка. Одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей [6].

Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е. П. Торранс; вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, А. В. Бакушинский, О. П. Радынова, Л. B. Школяр, А. Н. Лук и др.

В связи с реализацией ФГОС ДО [6] и ФОП ДО [7] в образовательном процессе произошли значительные изменения, в основном это заключается в новом подходе к организации образовательной деятельности дошкольников. Ведущим методом организации образовательных ситуаций, является игра. Организованная игра становится эффективным средством педагогического воздействия, которое позволяет комплексно подходить к решению различных образовательные задач, к таковой можно отнести и квест-игру.

В современном образовании квест-игры достаточно актуальны. По мнению Е. В. Гавришова, М.Миленков, квест-игры относятся к новым способам взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, которая позволяет взаимодействовать взрослым и детьми, проявляя инициативу и самостоятельность [4].

Театрализованные квест-игры деятельности являются уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. Современная технология квест-игры замечательно вписывается в педагогический процесс детского сада. Дошкольники в процессе квест-игр усваивают реальные процессы, проживают конкретные ситуации.

Квесты рассматриваются как инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников в детском саду, так как она развивает активную, деятельностную позицию дошкольника в процессе решения игровых поисковых задач [5]. В процессе прохождения образовательной деятельности, благодаря квест-технологии все дети включаются в игру, пропадает пассивность в поведении, скованность, напряжение. Ребенок сам проявляет инициативу, у него развивается воображение, ребенок начинает использовать логическое мышление.

В детском саду система педагогической работы по применению театрализованных квест-игр в педагогической деятельности, которая направлена на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста , реализовывалась поэтапно:

  1. Подготовительный этап. Цель: создание условий для применения квест-игр, как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: предметно-пространственная среда и подготовка методического обеспечения.

Работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением квест-игр требует взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому вначале работы реализовывался план методического сопровождения с целью использования квест-игр в образовательном процессе дошкольной организации. Цель которого является формирование готовности педагогов к применению квест-технологии в образовательной деятельности по развитию творческих способностей у дошкольников .

На данном этапе проводились следующие формы работы с педагогами: мастер-класс «Квест, как инновационная модель обучения», семинар-практикум «Использование современного образовательного оборудования при организации квест-игры, как одной из форм повышения познавательной активности детей»; оформлены информационные стенды, буклеты «Знакомство с технологией квестов».

  1. Основной этап. Цель: вовлечение дошкольников в активную, творческую деятельность; активизация творческих способностей, поисковой активности, формирование персональной ответственности за полученный результат, навыков взаимодействия с участниками игры, доброжелательность, взаимопомощь.

Игровая деятельность детей организовывалась в определенной последовательности. Игры проводились 1–2 раза в неделю, были включены в разнообразные формы и методы работы с дошкольниками. Усложнение игр определялось развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий [2].

В работе использовались музыкально-театрализованные квесты для старших дошкольников: «Путешествие по сказочной карте», «С Золушкой на бал», посвященный празднованию Дня Матери для детей старшего дошкольного возраста при участии их родителей. Дети совместно с мамами справлялись со всеми заданиями, которые им приготовила злая мачеха, для того чтобы Золушка смогла поехать на бал. Дети с родителями двигаются по карте по всем помещениям детского сада (спортзал, музыкальный зал, групповая комната, кабинет психолога).

Была проведена квест-игра «Приключения с любимыми героями», дети встречаются с различными сказочными персонажами, отправившихся в дорожную экспедицию, у них была цель узнать тайну Сказочника, с которым дети познакомились заранее, он приходил к ним в гости. В процессе игрового сюжета дошкольники по очереди передвигались по остановкам (этапам), при этом им необходимо было решить разнообразные задания (поисковые, активные, творческие, логические и пр.). Решение таких заданий позволяло им перейти на следующий этап, где они моги получить информацию, которой им не хватала для решения основной цели, то есть подсказку, это является также эффективным средством повышения мотивационной готовности к исследованию окружающего мира и двигательной активности.

3 . Заключительный этап. Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр.

На данном этапе была организована работа с родителями. Педагоги тесно сотрудничали с родителями (законными представителями), были разработаны циклы консультации разнообразной тематики, оформлены стенды с планируемыми мероприятиями и фотографиями проведенных мероприятий, проводятся дистанционные родительские собрания, привлекаются родители к совместной деятельности через мероприятия (совместные квест — игры, конкурсы, фестивали, и т. д.).

В нашем детском саду активизируем работу по развитию творческих способностей среди родителей через разнообразные формы: анкетирование родителей: «Творческая личность», «Театрализованная деятельность для детей». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы развития творческих способностей, выбрать формы общения; памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости развития творческих способностей; консультационный материал «Дошкольник и театр».

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Белошистая, А. В. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников //Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 9. — С. 62–69.

3. Веснина, Е. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Молодой ученый. — 2023. — № 7. — С. 242–243.

4. Гавришова, Е. В. Квест — приключенческая игра для детей //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2019 — № 10. — С.23–25.

5. Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 1–2.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.).